Мавзолей Хорезмшаха Текеша, Дашогуз

Недалеко от минарета Кутлуг-Тимура находится мавзолей Хорезмшаха Текеша - один из немногих уцелевших памятников домонгольского Ургенча. В народе он именуется также Шерепбаба и Гёк-гумбез. Вместе с мавзолеем Иль-Арслана они представляют собой некрополь одного из правящих хорезмских кланов.

Хорезмшах Текеш был весьма одиозной личностью. Он сумел объединить огромную территорию, простиравшуюся от Аральского моря на севере до Персидского залива на юге и от Памира на востоке до Иранского нагорья на западе. В 1172 году, для того чтобы занять трон, он обратился за помощью к своим бывшим врагам - каракитаям, которые согласились в обмен на ежегодную дань помочь ему свергнуть с престола родного брата, а затем, уже получив власть над Хорезмом, он же приказал умертвить свою мать.

Мавзолей Хорезмшаха Текеша, Куня-Ургенч
Мавзолей Хорезмшаха Текеша, Куня-Ургенч
Мавзолей Хорезмшаха Текеша, Куня-Ургенч

Мавзолей Хорезмшаха Текеша когда-то возвышался над городом на высоту 30 метров и был своеобразным маяком в пустыне. Утомленные путники, бредущие по раскаленной пустыне, видели его издалека и, таким образом, получали сигнал к окончанию тяжелого путешествия.

По массивности и художественной выразительности этот памятник часто сравнивают с другим шедевром XII в. - мавзолеем султана Санджара в Мерве. Оба сооружения возвышались над рядовыми постройками и являлись т.н. «символами власти».

Mausoleum of Khoresmshakh Tekesh, Kunya-Urgench

Near the minaret of Kutlug-Timur there is the mausoleum of Khoresmshakh Tekesh - one of a few survived monuments of pre-Mongol Urgench. The people call it Sherepbaba and Gyok-Gumbez. Together with the mausoleum of Il'-Arslan they constitute the necropolis of one of the ruling Khoresm clans.

Khoresmshakh tekesh was an odious person. He managed to unite the huge territory stretching from the Aral Sea in the north to the Persian Gulf in the south and from Pamir in the east to Iran plateau in the west. In 1172 in order to capture the throne he addressed for help to his former enemies - Kara-Chinese who agreed to help in exchange for annual levy to dethrone his brother. Afterwards, having come to power in Khoresm, he ordered to assassinate his mother.

Mausoleum of Khoresmshakh Tekesh, Kunya-Urgench
Mausoleum of Khoresmshakh Tekesh, Kunya-Urgench
Mausoleum of Khoresmshakh Tekesh, Kunya-Urgench

The Mausoleum of Khoresmshakh Tekesh once towered above there at the height of 30 meters and was used as a beacon in the desert. The exhausted travelers in the heated desert saw it from a distance and understood that their long journey was coming to an end.

The massiveness and art expressiveness of this monument is often compared to an other masterpiece of the 12th century - the mausoleum of Sultan Sandzhar in Merv. Both structures towered above ordinary houses and were the so-called "symbols of authority".