Музей Александра Таманяна, Ереван

История человека, который построил город

Музей Александра Таманяна, ЕреванАлександру Таманяну – художнику, народному архитектору Армянской ССР и заслуженному академику архитектуры, город Ереван обязан своим обличием. Именно этот человек стал автором генерального плана по застройке столицы Армении. С тех пор и по сей день многочисленные здания, созданные Таманяном, украшают город и хранят в себе память о талантливом специалисте.

Краткая биография А. Таманяна

Таманян родом из Ростовской области, города Екатеринодара (ныне Краснодара). Александр появился на свет в 1878 году, 16 марта, в семье обычного банковского служащего.
В 1888 он поступил в Александровское реальное училище Кубани и блестяще окончил его в 1898 г.

Далее, молодой человек продолжает образование, поступив на архитектурное отделение Санкт-Петербургской Академии художеств.
Еще не окончив высшего образования, в 1902 году Таманян впервые применяет свои знания на практике, подрабатывая в мастерской профессора А. Померанцева. За тот период юный архитектор создает несколько небольших построек на Смоленском армянском кладбище. Первые его работы были сделаны в духе неоклассицизма, столь популярного в те времена.

В 1904 г. Александр заканчивает учебу и становится дипломированным специалистом. С того периода Таманян около 15 лет занимался широкой архитектурно-строительной деятельностью по всей России, особенно в Петербурге.

В 1923 году он переезжает в Ереван, где возглавляет проект по застройке столицы Армении. Именно так началось возрождение Еревана. Немногим известно, что в основу городского плана главный архитектор положил самый прогрессивный метод градостроительства – «планировку солнечных лучей».

В Ереване Таманяну принадлежат следующие работы:

• Гидроэлектростанция (ЕРГЭС-1, 1926 г);
• Театр оперы и балета имени А. Спендиарова (1926-1953);
• Дом правительства (1926-1941);
• Площадь Республики;
• Дом правительства Армянской ССР на площади Республики;
• Здание Физиотерапевтического института;
• Здание Зооветеринарного института;
• Здание Политехнического института;
• Анатомический центр Медицинского института.

Из работ, которые были выполнены архитектором в других городах России, можно отметить реконструкцию Армянской церкви на Невском проспекте в Петербурге (1904-1906), доходный дом князя С.А. Щербатова на Новинском бульваре в Москве (1911-1913), особняк В.П. Кочубея в Царском Селе (1911-1912), центральные мастерские Казанской железной дороги в Люберцах (1916). И это лишь часть того, что удалось сделать Александру.

А. Таманяна не стало в 1936 году. Он прожил 57 лет, большую часть из которых посвятил своему любимому делу. Его имя стало бессмертным, навсегда запечатлевшись в архитектурных творениях, созданных с его легкой, талантливой руки. В 2001 году в честь великого мастера был создан музей.

Музей Александра Таманяна

Музей полностью посвящен жизни и работе прославленного архитектора. Здесь можно увидеть фотографии и макеты всех зданий, спроектированных Таманяном. Главной экспозицией считается генеральный план Еревана, который был утвержден в 1924 году. Именно с этих чертежей началось развитие города, продолжающееся и сегодня. Некоторые идеи и планы, которые Александр не успел воплотить при жизни, были доработаны и реализованы его последователями. В честь архитектора в центре столицы также установлен памятник.

Посетив музей, вы сможете прикоснуться к истории градостроительства не только Армении, но и всего постсоветского пространства.

Alexander Tamanian Museum, Yerevan

The story of a person who had built a city

Alexander Tamanian Museum, YerevanThe city of Yerevan owes its look to Alexander Tamanyan, the artist, people’s architect of the Armenian SSR and the Honored academician of architecture. He was the author of the general plan of design layout of the Armenian capital. Since then and up to now, numerous buildings created by Tamanyan adorn the city and preserve the memory about the outstanding specialist.

Short biography of A. Tamanyan

Tamanyan comes from Rostov region, the city Yekatirinodar (now Krasnodar). Alexander was born in 1878, on 16 March, in the family of a common banker. In 1888 he was accepted to the Alexandrovsk school of Kuban and had graduated it with flying marks in 1898.

Later, a young man continued his education and entered the Architectural department of the Academy of Arts of Saint-Petersburg.

It was already in 1902 when Tamanyan had succeeded to apply his knowledge into practice by working in the master studio of Professor A. Pomerantsev. During that period, he created few small constructions on the Smolensk Armenian cemetery. His first works were done in the spirit of neoclassicism, so much popular at that time.

In 1904, Alexander graduated from his studies and became a specialist. Since then and for the next 15 years, Tamanyan had dealt with a broad architectural-construction activity across the entire Russia, especially in Petersburg.

In 1923, he moved to Yerevan where he had led the project on building the capital of Armenia. This was the first steps of erection of Yerevan. Few know, that the main architect had used the most progressive method of city building – “planning of solar rays” into the foundation of the city plan.

Following projects in Yerevan belong to the work of Tamanyan:

• First Hydroelectric Power Plant (ERGES-1, 1926);
• National Academic Opera and Ballet Theatre (1926-1953);
• Government House (1926-1941);
• Republic Square;
• Government House of the Armenian SSR on the Republic Square;
• Institute of Physiotherapy;
• Institute of Zoology and Veterinary;
• University of Architecture and Construction;
• Anatomic center of the Institute of Medicine.

Among the works of the architect in other cities of Russia, it is to mention the reconstruction of the Armenian Church on the Nevskiy prospect (Avenue) in Petersburg (1904-1906), House of Prince Sherbatov on Novinskiyboulevard in Moscow (1911-1913), Kochubey mansion in Tsarskoeselo(1911-1912), central workshops of Kazan railroad in Lyubertsi (1916). This is only the part that Alexander had managed to accomplish.

A.Tamanyan passed away in 1936. He lived 57 years, and dedicated most part of his life to beloved work. His name remained eternal in architectural erections created by his talented hand. In 2001, there was a museum opened in the honor of the great architect.

Museum of Alexander Tamanyan

The museum is completely dedicated to the life and works of the outstanding architect. Here you can see photos and models of all buildings projected by Tamanyan. The main exposition is the general plan of Yerevan approved in 1924. The development of the city had started from these drafts, and is continuing today. Some ideas and plans that Alexander did not manage to realize during his life had been finished and applied by his followers. There is also a monument in the center of the capital city in honor of the architect.

After visiting the museum, you will learn so much about the history of city planning not only of Armenia, but the entire Post-Soviet space.