Аяз-кала, Каракалпакстан

История крепости Древнего Хорезма

В пустыне Кызылкум, на пестрых обрывах одного из восточных отрогов Султауиздага возвышаются развалины одной из крупнейших крепостей Древнего Хорезма – Аяз-калы.

Народные предания связывают название этой крепости с именем легендарного воина-раба Аяза. Аяз – герой среднеазиатского тюркского фольклора. Полумифический богатырь, согласно легенде, добивался любви царевны-амазонки, жившей в крепости Кырк-Кыз.

По данным археологов крепость Аяз-кала относится ко II веку н.э. – периоду расцвета Кушанской империи. Она входила в систему пограничных крепостей защищавших оазис со стороны пустыни, располагаясь цепочкой с Востока на Запад. Все крепости располагались на видимом расстоянии друг от друга, вероятно для того, чтобы было удобно передавать сигналы о приближении врага.

Крепость Аяз-кала, Каракалпакстан
Крепость Аяз-кала, Каракалпакстан
Крепость Аяз-кала, Каракалпакстан

Комплекс Аяз-кала интересен тем, что в отличие от других крепостей Древнего Хорезма, здесь находятся неукреплённые сельские поселения, представляющие собой комплекс жилых домов, каждый из которых состоит из большого обнесённого невысокой кирпичной стеной двора, занятого, видимо, в то время садами и огородами. У одной из стен двора отдельно расположен относительно небольшой дом с 15 комнатами, что указывает на то, что в это время уже начался процесс обособления отдельных семей от родовой общины. Возможно, это был дом богатого чиновника или начальника гарнизона.

Среди множества неукреплённых сельских домов комплекса Аяз-кала выделяются три постройки-крепости, обладающие значительными размерами. Аяз-3 – гигантская крепость с большим двором, обнесенным могучими стенами с башнями и предвратным лабиринтом. Возле ее северо-восточного и северо-западного углов расположены 40-комнатные дома, крестообразно пересеченные коридорами.

Крепость Аяз-кала, Каракалпакстан
Крепость Аяз-кала, Каракалпакстан
Крепость Аяз-кала, Каракалпакстан

Рядом на скале возвышаются развалины Аяз-2, также относящиеся к кушанскому периоду, но реконструированные афригидами в V-VII вв. На обрыве плато к поселению примыкает Аяз-1 с полукруглыми башнями, предвратным лабиринтом, сводчатой галереей в основании стен и высеченным в скале колодцем в центре, вокруг которого располагалось главное богатство жителей – домашний скот. На северо-востоке от Аяз-1 расположены остатки сторожевой башни.

Таким образом, Аяз-кала был не городом и не поселением, а крепостным комплексом, где почти 19 столетий назад располагались пограничные отряды кушанов.

Тысячелетиями пески скрывали руины крепости Аяз-кала, но сегодня благодаря многочисленным археологическим раскопкам, каждый может прикоснуться к его истории.

Ayaz-Kala, Karakalpakstan

History of the Fortress of Ancient Khorezm

On the colorful cliffs of one the Sultauizdag eastern spurs, in the Kyzyl Kum desert there survived ruins of one of the largest castles of ancient Khorezm– Ayaz-Kala.

Folk legends associate the name of the fortress of with the name of the legendary warrior-slave Ayaz. Ayaz is a Central Asian Turkic folklore hero. The semi-mythical hero, according to a legend, threw himself at an Amazon princess who lived in the Kirk-Kiz fortress.

The archaeologists claim that the Ayaz-Kala fortress belongs to the II century AD – a heyday of the Kushan Empire. Stretching in a chain from East to West it was part of a system of frontiers, built to protect the oasis on the side of the desert. All fortresses were located on a visible distance from each other, probably in order to make transmission of signals of approaching enemy convenient.

Ayaz-Kala, Karakalpakstan
Ayaz-Kala, Karakalpakstan
Ayaz-Kala, Karakalpakstan

The Ayaz -Kala complex is interesting because unlike other castles of ancient Khorezm, it has unfortified rural settlements – a set of residential buildings, each with a large yard, enclosed by a low brick wall and planted, apparently, with gardens and orchards at the time. At one of the walls of the yard there is a relatively small detached house with 15 rooms, indicating that the process of separation of individual household from a tribal community had already begun at that time. Perhaps it was the home of a wealthy official or garrison commander.

Among dozens of unfortified farmhouses in the Ayaz-Kala complex, three fortresses-buildings stand out for their significant size. They are Ayaz-3, a giant fortress with a large courtyard surrounded by strong walls with towers and a maze near the gate. Near its north-eastern and north-western corners there are 40-room houses cross-cut with hallways.

Ayaz-Kala, Karakalpakstan
Ayaz-Kala, Karakalpakstan
Ayaz-Kala, Karakalpakstan

The Ayaz-2 ruins sprung on a rock, also date back to the Kushan period, but reconstructed by the Afrigids in the V-VII centuries. On the cliff plateau, adjacent to the settlement there is Ayaz-1 with semicircular towers, a maze near the gate, arched gallery in the wall base and a well, cut in the center of the rock, which was a place for the livestock – the main wealth of the inhabitants–to gather around . In the north-east of Ayaz-1, there are remains of a watchtower.

Thus, Ayaz-Kala was neither a city nor a settlement, but a fortress complex, which accommodated Kushan border detachments nearly 19 centuries ago.

The Ayaz-Kala ruins have been hidden with the sands for millennia, but today thanks to numerous archaeological excavations, we can touch its ancient history.