Мечеть Биби-Ханум, Самарканд

Мечеть Биби Ханум: описание и история создания

Величественные голубые купола мечети Биби-ханум – необыкновенное зрелище. Дух захватывает уже от того, с каким размахом построено это монументальное сооружение, поражающее своими размерами и красотой. Её купол в древности сравнивали с небесным сводом, а арку портала - с Млечным Путем.

Как и со всеми памятниками Самарканда, с мечетью Биби-Ханум тоже связано красивое предание. Согласно ему, грозный правитель выстроил мечеть в честь своей любимой жены Биби-Ханум. После успешного похода в Индию Темур задумал выстроить самое большое здание Востока, мечеть, превосходящую по своим размерам все мечети мира. Сверкающие стены, высокие минареты, широкий, отделанный резным мрамором портал мечети по замыслу должны были восславить в веках имя Темура и его любимой жены.

Мечеть Биби Ханум, Самарканд
Мечеть Биби Ханум, Самарканд
Мечеть Биби Ханум, Самарканд

Сотни архитекторов, художников и строителей были привезены в Самарканд. Строительство продолжалось 5 лет (1399-1404) и по возвращению из военного похода Темур застал мечеть готовой. Двор мечети опоясывали роскошные галереи, арки которых покоились на трех с лишним сотнях мраморных колонн, по углам высились стройные минареты.

К сожалению, вскоре после завершения строительства, когда мечеть стала местом торжественных богослужений, здание начало разрушаться. Слишком дерзок был порыв его творца, который решил воплотить невозможный по тем временам архитектурный замысел. Монументальная арка входного портала, которая по замыслу Тамерлана должна была вторить Млечному пути, не выдержала испытания временем, рухнув в первые же годы после строительства.

Мечеть Биби Ханум, Самарканд
Мечеть Биби Ханум, Самарканд
Мечеть Биби Ханум, Самарканд

Bibi Hanim Mosque

Bibi-Khanym Mosque, Samarkand

The majestic blue domes of the Bibi-Khanym Mosque are the unusual sight.It takes one’s breath even from understanding the scale of construction of this monument, impressing with its size and beauty. In antiquity the dome of this mosque was compared with the dome of heaven and the arch of portal – with the Milky Way.

As well as all Samarkand monuments the Bibi Khanym Mosque also has the beautiful legend. According to it, the formidable ruler built the mosque in honor of his favorite wife Bibi Khanym. After successful campaign to India Temur decided to build the biggest building of the East – the mosque – which should have exceeded all mosques of the world by its size. Sparkling walls, high minarets, wide portal of the mosque, decorated with carved marble, must have praised for centuries the name of Temur and his favorite wife.

Bibi-Khanym mosque
Bibi-Khanym mosque
Bibi-Khanym mosque

Hundreds of architects, painters and builders were taken to Samarkand. The construction lasted for 5 years (1399-1404) and when Temur came back from another campaign it was ready-built. The yard of the mosque was surrounded by luxurious galleries, the arches of which lied on more than three hundred marble columns, minarets towered on each side of it.

Unfortunately soon after the completion of the construction, when the mosque became the place of ceremonial acts of worships, the building began collapsing. The idea of the creator to build such magnificent building was too bold for that period. The majestic arch of the portal, which according to Tamerlane’s plan should have repeated the Milky Way, could not withstand the test of time and had collapsed in the very first years after the construction.

Bibi-Khanym mosque
Bibi-Khanym mosque
Bibi-Khanym mosque