Гарни, Армения

Гарни, Армения

Музей-заповедник Гарни раскинулся на территории в 5 гектаров недалеко от одноименного поселка, в 28 километрах к востоку от Еревана. В него входит ряд историко-архитектурных памятников эллинистической и раннехристианской эпохи. Самые видные из них: Храм Гарни, посвященный богу солнца Митре, и одноименная крепость. Также значительный интерес представляют развалины царского дворца и бани, построенной по принципу римских терм. В 2011 году комплекс получил престижную премию ЮНЕСКО-Греция им. Мелины Меркьюри.

Храм Гарни

Подлинный и единственный шедевр эллинистической архитектуры в Армении - языческий храм Солнца в Гарни. Это один из древнейших памятников Армении, сохранившихся еще с эпохи язычества. Историки приписывают его строительство древнеармянскому царю Трдату, который принял христианство в качестве официальной религии в 301 году. Хотя многие ученые делают выводы о том, что он построен в I в. н. э.

Храм построен по канонам классической греческой архитектуры и внешне очень похож на знаменитый храм Афины в Греции. Фасад храма украшают 24 стройные ионические колонны, их венчает крыша с треугольным фронтоном. Основание храма – это высокий базальтовый подиум, на который ведет широкая лестница со стороны фасада. Храм отличается роскошной отделкой. Вырезанные в камне орнаменты, барельефы коленопреклоненных человеческих фигур на подиуме того же храма, базальтовые колонны, карнизы, капители, украшенные хорошо сохранившейся резьбой, изображающей виноградные лозы, плоды граната и другие элементы древнеармянского орнамента, указывают на высокую степень развития скульптуры в древней Армении. Статуя Митры стояла во внутреннем помещении храма на возвышении алтаря, так, чтобы пришедшие поклониться Богу могли видеть ее, находясь на улице перед зданием.

Храм Солнца, Гарни, Армения
Храм Солнца, Гарни, Армения
Храм Солнца, Гарни, Армения

Периодически жрецы устраивали для прихожан своеобразный мистический спектакль. В определенное время лучи солнца под углом падали сквозь квадратное отверстие в крыше храма на большой отполированный камень, закрепленный над входом в святилище. Отражаясь от ровной поверхности камня, солнечные лучи попадали на залитую водой или маслом квадратную дыру в полу в центре комнаты. От водной глади лучи тоже отражались и, на сей раз, освещали ярким светом статую бога Митры. Так жрецы являли людям чудо Божественного Солнца.

В 1679 году по Армении прокатилось сильное землетрясение, разрушившее множество строений. Пострадал и Храм Солнца. Его обломки разлетелись по ущелью реки Азат. Но в 1966-1976 годах храм удалось восстановить благодаря опытным реставраторам и местным жителям, которые в течение нескольких лет собирали кусочки разрушенного здания по окрестным склонам. Сегодня святилище Бога Солнца удалось восстановить в его первозданном виде, хотя отдельные элементы заменены на современные.

Храм стоит на холме, окруженном виноградинками, с трех сторон его окружает фантастически красивое горное ущелье. Отсюда хорошо просматривается обширная Араратская долина со сверкающими в голубой выси снежными вершинами Арарата, открывается замечательный вид на ущелье реки Азат, к которой слева вплотную подступают розовые скалистые отроги Гегамского хребта.

Крепость Гарни

Крепость Гарни - одно из ярких свидетельств многовековой культуры дохристианского периода Армении. Она расположена в живописной горной местности, откуда открывается фантастический вид на живописные окрестности. Крепость была основана в III - II веках до н.э. В фундаменте стены обнаружены остатки крепости эпохи бронзы. Затем следует более поздняя кладка (первая половина III века до нашей эры). Верхний ряд стены состоит из такой же кладки и относится к I веку нашей эры.

Во времена правления Арташесидов и Аршакуни крепость являлась важным оборонительным сооружением, а так же летней резиденций царей. Крепость имела треугольную форму (острым концом к ущелью) и располагалась на возвышенности с двух сторон окруженной глубоким ущельем. Крепость сложена из огромных базальтовых камней, укрепляли крепость 12 квадратных башен. Общая длина стен - 314 метров, ширина 2,1 метра.

Армянские правители сделали ее практически неприступной. Но в 59 году н. э. римские войска разрушили крепость, но армянский царь Трдат полностью восстановил ее, а также построил неподалеку языческий храм Солнца.

Дворец и баня

Из раскопанных на территории крепости зданий значительный интерес представляет дворцовое сооружение, в свое время, судя по остаткам, богато разукрашенное внутри и снаружи. Недалеко от дворца располагалась баня, которая сооружена в конце III в. н. э. и отмечена чертами, характерными для римских бань того времени.

