Заготовки в русской кухне

СоленьяС давних времен русская кухня не могла существовать без солений, квашеных овощей и фруктов, домашних консервов. Острые приятно пахнущие закуски украшают стол, возбуждают аппетит, дополняют практически любое основное блюдо. Наши предки были вынуждены придумать разнообразные способы сохранения урожая — без холодильника все заготовки испортились бы. Именно поэтому традиционные русские рецепты содержат множество рекомендаций, связанных с домашним консервированием. Правильно обработанные овощи и фрукты используют в качестве самостоятельных блюд, также добавляют их в супы, салаты, соусы. А без варенья какое может быть чаепитие в холодный зимний день! Культура русской еды — это не только богатое застолье, но и уютные посиделки у горячего самовара, на которые каждая хозяйка приносит своё «фирменное» варенье из любимых плодов.

Соленья

Под этим названием объединяют не только собственно «солёные» заготовки, но и разнообразные моченые, квашеные, маринованные продукты. Русские хозяйки заготавливали впрок собранный урожай, чтобы зимняя трапеза была такой же разнообразной, как и летняя. В отличие от южных стран в России для приготовления солений редко использовали уксус.

Соленые огурцы появились на Руси еще в 12 столетии. Именно они были и остаются самыми популярными заготовками. Также вкусны и полезны соленые грибы, разнообразные овощи (помидоры, огурцы, сладкий перец и т.п.), «полуфабрикаты» для приготовления вторых блюд (виноградные листья, черемша, барбарис, плоды настурции и т.п.). Приятны на вкус необычные маринованные ягоды, яблоки, цветная капуста, чеснок, горох.

У каждой хозяйки были свои фирменные рецепты солений. Некоторым нравилось добавлять побольше соли и пряностей — так продукты дольше сохранялись и приобретали островатый вкус. Другие предпочитали малосольные заготовки.

Соленые продукты не только вкусны, но и полезны. Некрепкий натуральный рассол (без добавления «химического» уксуса и консервантов) содержит много полезных бактерий. В овощах и фруктах без термической обработки сохраняются ценные витамины и биологически активные вещества. Натуральная клетчатка, содержащаяся в плодах, в свежем виде плохо усваивается нашим организмом, но после «заквашивания» становится мягкой и легко обрабатывается ферментами органов пищеварения.

В русские соленья добавляли пряные травы, специи, чеснок и другие компоненты, которые придавали готовым продуктам приятный вкус и запах. Самыми популярными были и остаются укроп, хрен, чеснок, сельдерей, листья вишни, дуба и смородины. Для любителей острых закусок в бочки закладывали жгучий перец.

Моченые продукты

Технология мочения плодов и ягод практически не изменилась. Выбранные продукты сортируют, закладывают в бочки и заливают приготовленным рассолом. Для подобных заготовок выбирают сладкие плоды или добавляют в маринад побольше сахара. В таких условиях начинают активно работать дрожжевые клетки, которые частично перерабатывают сахарозу в спирт, обеспечивая консервацию заготовок. Оставшийся после моченых продуктов рассол используют для приготовления различных напитков. По вкусу он напоминает натуральный квас. В настоящее время для мочения выбирают пластмассовые бочки, но самые вкусные и полезные заготовки получаются в деревянных емкостях.

Квашеные продукты

Наши предки не задумывались о том, что происходит с продуктами в процессе квашения. Сейчас мы знаем о том, что заквашивание овощей и других плодов возможно только в присутствии полезных молочнокислых бактерий. Микроорганизмы питаются сахаром и вырабатывают молочную кислоту. Именно она уничтожает вредные бактерии и предотвращает гниение растительного сырья. В отличие от мочения спиртового брожения при этом не происходит.

Самым популярным продуктом на Руси можно назвать квашеную капусту. В каждой семье существовал собственный рецепт ее приготовления. В капусту добавляли разнообразные ингредиенты: клюкву, измельченную морковь, яблоки, свеклу для придания красивого цвета, укроп и другие пряные травы.

Для квашения необходимо соблюдение температурного режима в пределах 17 – 23 градусов Цельсия. В более холодных условиях процесс размножения молочнокислых бактерий замедляется, а в тепле заготовки могут прогоркнуть. После того, как процесс заквашивания «наберет обороты», бочки с продуктами помещают в холодный погреб.

Маринады

Маринованные продукты, в отличие от соленых и квашеных, имеют более продолжительный срок хранения. Основа раствора для консервирования (маринада) — это вода, соль и уксус или же любой другой кислый компонент. Русские хозяйки использовали натуральные ягодные и фруктовые соки, имеющие кислый вкус. Готовить маринад несложно: необходимо довести до кипения воду, добавить необходимое количество соли и уксуса, а также дополнительные ингредиенты – пряности, чеснок, ароматные травы. Горячим раствором заливают заранее подготовленные овощи, фрукты или грибы, плотно закрывают посуду и помещают на хранение в прохладное место. Сейчас маринованные заготовки обычно закручивают в стерилизованных стеклянных банках.

