Музей Эребуни, Ереван

В 1968 году, в честь основания города Эребуни, которому тогда исполнилось 2750 лет, у подножия холма Арин-Берд был открыт Музей «Эребуни», где экспонируются ценные уникальные образцы культуры Урарту.

Над центральным входом музея располагается огромный барельеф с изображением царя Аргишти I, ставшего основоположником города. Более 1500 экспонатов, которые были найдены при раскопках древней крепости в1950-1959 гг., являются достоянием музея. В коллекцию также входят презенты, полученные Ереваном в честь 2750-летнего юбилея. Особый интерес у туристов, посещающих музей, вызывают экспонаты древней клинописи, доспехи и холодное оружие, предметы и украшения из агата и стекла, браслеты из бронзы, монеты Цезаря Августа, серебряные ритоны (сосуды для питья).
Город Эребуни имеет очень интересную историю, а одноименная крепость считается одной из древнейших в мире.

История города Эребуни

В 782 г до н.э. царь Урарту Агришти I решил построить город с крепостью в Араратской долине для стратегического пункта обороны. Жители страны, уже владеющие к тому времени навыками строительства искусственных оросительных каналов, провели в город воду. Эребуни за несколько лет превратился в цветущий сад.

Долгое время город оставался единственным во всей долине, но позже, Агришти I построил еще один довольно крупный город – Аргиштихинили, который уже выполнял исключительно хозяйственные нужды и не являлся стратегическим объектом.

Так как Эребуни находился на территории современного Еревана, ученые полагают, что это и был древний Ереван, а 782 г до н.э можно считать датой начала существования сегодняшней столицы Армении. В названиях «Эребуни» и «Ереван» действительно слышится созвучие.

Основные жилые квартала древнего поселения располагались у подножья холма Арин-Берд, а на его вершине была цитадель. Общая территориальная площадь города составляла примерно 200 га (2 кв. километра). Археологам при раскопках удалось обнаружить на соседних холмах частицы урартской керамики, поэтому есть предположение, что этаблизлежащая территория тоже входила в состав Эребуни.

Расположение крепости было выбраноцарем не зря. С вершины холма отлично просматривалась практически вся Араратская долина и большая часть дорог региона. Цитадель имела треугольную форму и в высоту составляла 65 м. Для того чтобы построить крепость, вершину Арин-Берд предварительно выровняли. Общая площадь стратегического объекта составляла более 8 гектаров.

Крепость имела всего один подъезд с юго-восточной части, так как с других сторон были слишком крутые склоны. У подъезда находились главные ворота. Именно в их фундаменте археологи обнаружили надпись царя Аргишти I об основании цитадели.

На территории крепости располагались храм бога Халди, храм «Суси», зернохранилища, жилые помещения для воинов, мелкие хозяйственные постройки, винные кладовые.

Уникальная архитектура крепости Эребуни

Внешняя часть крепостной стены состояла из 2-х метрового цоколя, выложенного базальтовыми камнями. Кое-где использовался и туф. Над цоколем возвышалась стена из кирпича-сырца, высотой в 7 метров. Через каждые 8 метров стена была усилена контрфорсами 5-ти метровой ширины. Чтобы скрепить базальт и кирпичную кладку, строители использовали глиняный раствор. Вокруг крепости шли подмостки, которые укрепляли фундамент и помогали часовым делать обходы. В отличие от более поздних построек в Урарту, нижние части стен крепости не имели расширения.

Практически во всех помещениях цитадели пол стелился на скальную основу. Неровности покрывались стяжкой из глиняной массы, толщиной около 10 см, затем выкладывались кирпичом, а в жилых комнатах добавлялся еще и слой дерева. Все внутренние постройки крепости также состояли из базальтового фундамента и кирпичных стен. Двери и перекрытия комнат изготавливались в основном из деревянных брусов. Крыши сооружений делали из дерева, а сверху покрывали камышом.

