Достопримечательности Хивы

Хива: Экпозиция «Музея под открытым небом»

Хива – уникальный город с многовековой историей, где многие улицы до сих пор напоминают восточный город 18-19 веков, и лишь спутниковые антенны на крышах нарушают иллюзию путешествия во времени. А для туристов он удобен тем, что практически все памятники сконцентрированы внутри древней крепости Ичан-Кала за неприступными 10-метровыми стенами.

Если проследить историю Хивы, то станет ясно, что большинство памятников города являются относительно молодыми по сравнению с монументальными строениями Бухары и Самарканда. Многие медресе, мечети, минареты и дворцы Хивы относятся к эпохе существования Хивинского ханства, которая охватила период с XVII по XX век. Но это нисколько не умаляет таланта зодчих, которые создали уникальные по красоте и архитектурной мысли здания.

Причем достопримечательности Хивы находятся внутри древней крепости Ичан-Кала и довольно тесно друг к другу, что можно не заметить и «шагнуть» из дворца XIX века в мечеть XVII века, и так далее. К тому же, большая часть улиц доступна только для пеших прогулок и велосипедистов, так как машины тут не развернутся.

Конечно, Хиву можно полностью посмотреть за один день. Беглый осмотр крупнейших памятников даст понятие об истории и культуре Хивинского ханства. Но если вы хотите проникнуться духом города и в полной мере насладиться его его красотой, потребуется значительно больше времени.

Минарет Кальта-Минор, Хива
Ак-Мечеть, Хива
Ичан-Кала, Хива

Главные достопримечательности Хивы

Ичан-Кала

Это историческая часть города, крепость обнесенная глиняной стеной высотой до 10 метров, где на территории 26 гектаров сохранилось более 60 памятников различных периодов с XVI до начала XX века. При этом здесь по-прежнему живут люди, которые в основном занимаются традиционными узбекскими ремеслами. Далее

Крепость Куня-Арк

Этот комплекс получил название «крепость в крепости», и именно здесь, у западных ворот Ичан-Калы, некоторое время находилась резиденция хивинских ханов. Когда-то Куня-Арк был весь застроен, но на сегодняшний день часть построек не сохранилась. Одним из интереснейших мест в крепости Куня-Арк является смотровая площадка, с которой виден практически весь город. Далее

Медресе Мухаммад Аминхана

Напротив Куня-Арка, сразу за западными воротами Ата-Дарваза, находится одна из главных достопримечательностей Хивы – Медресе Мухаммад Аминхана. Двухэтажное здание площадью 72х60 метров является самым большим медресе не только в Хиве, но и во всей Центральной Азии. Построенное в середине XIX века, сегодня здесь расположена гостиница, но исторический облик сохранен, а номера устроены в худжрах, где столетие назад жили студенты. Далее

Минарет Кальта-Минор

Сегодня невозможно представить древнюю Хиву без этого памятника азиатской архитектуры. Минарет Кальта-Минор стал настоящим символом города. Его размеры поражают: фундамент уходит на глубину 15 метров, диаметр у основания составляет 14,5 метров, а высота 29 метров. Но эта массивная башня возвышается лишь на треть своей проектной высоты, а с прекращением ее строительства связывают различные легенды. Далее

Мавзолей Пахлаван Махмуда

На фоне глиняных построек Хивы, в самом центре древней крепости Ичан-кала, выделяется большой бирюзовый купол Мавзолея Пахлаван Махмуда. Этот поэт и богатырь стал героем города и после смерти был возведен в ранг святых. И спустя 300 лет над скромным мавзолеем, к которому совершали паломничество, вырос целый комплекс, который включает ханаку, мечеть и другие постройки. Далее

Джума-мечеть

Одной из уникальных достопримечательностей Хивы является Джума-мечеть. Официальная дата постройки – конец XVIII века, однако исследования показали, что мечеть была еще в X веку. Строение отличается простым прямоугольным залом, крыша которого опирается на 213 деревянных колонн, каждая из которых отличается своей орнаментальной резьбой. И здесь же находится вход в минарет Джума-мечети, откуда открывается великолепный вид на Хиву. Далее

Комплекс Ислам Ходжа

Удивительно, но этот комплекс, на первый взгляд кажущийся постройкой возрастом несколько сотен лет, был возведен в начале XX века. Он включает в себя медресе с залом и 42 худжрами (кельями) и минарет высотой 56,6 метров. Этот минарет является высочайшим в Хиве и своей архитектурой напоминает образцы XIV века. Далее

Дворец Таш-Ховли

Таш-Ховли – это красивейший дворец Хивы, где стены, колонны, потолки украшены неповторимыми узорами. Здесь можно увидеть великолепную резьбу по ганчу и мрамору, окна, закрытые медными ажурными решетками. Роскошь и изящество постройки достойны хивинского хана. Далее

Khiva sights

Khiva: “Open Air Museum” Exposition

Khiva is a unique city with a centuries-old history, where many streets still resemble an oriental city of the XVII-XIX centuries, and only satellite dishes on the roofs disturb the illusion of time travel. The city is convenient for tourists because almost all the monuments are concentrated within the ancient Ichan-Kala Fortress surrounded by inaccessible 10-m high walls.