Варенья

С давних времен на Руси к чаю непременно подавали варенье. По мнению исследователей данный вид консервации известен в течение многих столетий. Наши предки варили фрукты и ягоды в меде и патоке, поскольку сахар был дорогим и не везде доступным. Также существовал вариант «уваривания» плодов в собственном соку. Для этого использовали русскую печь, в которой можно было поддерживать жар 5-6 часов. Каждая хозяйка должна была уметь варить варенье. Этому искусству обучали в пансионах благородных девиц и на девичьих посиделках в деревнях.

Другие способы заготовки продуктов на зиму

В холодное время года хранение продуктов было несложной задачей. Выловленную из реки рыбу и добытую в лесу дичь замораживали и затем размещали в неотапливаемых сараях. Для удобства крупные экземпляры предварительно разделывали. Также замораживали позднюю ягоду — из нее варили компоты, делали десерты, сладкие пироги. Другой удобный способ заготовки припасов — сушка. Правильно высушенные продукты можно хранить в течение длительного времени. В них сохраняются многие полезные вещества, не утрачивается вкус и аромат. Наши предки традиционно сушили собранные в лесу грибы, а также садовые фрукты и овощи: яблоки, груши, сливы, сладкий перец, помидоры и т.п. В отличие от солений сушеные продукты занимают немного места и не требуют постоянного контроля качества. Перед приготовлением пищи выбранные ингредиенты промывали и при необходимости замачивали в холодной воде до размягчения.

Russian Pickles and Preserves

PicklesRussian cuisine couldn’t exist without pickles and other preserves. Their tangy flavors decorated tables, increased appetites, and added new tastes to nearly any dish. Russian pickles and preserves arose from the need to preserve food throughout the long winters, in the days before refrigeration. This is also why many recipes included lots of preserved ingredients, as pickles could be eaten on their own and added to soups, salads, and sauces. Plus, jams were essential when drinking tea on a cold winter day. Russian cuisine was not just about the dishes on the table, but about gathering with friends and neighbors around the samovar and enjoying a host’s own jams, made from homegrown fruits and vegetables.

Salting and Brining

Russian cuisine features many ways of preserving food, so that winter meals were as varied and tasty as summer meals. Brining was the most popular way of preserving foods ever since it arrived in Russia in the 12th century, with cucumbers being the most popular item to brine, though tomatoes, peppers, grape leaves, onions, and mushrooms were also common. Each household had its own recipe for brining, with either more salt or more spices, depending on tastes.

Brined products weren’t just tasty, but were also quite healthy. Natural brine contains a lot of healthy bacteria, while also preserving the vitamins and nutritional properties of the fruits and vegetables. Even the natural cellulose of fruits and vegetables, which can be hard to digest when raw, becomes much easier on the body after brining.

Brining also included adding herbs, spices, garlic and other items to give the brine a better taste and smell. The most popular additions were dill, horseradish, garlic, celery, cherry leaves, oak leaves, and currant leaves. For a little extra spice, sometimes spicy peppers were also added.

Soaking

The methods for making soaked fruits and berries is practically the same as centuries ago. The fruits are picked and sorted, and then sealed in jars with a sweet brine, sometimes with extra sugar added. Yeast then turned some of the sugar into alcohol, which helped preserve the fruits. The sweet brine was then used for making various drinks, which tasted similar to kvass (a fermented drink made from bread). Today, plastic jars are used for soaked products, though the best products are made in wooden barrels.

Pickling

Our ancestors didn’t know what happened when they fermented or pickled products, but now we know that pickling is possible only with lactic acid bacteria. These microorganisms eat sugar and turn it into lactic acid, which then kills bad bacteria and prevents rotting.

The most popular Russian pickled product was sauerkraut, made from pickled cabbage. Each family had their own recipe for this dish, with different amounts of different items: cranberries, carrots, apples, beets, dill, and various herbs and spices.

For pickling to be successful, the jars must be kept in a warm place, with temperatures between 17 and 23° C. If the temperature is colder, then the pickling process will be too slow, and if too hot, then the products will become rancid. As soon as the pickling process has started and gained enough momentum, then the jar is placed in a cool basement.

Marinades

Marinades, in comparison to pickles and brines, can last for much longer. The main ingredients for Russian marinades were water, salt, and vinegar or some other acid, plus natural fruit and berry juices that had a sour taste. Making a marinade was easy: bring water to a boil, add salt, vinegar, garlic, seasoning, and herbs. The final product is poured into a dish with prepared vegetables, fruits, or fish, and then covered and placed in a cool spot. Now, marinades are also stored in sterilized glass jars.

Jams

For centuries, jams have been essential when drinking tea in Russia. Fruits and berries were boiled with honey or molasses, as sugar was expensive and not readily available. Another option was to just boil the fruits in their own juices. The big Russian oven was necessary, since it could boil jams for the five to six hours necessary. The art of making jams was taught at boarding schools for noble girls, and at gatherings in villages for peasants.

Other Ways of Preserving Foods for Winter

Preparing and preserving foods for the long Russian winter was a difficult task. Fish from the rivers and game from the woods could be frozen in unheated huts, and was butchered before freezing to simplify cooking. Berries were also frozen, and then could be made into juices, desserts, and sweet pies. Many other items were dried, as drying allowed them to stay edible for a long time, without losing any nutritional value or taste. Mushrooms, apples, pears, plums, peppers, and tomatoes were all commonly dried. In comparison to pickled products, dried products didn’t take up as much space or require as much attention. Before they were dried, products would be washed and soaked in cold water.