Отдельного внимания заслуживает храм Халди в крепости Эребуни. Это был один из самых крупных храмов во всем Урарту. Святилище состояло из четырех частей: большого зала, подсобной комнаты, квадратной башни с лестницей и П-образного двора. Полы в церкви были выложены мелкими деревянными дощечками, сильно напоминавшими современный паркет.

Архитектура перистильного двора храма не была свойственна типичному урартскому стилю, а была позаимствована у восточных построек. Крыша двора поддерживалась 12 колоннами, пол был выложен мелкими булыжниками, а под ним располагалась система отвода сточных вод. Внутренние стены храма имели голубой фон и были декорированы росписью и фресками.

Храм «Суси» был намного меньше. Он состоял из одного внутреннего помещения и небольшого двора. В глубине святилища находился жертвенный алтарь. Обряд жертвоприношения был связан с огнем, для отвода дыма в потолке храма оставалось отверстие, которое также служило источником света. Стены святыни тоже были украшены росписью.

Эребуни после падения Урарту

После падения государства Урарту в VI веке до н.э. и в последующие времена Эребуни продолжил свое существование как город раннеармянского и эллинистического периодов. Это доказывают найденные археологические материалы.

Во времена власти ахеменидов в Арин-Берде перестраивался ряд сооружений в крепости - храм бога Халди был превращен в многоколонный зал. Был переделан и храм Суси, а также открытый двор, и тем самым был изменен весь план крепости. Все эти постройки свидетельствуют о том, что Эребуни и в дальнейшем продолжал существовать как административный центр в Араратской долине.

Музей

В музее собраны все предметы и уникальные артефакты, которые удалось найти археологам при раскопках древнего города, а также соседней территории –города Тейшебаини. Чтобы избавить музей от узкой направленности, в нем собрали и другие исторические экспонаты, привезенные со всех уголков Армении.
На некоторое время раскопки на территории цитадели были приостановлены, но потом возобновились. Многие части крепости, а также внутренние постройки отреставрированы. Те фрагменты строений, которые сохранились лучше всего, оставлены в оригинале, чтобы продемонстрировать посетителям все тонкости древних урартских кладок.
В будущем ученым предстоит открыть еще много тайн Эребуни, продолжая археологическое исследование местности. С уверенностью можно сказать, что это один из интереснейших памятников зодчества, которым гордится современная Армения.

Erebuni Museum, Yerevan

In 1968 at the foot of the Arin-Berd hill the Erebuni museum opened the doors to its first visitor. The event was timed to the 2750th anniversary of the Erebuni city. The custodian of historical artifacts holds valuable and unique samples of the Urartian culture.

There is a huge bas-relief (low relief) with the image of the King Argishti I (of Urartu), the founder of the city, above the central entrance of the museum. The museum displays vver 1500 exhibits found during the excavations of the ancient fortress in 1950-1959. The collection also includes the presents Yerevan received in honor of the 2750th anniversary. Tourists visiting the museum are mostly interested in the exhibition of the ancient cuneiform, armor and cold steel, items and jewelry from agate and glass, bracelets from bronze, coins of the Cesar August, silver ritons (vessels for drinking).

The city of Erebuni has a very interesting history; in addition, the fortress with the same name is one of the most ancient citadels in the world.

The history of the Erebuni city

In 782 B.C., the King Argishti I of Urartu, decided to build a city with a fortress on the Ararat plain with a strategic point of defense. Residents of the country, who had good skills in construction of artificial drainage channels, brought water to the city. Erebuni turned into a blossoming garden within a few years.

The city had been the only one in the entire valley for a long period of time, but later, Agrishti I built another big city – Argishtikhinili, that was used for economic purposes and did not serve as a strategic point.

Thus, Erebuni was on the territory of the present Yerevan; scientists suggest that it was the ancient Yerevan, and the year 782 B.C. can be considered the establishment date of the current capital of Armenia. The names “Erebuni” and “Yerevan” sound alike indeed.

