Армянская кухня

Армянская кухня

Кухня Армении - находка для настоящих гурманов

Армянская кухня - долмаАрмянская кухня давно славится за пределами страны. Нет такого места на постсоветском пространстве (и не только), где бы не знали, не любили и не культивировали армянскую кухню. Сочный дымящийся шашлык, источающий умопомрачительный аромат, запеченные овощи – хоравац, пропитанные вкусом и запахом костра, тающая во рту нежнейшая долма, приготовленная без грамма масла, м-ммм… объедение. Все блюда армянской кухни всем хорошо знакомы и, главное, любимы. А как исторически сложилась кулинарная достопримечательность Армении?

Армянская кухня – такая же древняя, как и ее история, как земля, на которой она сложилась. Армянские кулинарные традиции насчитывают более 2000 лет. Обилие мяса на армянском столе – это результат древнейшего развития скотоводства на Армянском нагорье, что привело к разнообразию домашнего скота и птицы. Скотоводство стало также источником разнообразных молочных изделий - в основном кувшинных и бурдючных рассольных сыров, а также кисломолочных продуктов, являющихся производными для традиционных армянских блюд и напитков.

Раннее возникновение земледелия в плодородных долинах Армении обусловило использование широкого ассортимента зерновых в армянской кухне - полбы, проса, ячменя, пшеницы, риса, а также бобовых - фасоли, бобов, чечевицы, горного гороха. А также широкого спектра – овощей и зелени. Без них армянское застолье никогда не состоится.

Армянская кухня -бастурма и сыр чечил
Армянская кухня - жингялов хац
Армянская кухня - хоравац

Традиционно армяне готовили пищу на огне. Глиняная печь-очаг стала назваться тонир и сохраняет это название по сей день. Посуду армяне тоже использовали глиняную. В тонире выпекают хлеб, варят каши, коптят рыбу и птицу, запекают овощи, готовят супы и другие блюда. Кстати. В дальнейшем тонир перекочевал ко всем народам Закавказья, став неотъемлемой частью национальной кулинарии. Армения вообще внесла очень много от своей кулинарной культуры в народы, которые в разные годы правили в стране. Так, многие истинные блюда армянской кухни стали позднее известны в Европе через персов и турок уже как блюда их национальных кухонь (например, долма). В свою очередь кухни Турции, Ирана и арабских стран обогатили кулинарную культуру Армении.

Технологии приготовления армянских блюд довольно сложна. Сложность составляет трудоемкий процесс приготовления множества мясных, рыбных и овощных блюд, построенных на фаршировании, взбивании, приготовлении пюре- и суфлеобразных масс, требующих больших затрат времени и труда. Армянская кухня в изобилии предлагает блюда из рубленого мяса, а также всевозможные варианты начиненных блюд.

Тепловая обработка блюд тоже трудоемка. Одно и то же блюдо или пищевое сырье, например, мясо, может быть подвергнуто и обжариванию, и отвариванию, и тушению в тонире, отчего многие блюда армянской кухни просто тают во рту.

Армянская кухня - камац мацун
Армянская кухня - фаршированный перец
Армянская кухня - лаваш

бенность армянской кухни – огромное количество зелени и специй в приготовлении блюд. Армянские повара используют 300 видов дикорастущих трав и цветов, которые употребляются в качестве приправ или даже основного блюда.

Популярны острые ароматные специи: перец, кинза, пажитник, черный перец, мята, эстрагон, базилик, чабрец и, конечно же чеснок и лук, а для кондитерских изделий - корица, кардамон, гвоздика, шафран и ваниль.

Что удивительно в армянской кухне практически не применяют жиров. Большинство блюд готовят на топленом масле. Оно идет в супы, для тушения и жарения мяса, птицы, рыбы и овощей, а также в кондитерские изделия. Растительные масла используются в армянской кухне реже - для приготовления рыбных и некоторых овощных блюд (фасоль, баклажаны). Причем традиционным является кунжутное масло.

Армянская кухня во многом схожа с кухней других кавказских стран. Но в то же время и отличается от них. Грузины, например, употребляют множество ингредиентов, стремятся к сложной гамме вкусов. Армяне, наоборот, больше всего ценят естественность вкуса. Мясо традиционно тоже не жарят и режут крупными кусками. Его либо варят, либо тушат или запекают.

Все эти особенности наделяют армянскую кухню уникальным, неповторимым, потрясающим вкусом и ароматом, делая ее находкой для любого гурмана и ценителя истинных кулинарных традиций.

