Достопримечательности Байконура

Главные памятники космического городка

Байконур - это город, жизнь которого связана с ракетами и космосом. Поэтому, достопримечательности Байконура прямо или косвенно связаны с ракетостроением, известными учеными, космонавтами, и важными событиями в истории космонавтики. Благодаря тому, что Байконур небольшой город, все достопримечательности можно посетить за несколько часов пешей прогулки.

Памятник Гагарину

Одной из первых, и в то же время значимых, достопримечательностей, которую можно увидеть, заезжая в Байконур, является памятник Гагарину. Монумент представляет собой фигуру первого космонавта в мире, который поднял руки к небу в качестве приветствия. Практически каждый гость Байконура посещает это место.

Макет ракеты Союз, Байконур
Макет ракеты Союз, Байконур
Макет ракеты Союз, Байконур

Ракета "Союз"

Немного южнее памятника Гагарину, у дороги находится грандиозный макет ракеты "Союз". Изначально данный макет использовался для испытаний и тренировок на космодроме, и когда эта модель устарела, в 1981 году было решено установить ее в городе Байконур, в честь 20-летия первого полета человека в космос.

Памятник Янгелю

Кроме "Союза", в Байконуре есть памятник еще одной ракете. Возле городской ТЭЦ находится памятник одному из главных ракетостроителей СССР - Михаилу Янгелю. Здесь установлены бюст Янгеля и одно из его творений – макет межконтинентальной баллистической ракеты 15А15 (за рубежом известна как SS 17), которая была на вооружении вплоть до 1994 года.

Памятник Янгелю, Байконур
Макет ракеты Янгеля, Байконур
Памятник Гагарину, Байконур

Катастрофа Неделина

С именем Янгеля связан другой, уже трагический, памятник в городе Байконур. 24 октября 1960 года проводились испытания ракеты Р-16, в которых участвовали самые передовые ракетостроители СССР, подготовка шла спешная, ведь положительных результатов запуска ждало высшее руководство страны. Из-за нарушения последовательности операций произошел несанкционированный запуск двигателей второй ступени, которые взорвали топливные баки первой ступени. Все, кто находился в радиусе 50 метров, моментально погибли, включая маршала Неделина, в связи с чем, иногда этот взрыв называют «Катастрофа Неделина». А Янгель чудом спасся: за несколько минут до взрыва он ушел в курилку, хотя в последствии, именно ему пришлось докладывать высшему руководству о трагедии, и принимать удар на себя. Тогда погибло 78 человек. В память о жертвах, в Байконуре был открыт Памятник погибшим испытателям.

Мемориал погибшим ракетостроителям, Байконур
Памятник Ленину, Байконур
Памятник паровозу серии Э, Байконур

Другие памятники

Помимо этих известных памятников, в Байконуре расположены другие достопримечательности. В центре города находится небольшая железнодорожная станция, с которой ежедневно ездят на космодром рабочие. Рядом с ней установлен старый паровоз серии «Э», который был первым поездом между городом и космодромом. Также, в городе есть памятник Ленину, неподалеку от него установлена стела «Наука и космос». Помимо этого, гуляя по Байконуру, можно увидеть памятники многим ракетостроителям и ученым: Королеву, Неделину, Рязанскому, Пилюгину и другим. Достопримечательности Байконура – это настоящее украшение города и память о всех, кто был связан с покорением космоса!

Baikonur sights, Kazakhstan

Main monuments of the space city

Everything in Baikonur is connected with rockets and space. Baikonur sights directly or not are related to rocket construction, famous scientists, cosmonauts, and important events in the history of cosmonautics. A small size of Baikonur allows to walk around the tourist attractions in several hours.

Yuri Gagarin statue

One of the first and the most significant sights passed by driving in Baikonur, is the monument to Gagarin, the first cosmonaut who reached the space. His hands are up to the sky as a sign of greeting. Literally, every guest of Baikonur visits this place.

Sights of Baikonur
Sights of Baikonur
Sights of Baikonur

Soyuz spacecraft model

Along the road, on the southern side of Gagarin statue, there is a huge model of the Soyuz rocket. Initially, this sample was used for tests and trainings at the cosmodrome, and when the model became obsolete, in 1981 it was decided to establish it in Baikonur to honor the 20th anniversary of the first flight of the man to the space.

Tribute to Yangel

Except Soyuz, Baikonur has another rocket monument. There is a monument to one of the main rocket designers of the USSR – Mikhail Yangel. You will see there the bust of Yangel and one of his creations – a model of intercontinental ballistic missile 15A15 (known abroad as SS 17) that was armed until 1994.

Baikonur sights and attractions
Baikonur sights and attractions
Baikonur sights

Nedelin catastrophe

There is another tragic monument in the city related to the name of Yangel. On 24 October, 1960, tests of the missile R-16 were held that involved many advanced constructors of the USSR; preparation went hastily as positive results of the launch were expected by the top authorities of the country. A disorder in workflow caused the second level engine launch (bypassing first level operations) that made the first level fuel tanks explode. Everyone in the radius of 50 meters died immediately including the marshal Nedelin (thus the catastrophe is sometimes called “Nedelin catastrophe”). Yangel had a narrow escape: he went out for smoking few minutes before the explosion. Later, it had to be him to report to the management about the tragedy and bear the brunt. 78 people died then. Memorial for the victims of the test was erected in Baikonur.

Baikonur Sights
Baikonur Sights
Baikonur Sights

Other monuments

Apart from these well-known attractions, there are many Baikonur sights to visit. There is a small railway station in the center of the city that takes workers to the cosmodrome on daily basis. An old locomotive of the “E” series is located nearby, that was the first train between the city and the cosmodrome. There is also a monument to Lenin with a stela signed “Science and space” next to it. Taking a walk in Baikonur, you will see monuments to many rocket engineers and scientists: Korolev, Nedelin, Ryazanskiy, Pilyugin and others. Baikonur sights are the real gems of the city and a memory to all those who gave their lives for the space exploration.