At the foot of the Arin-Berd hill the main residential quarters of the ancient settlement were situated, a citadel - on its top. General territorial area of the city was around 200ha (2 mln sq.m). During the diggings, archaeologists managed to discover bits of Urartian ceramics on the neighboring hill, thus it is supposed that nearby territory also was a part of Erebuni.

Location of the fortress was not chosen by the King accidentally. The top of the hill provides an excellent view of practically the entire Ararat plain and the main roads of the region. The citadel had a triangular shape and was 65m tall. In order to erect the fortress, the Arin-Berd hill was leveled in advance. The total area of the strategic object was more than 8 ha (80 000 sq.m).

The fortress had only one access from the southeastern part, since there were steep cliffs from other sides. In its foundation archaeologists discovered inscription of the King Argishti I about the establishment of the citadel.
On the territory of the fortress there were temple of the God Khaldi, temple of “Susi”, granary, residential rooms for warriors, small household constructions, wine cellars.

Unique architecture of the Erebuni fortress

The external part of the wall consisted of 2-meter plinth laid with the basalt stones. Sometimes they even used tuff. Above the plinth, there was a wall from raw brick of 7m in height. Every 8 meters the wall was strengthened with 5m wide counterforts. In order to bolt basalt and brick layer, builders used the mud mortar. Scaffolding around the fortress fortified the foundation and helped the guards carry out their rounds. Unlike later constructions in Urartu, lower parts of the walls did not enlarge.

Practically in all rooms of the citadel, the floor was lying on the rock foundation. Uneven parts were covered with tie-rod from mud mass 10cm thick, and then laid with bricks; in the residential rooms a layer of wood was added as well. All inner constructions of the fortress were also from basalt foundation and brick walls. Doors and covering of the rooms were made mainly from wooden timber. Roofs of the buildings were done from wood and covered with reed on the top.

Special attention deserves the temple of Khaldi in the Erebuni fortress. It was one of the biggest temples in the entire Urartu. The sanctuary comprised of four parts: big hall, subsidiary rooms, square tower with a staircase and U-shaped courtyard. Floors in the church were laid with small wooden tablets, similar to present parquet.

The architecture of the peristyle (column framed building with internal garden) yard of the temple was not typical to the Urartian style, rather close to the eastern constructions. The roof of the yard was supported with 12 columns; the floor was laid with shallow cobblestones, and beneath was the water drainage system. Inner walls were of blue color decorated in paintings and murals.

The “Susi” temple was much smaller. It consisted of one inner room and a little yard. There was an altar for sacrifices deep inside the shrine. The ceremony of sacrifice was connected to fire, with a hole in the ceiling of the temple for the smoke to go out, that also served as a source of light. Walls of the shrine were also adorned with painting.

Erebuni after the fall of Urartu

After the fall of the state of Urartu in the 6th century B.C. and in the following period, Erebuni continued its existence as a city of early Armenian and Hellenistic periods. Archaeological items discovered there proved it.

During Achaemenids rule, a number of constructions in the fortress were re-organized: the temple of Khaldi was transformed into a multi-column hall. The peristyle yard of the Susi temple was redone; as a result, the entire plan of the fortress was amended. All these erections suggest that Erebuni had kept the role of the administrative center in the Ararat plain even over the following centuries.

Museum

The museum holds all items and unique artifacts found by archaeologists during the excavations of the ancient city, as well as on the neighboring territory of the city Teyshebaini. To release the museum from the narrow focus, there were collected other historical exhibits from all corners of Armenia.
For some time, excavation works on the territory of the citadel were suspended, but later resumed. Most parts of the fortress, as well as inner constructions, were restored. The fragments of the buildings that reached us in a rather good condition were left in original in order to demonstrate the visitors all subtleties of ancient Urartian brickwork.
It is surely to say, this is one of the most interesting monuments of the architecture that present Armenia is proud of and further archaeological studies will discover new mysteries of Erebuni.