Армянская кухня - шашлык
Армянская кухня - витой сыр чечил
Армянская кухня - кебаб

Супы

Первые блюда в армянской кухне – очень распространены и готовят их так, что вкус их запоминаешь на всю жизнь. Умеют армянские хозяйки приготовить и ароматный хаш и калорийный бозбаш. Супы в армянской кухне готовят по самым разнообразным рецептам. Есть супы с кисломолочно-яичной основой, и раздельно приготовляемые бозбаши, и сложные виды лапши. Читать далее...

Мясные блюда

Особый культ в армянской кухне занимают мясные блюда. К самым простым и древним, кстати, блюдам из мяса относятся знаменитый шашлык, пастынеры, мясные кчучи, а также блюда из целой домашней птицы. Технология их приготовления почти та же, что и 1500 лет назад. Читать далее...

Молочные продукты

Все молочные продукты очень почитаемы в армянском народе. Они ценятся наряду с хлебом и потребляются и как самостоятельные блюда, и как приправа к другим кушаньям. В рационе армян отдельное место занимают сыры. Их здесь множество - с разными травами, чесноком и еще с массой начинок. Читать далее...

Хлеб и мучные изделия

Традиционный армянский хлеб – лаваш – любят во всем мире. Армянской кухни без лаваша просто не существует. Недаром выражения кушать, обедать, завтракать, ужинать в армянском языке заменяет одно – «есть хлеб». Читать далее...

Овощи и фрукты

Большое значение армяне придают использованию овощей и фруктов. Как и всюду в Закавказье, их употребляют сырыми, сушеными, квашеными и маринованными; помимо этого они служат обязательными компонентами при приготовлении супов и вторых блюд. Читать далее...

Рыба

Реки озера Армении богаты рыбой, которая в полной мере присутствует и на столе у армян. Читать далее...

Сладости

Самые известные мучные сладости – это кята и назук - своеобразные многослойные пироги с начинкой. Каждый слой пропитывается топленым маслом и сахаром, поэтому у кяты и назука такое тающее тесто и нежнейший вкус. Читать далее...

Напитки

В Армении высоко ценится культура потребления традиционных напитков. Из армянских безалкогольных напитков наиболее известны местные минеральные воды Джермука, а также мацун – аналог кефира. После обильной трапезы армяне предпочитают пить «сурч», то есть кофе. Самый популярный национальный алкогольный напиток - коньяк из отборных сортов винограда, произрастающих в Араратской долине. Читать далее...

Advantour Scheduled Uzbekistan Tours
ENG  РУС 

Hotels Tours Visa
Home > Silk Road > Armenia About Us - Advantour Staff - Worldwide Partners - Contacts

Armenian National Dishes


Armenian cuisine - a real treat for any gourmet

Armenian cuisine - dolmaThe glory of Armenian cuisine extends far beyond the country's borders. There is not a place on the post-Soviet territory (and even farther) where people do not know or love and cultivate Armenian cuisine. The juicy smoking shashlick emitting magnificent aroma, baked vegetables – khoravats saturated with the smell of coals; tender cooked without oil dolma melting in your mouth …delicious! All the dishes of Armenian cuisine are well familiar and loved by us. But what is the historical background of the culinary attraction of Armenia?

Armenian Cuisine is as ancient as its history, as the land it is standing on. Armenian culinary traditions are over 2000 years old. The abundance of meat on Armenian tables is the result of the most ancient development of cattle breeding in Armenian uplands which led to such a variety of livestock and poultry. Cattle breeding was also the source of various dairy products – basically brine-ripened cheeses as well as sour-milk products which serve as the basis for traditional Armenian dishes and beverages.

Early beginning of agriculture in the fertile valleys of Armenia caused the application of various cereals in Armenian cuisine - spelt, millet, barley, wheat, rice; beans - string beans, beans, lentil, mountain peas to say nothing of great variety of vegetables and greens which are a must of Armenian feast.

Armenian cuisine - chechil cheese and basturma Armenian cuisine - jingyalov khats Armenian cuisine - khoravats

Traditionally Armenians cooked food on fire. The clay furnace began to be called tonir and has retained this name. Armenians used clay kitchen ware too. Tonir was used for cooking bread, mashes, fish and poultry, vegetables, soups and other dishes. By the way, tonir was borrowed by all people of Transcaucasia becoming an integral part of their national culinary. Armenia in general has contributed a lot in term of cooking. Thus, many authentic Armenian dishes later became known in Europe thanks to Persians and Turks as the dishes of their national cuisines. (for example, dolma).In their turn the cuisines of Turkey, Iran and Arabian countries have enriched the culinary culture of Armenia.

