Ниса, окрестности Ашхабада

Ниса, окрестности АшхабадаВсего в 18 км от города Ашхабада, на окраине села Багир, расположен уникальный памятник старины – развалины древнего городища Ниса, блиставшей когда- то столицы знаменитого Парфянского царства, существовавшего с III в. до н.э. по III в.н.э. Исторический комплекс включает в себя два археологических памятника - Старая и Новая Ниса.

Особый интерес для туристов представляет Старая Ниса (в древности город Митридаркерт). Это прочная крепость, имеющая форму неправильного (вытянутого) пятиугольника (площадью 14 га) и один неприступный бастион. Крепостные стены в основании достигают 9 метров и были дополнительно укреплены 43 прямоугольными башнями.

В Старой Нисе были сосредоточены дворцовые и храмовые постройки. Здесь проводились торжества в честь обожествленных представителей династии Арсакидов — правителей Парфии.

Внутри Старой Нисы находились два крупных архитектурных комплекса: северный и южный. Первый, как таковой, уже не существует (там располагались винные склады и царская сокровищница), зато второй является ныне главной достопримечательностью всей Нисы. В нем на сегодняшний день остались три объекта, представляющих интерес для туристов. Первое – большое башенное сооружение, единственное пока обнаруженное двухэтажное строение. Оно возвышалось когда-то не только над мемориальным комплексом Нисы, но и над всей округой и было видно издалека, за много километров. Даже сейчас на его сводчатые стены, мастерски выложенную сырцовую кладку, продуманность и цельность его неповторимой архитектуры смотришь с неподдельным восхищением.

Ниса, окрестности АшхабадаВторое - руины огромных колонн и стены на высоту около 2- 3 метров. Хотя, в те времена это было едва ли не самое роскошное помещение храмового комплекса, украшенное статуями обожествленных парфянских царей. И третье - так называемый, «Круглый зал» диаметром 17 метров . Архитектура Старой Нисы – уникальна, самобытна и не имеет аналогов во всей Центральной Азии. Здесь гармонично слились архитектурные традиции античной Греции, Рима и Востока. Нису строили местные архитекторы и строители, прекрасно усвоившие методику и стиль западных мастеров. Творчески переработав их, они создали свое новое неповторимое зодчество. Старая Ниса существовала только до III века до н.э., в период когда территория управлялась династией Аршакидов.

Новая Ниса – это древнее городище с жилищами местной аристократии, окруженное огромными гектарами цветущих садов. В отличие от Старой Нисы жизнь здесь продолжалась еще много веков после падения державы Аршакидов. Правда, более двух веков город пустовал, разрушенный Сасанидами. Только во второй половине V века его восстановил Сасанидский царь Фируз, оценивший удобное местоположение Нисы. В 651 году Ниса вошла в состав Арабского халифата. В 1220 году Нису, как и другие крупные города Средней Азии постигла общая катастрофа: осада и разрушение монголами.

Nissa, Ashgabat Vicinity

Nissa, Ashgabat vicinityNot very far (only 18 km ) from the city of Ashgabat in the outskirts of Bagir village there is a unique ancient monument, the ruins of ancient settlement Nissa. It used to be the capital of Parthia which had existed from the third century B.C. to the third century A.D. The Historical complex includes two archeologic monuments - Old and New Nissa.

Old Nissa (formerly Mitridatkert) is especially attractive tourists. It is a strong fortress in a form of an irregular pentagon ( 14 hectares ) and one unapproachable bastion. The fortifications are 9 meters thick foundation and were strengthened by 43 rectangular towers.

Old Nissa had various palace and temple structures. It was a place of festivals dedicated to the idolized representatives of Arsakid dynasty - Partian governors.

Nissa, Ashgabat vicinity

Inside Old Nissa there were two large architectural complexes: northern and southern. The first one has ceased to exist (there used to be wine warehouses and the imperial treasury), but the second is the main attraction of the entire Nissa. There are three places of interest for tourists. The first is a big tower, the only available two-storied structure. It towered not only above the memorial complex of Nissa but also the entire area and was visible from a distance of many kilometers. Even now its vaulted walls, masterful mud-brickwork, the reasonableness and integrity of its unique architecture attract visitors who look at it with genuine admiration.

The second is the ruins of huge columns and walls of about 2- 3 meters in height. In those days it was probably the most magnificent room of the temple complex decorated with the statues of idolized Parthian kings. And the third one is the so-called «the Circular Hall" (17 m in diameter). The architecture of Old Nissa is unique, original and has no analogues in the entire Central Asia. Architectural traditions of ancient Greece, Rome and Orient harmoniously merged there. Nissa was built by local architects and builders who had perfectly acquired the techniques and styles of western masters. Having skillfully adapted them, they created completely new unique architecture. Old Nissa had existed only until the 3rd B.C. during the rule of Arshakid dynasty.

New Nissa is an ancient settlement with dwellings of local aristocracy surrounded with hectares of blossoming gardens. People lived there for a long time even after the fall of Arshakids. However, the city was deserted for more than two centuries, after it had been destroyed by Sasanids. Only in the second half of the 5th century it was restored by Sasanid king Firuz who appreciated the convenient location of Nissa. In the year of 651 Nissa was a part of Arabian caliphate. In 1220 Nissa as well as other large cities of Central Asia suffered from Mongols invasion.