Аджина-Тепе, Курган-Тюбе

Буддийский монастырь Аджина-Тепе

В 12 км от Курган-Тюбе расположена местность, названная здешними жителями Аджина-Тепе. Перевести это можно как «Чёртов холм», «Холм нечистой силы». Возможно, такое отношение сложилось у живущих здесь из-за неприглядности этого места, окружённого с трёх сторон арыками, густо поросшего колючкой, покрытое буграми и ямами.

Каково же было всеобщее удивление, когда начатые в 1961 году на этом месте археологические раскопки помогли извлечь из земли свыше полутысячи памятников искусства: скульптур, рельефов, фрагментов настенной живописи, оставшихся от единого ансамбля жилых и культовых помещений буддийского монастыря VII–VIII веков.

Археологи определили, что монастырь в Аджина-Тепе состоял из двух частей (храмовой и монастырской), двух прямоугольных дворов, окружённых зданиями и крепкими стенами. В одном из дворов находилась Большая ступа (сооружение для хранения реликвий или для обозначения священных мест). В углах двора находились Малые ступы такой же формы, как и Большая ступа. Монастырь был богато украшен, стены и своды покрыты живописью. В стенах имелись ниши, где находились большие и маленькие скульптуры Будды (его образ вообще занимал центральное место в скульптуре Аджина-Тепе).

Но самой сенсационно находкой Аджина-Тепе стала огромная статуя глиняного Будды в нирване, найденная в 1966 году в одном из коридоров монастыря. Причем, обнаружена была только нижняя часть фигуры – от пояса до подошвы ног. Верхняя часть скульптуры оказалась сильно поврежденной. Все остальные фрагменты скульптуры были найдены отдельно. В том же году начались работы реставраторов по восстановлению статуи, которые продолжались до 1978 года. Затем наступил многолетний перерыв, который закончился в 2000 году.

Сегодня скульптура "Будда в нирване"  экспонируется в Национальном музее древностей Таджикистана в Душанбе. Она является крупнейшей по размерам скульптурой Будды, найденной на территории современной Центральной Азии.

Ajina-Tepe, Kurgan-Tube

Ajina-Tepe Buddhist Monastery

Located 12 km from Kurgan Tyube is the district named by local inhabitants as Ajina-Tepe. It can be translated as «the Devil's hill", "the Hill of Evil Spirit". Probably such an attitude to this place among the local residents was caused by the unattractiveness of this place surrounded from three sides by aryks, thick undergrowths, bumps and pits.

It came out as a surprise when archeological excavations which started in 1961 resulted in 500,000 artifacts: sculptures, reliefs, wall painting fragments of a uniform complex of dwelling and cult rooms belonging to the 7th - 8th-century Buddhist monastery.

The archeologists determined that the monastery in Ajina-Tepe consisted of two parts (the temple and monastery), two rectangular yards surrounded by buildings and strong walls. One of yards had the Greater mortar (a construction for storage of relics or for marking of sacred places). In the yard's corners there were Smaller mortars of the same form as the Greater one. The monastery was richly decorated; its walls and vaults were covered with paintings. The walls had niches were both small and bigger statues of the Buddha used to stand (his image prevailed in Ajina Tepe sculptures).

But the most sensational find in Ajina-Tepe became a huge clay statue of the Buddha in nirvana found in 1966 in one of the monastery corridors. Only the bottom part of the figure, from waste to soles, was intact. The upper part of the sculpture turned out to be badly damaged. All other fragments of the sculpture were found separately. The restoration of the statue started in the same year and lasted until 1978. After that the work stopped and didn't begin until 2000.

Today the sculpture "The Buddha in nirvana" is exhibited at the National Museum of Antiquities of Tajikistan in Dushanbe. That is the biggest sculpture of the Buddha found on territory of modern Central Asia.