If we trace back the history of Khiva, it becomes clear that most of the city’s monuments are relatively young in comparison with the monumental buildings of Bukhara and Samarkand. Many Khiva madrasahs, mosques, minarets and palaces belong to the epoch of the Khanate of Khiva, existed from the XVII to XX century. But this fact does not belittle at all the talent of architects who created the buildings unique in their beauty and architectural design.

What is more the Khiva sights are located within the territory of the ancient Itchan-Kala Fortress and so close to one another that you can unwittingly “step” from the palace of the XIX century to the mosque of the XVII century, and so on. In addition, most of the streets are only available for walking and bicycling, because actually there is no room to turn a car about.

In fact, Khiva can be done in one day. A quickie tour of the major monuments will give you an idea of the history and culture of the Khanate of Khiva. But if you want to feel the city’s spirit and enjoy its beauty in full, you will need much more time.

Kalta Minor Minaret, Khiva
Ak-Mosque, Khiva
Itchan-Kala, Khiva

Main sights in Khiva

Itchan-Kala

This is a historical part of the city - the fortress surrounded with a high cob wall, reaching up to 10 meters - with more than 60 monuments of different periods from the XVI to the early XX century preserved on its territory of 26 ha. What is more, the people, who still live there, are mainly engaged in traditional Uzbek crafts. More

Kunya-Ark Fortress

This complex was named "the Fortress in the Fortress", and it is here, at the Itchan-Kala western gate, where there once located a residence of Khivan khans. Once Kunya-Ark was fully built up, but a part of the buildings has not been preserved up to date. One of the most interesting places in the Kunya-Ark Fortress is its sightseeing platform, overlooking almost the entire city. More

Muhammad Aminkhan Madrassah

Opposite to Kunya-Ark, immediately outside the Ata-Darvaza western gate there is one of the main attractions of Khiva – the Muhammad Aminkhan Madrassah. This two-story building with total area of 72x60 meters is the largest madrasah not only in Khiva, but also in the whole Central Asia. Built in the middle of the XIX century, nowadays it houses a hotel, preserving nevertheless its historical image, with the rooms arranged in hudjrs which were inhabited by students a century ago. More

Kalta Minor Minaret

Today it is impossible to imagine ancient Khiva without this monument of Asian architecture. The Kalta Minor Minaret became a true symbol of the city. Its dimensions are striking: the foundation goes to a depth of 15 meters, the diameter at the base is 14.5 meters and the height is 29 meters. But the height of this massive tower is only one-third of its design one, its construction was not completed, and there exist a lot of various legends connected with its suspension. More

Pakhlavan Makhmud Mausoleum

In the heart of the ancient Itchan-Kala Fortress, the large turquoise dome of the Pakhlavan Makhmud Mausoleum is outlined against the background of Khiva cob buildings. Pakhlavan Makhmud, the poet and strong man was a city’s hero, and after his death was consecrated a saint. 300 years later the modest mausoleum, the place of pilgrimage was developed into a whole complex that nowadays includes a khanaka, mosque and other buildings. More

Juma Mosque

One of the unique sights of Khiva is the Juma Mosque. The official date of its construction is the end of the XVIII century, but studies showed that the mosque existed as early as the X century. The structure features a simple rectangular hall with the roof supported by 213 wooden pillars, each of which differs with its ornamental carvings. And here, there is an entrance to the minaret of Juma Mosque, with a magnificent view of Khiva. More

Islam Khoja Complex

Surprisingly, this complex, at first glance looks like a structures aged few hundred years old, but, in fact, it was built as recently as the beginning of the XX century. It includes a madrasah with a hall and 42 hudjrs (cells), and a 56.6-m high minaret. This is the Khiva’s highest minaret with the architecture resembling the example of the XIV century. More

Tash Hovli Palace

Tash Hovli is a beautiful palace of Khiva, where the walls, columns, ceilings are decorated with unique patterns. There, you can see the magnificent ganch and marble carving, and windows, protected with brass tracery grids. Luxury and elegance of the building are worth for Khivan khans to live in. More