В одном из них сохранился мозаичный пол, являющийся прекрасным образцом изобразительного искусства древней Армении. Эта находка, открытая в 1953 году являет собой мозаику размером 2,9x2,9 метра. Мозаика выложена на известковом растворе из мельчайших камней-самоцветов. В середине, в четырехугольной раме представлены головы мужчины - с греческой надписью «Океан» и женщины с надписью «Море».

Обрамления мозаики - различные божества, преимущественно морские, и рыбы. Мозаика составлена из 15 видов местного камня, встречающихся в каньоне протекающей рядом реки Азат. Двухэтажный дворец и античные бани с мозаиками сегодня можно увидеть лишь в виде развалин.

Garni, Armenia

Garni, Armenia

Garni is remarkable with a number of historical and architectural monuments of the Hellenistic and early Christian era. The most prominent among them are Garni temple and the fortress of the same name. Moreover, there you will find the ruins of the royal palace and baths built according to the Roman methodology. The museum-reserve is situated on the territory of 5 hectares, 28 kilometers away from Yerevan. In 2011 the complex received the prestigious award of the UNESCO-Greece Melina Mercouri International Prize. 

Garni Temple 

The true and unique masterpiece of Hellenistic architecture in Armenia is the pagan temple of the Sun, Garni. It is one of the most ancient landmarks in Kotayk and whole Armenia which has survived since pagan period. Historians attribute its erection to the ancient-Armenian tsar Trdat who adopted Christianity as official religion in 301. Although many scientists believe that it was constructed in the 1 st century AD.

The temple was built in conformity with the canons of classical Greek architecture and outwardly is very similar to the well-known Temple of Athena in Greece . The temple's facade is decorated by 24 slender Ionian columns crowned by the roof with a triangular pediment. The temple's basis is a high basalt podium with a wide staircase leading from the facade. The temple is distinguished by magnificent furnish. The stone cut ornaments, the bas-reliefs of kneeling human figures on a podium of the same temple, the basalt columns, the eaves, the capitals decorated with well preserved carving showing grapevines, pomegranates and other elements of ancient Armenian ornamentation testify about the high degree of development of sculpture in ancient Armenia.

Temple of the Sun, Garni, Armenia
Temple of the Sun, Garni, Armenia
Temple of the Sun, Garni, Armenia

The statue of Mitra stood inside the temple on the altar so everyone could see it while praying outside the building.

From time to time the priests staged a kind of mystical performance for parishioners. At certain time the sun beams fell on the big polished stone in front of the temple through a square aperture in the temple roof. Reflected from the even surface of the stone the solar beams reached the square hole in the floor of the room filled with water or oil. The reflected beams brightly lit the statue of Mitra and showed people the miracle of the Divine Sun.

In 1679 Armenia was struck by the mighty earthquake which destroyed numerous buildings. The Sun Temple suffered too. Its fragments scattered all over the river Azat gorge. But in 1966-1976 the temple was restored thanks to the skilled specialists and local residents who had collected the pieces the destroyed building on the neighboring slopes for several years. Today the temple of the Sun God has been restored in its original shape with separate missing elements replaced with modern ones.

The temple stands on the hill surrounded with vineyards surrounded with beautiful mountain gorge from three sides. From there you will see the huge Ararat Valley with white tops of the Ararat, the fantastic Azat river gorge and pink rocky spurs of the Geghama Ridge.

Garni Fortress

Garni Fortress is one of vivid evidences of centuries-old culture of pre-Christian period in Armenia . It is located in the picturesque mountainous district with the fantastic view. The fortress was erected in the 3rd – 2nd centuries BC. The remains of a Bronze Age fortress were found in the wall base. Then a later masonry follows (first half of the 3 rd century B C). The wall's upper part has the same masonry and is dated the 1 st century AD.

In the days of Artashesid and Arshakuni dynasties rulers the fortress was the important defense structure as well as the summer residences of the tsars. The fortress was of triangular shape (with the acute angle facing the gorge) and was situated on a height surrounded with the deep gorge from the two sides.

The fortress was made from huge basalt stones and reinforced with 12 square towers. The total length of the 2.1- meter walls is 314 m. Armenian rulers made its practically impregnable. But in 59 AD Roman armies managed to destroy it. Armenian tsar Trdat completely restored the fortress and added the pagan temple of the Sun.

Palace and Bath

The temple found on the territory of the fortress is very attractive judging by the remains of richly decorations both inside and outside. Not far from the temple was the typical Roman bath built in the end of the 3 rd century. One of them is the mosaic floor made in the best traditions of the fine arts of ancient Armenia.

This 1953 find is a 2.9 x 2.9 m mosaic. The small size precious stone mosaic was inlaid on mortar. Its center shows a man's a woman's heads in rectangular frame with the words “Ocean” and “Sea” in Greek. The setting of the mosaic depicts various sea gods and fishes. The mosaic was made from 15 varieties of local stones from the Azat river canyon.

The two-storey palace and antique baths with the mosaics have survived only in ruins.