Armenian cooking techniques are rather complicated. The most difficult to cook are meat, fish and vegetable dishes which require stuffing, whipping, puree and souffle making as it takes a lot of time and work. Armenians very much love dishes from chopped meat and all possible variants of stuffed dishes.

The thermal processing of dishes is labor-consuming too. One and the same dish or raw product, for example, meat, can be subject to roasting, boiling and stewing in tonir making some dishes of Armenian cuisine melt in your mouth.

Armenian cuisine - kamats matsun Armenian cuisine - pepper stuffed with meat and rice Armenian cuisine - lavash

Another feature of Armenian cuisine is a great number of greengrocery and spices in preparation of dishes. Armenian cooks use 300 kinds of wild-growing grasses and flowers which are used as seasonings or even as basic dishes.

Fragrant spices are very popular: pepper, coriander, fenugreek, black pepper, mint, tarragon, basil, thyme and of course garlic and onion; and for sweet dishes - cinnamon, cardamom, clove, saffron and vanilla.

The surprising fact is that Armenian cuisine practically does not use fats. The majority of dishes is cooked in drawn butter. It is used for soups, stewing and roasting of meats, poultry, fish and vegetables as well as sweet dishes. Vegetable oils are used in Armenian cuisine less frequently - for preparation of fish and some vegetable dishes (string beans, eggplants). Sesame oil is traditional.Armenian cuisine is in many ways similar to the ones of other Caucasian countries. But at the same time is different too. Georgians, for example, use a lot of ingredients to achieve complex variety of tastes. Armenians, on the contrary, most of all value the naturalness of taste. Meat is traditionally not fried and cut in large chunks. It is boiled, stewed or baked.

All these features make Armenian dishes unique, unrivaled, delicious and fragrant - a real treat for any gourmet and connoisseur of true culinary traditions.

Armenian cuisine - shashlik Armenian cuisine - khinkali Armenian cuisine - kebab

Soups

Soups in Armenian cuisine are very popular; they are cooked so skillfully that you'll remember their taste for the rest of your life. Armenian housewives cook fragrant khash and high-calorie boozbash. Soups in Armenia are cooked using various recipes. There are soups with a sour-milk--egg base, separately prepared bozbash and difficult kinds of noodles. Read more...

Meat Dishes

There a special cult of meat dishes in Armenian cuisine. The most simple and ancient dishes are the famous shashlick, pastynery meat kchuchi and of course poultry dishes. They are cooked in the same way as they were 1,500 years ago. Read more...

Dairy Products

All dairy products are very esteemed by Armenians. They are valued like bread and consumed both as separate dishes and seasoning to other dishes. Read more...

Bread and Farinaceous Dishes

Traditional Armenian bread – lavash (unleavened wheat cake ) – is loved all over the world. Armenian cuisine without lavash simply does not exist. Not without a reason the expressions meaning to eat, have dinner, have breakfast, have supper in Armenian are replaced with one – “to eat bread”. Read more...

Fruits and Vegetables

Armenians are very serious about using vegetables and fruits. Like everywhere in Transcaucasia they are eaten raw, dried, pickled and marinated; besides, they are obligatory ingredients for making soups and main dishes. Read more...

Fish

The rivers and lake of Armenia are rich in fish which is also present in the menus. Read more...

Sweet Dishes

The most known sweets are kyata and nazuk - original multilayered pies with stuffing. Each layer is soaked with drawn butter and sugar – as a result kyata and nazuk have such melting dough and mild taste. Read more...

Beverages

Armenia highly appreciates the culture of consumption of traditional drinks. Among the Armenian soft drinks the most popular are local Jermuk mineral waters as well as matsun, an analogue of kefir. After an abundant repast the Armenians prefer to have “surch”, i.e. coffee. The most popular national alcohol drink is cognac made from selected grape varieties, grown in the Ararat Valley. Read more...

silk road : central asia : uzbekistan : kyrgyzstan : kazakhstan : tajikistan : turkmenistan
russia : azerbaijan : georgia: armenia : china
Copyright © 2001-2014 Advantour. All rights reserved, Privacy Policy
Advantour Uzbekistan
Tel.: +998 71 1503020

All Contacts