Гюмри, Армения

Кумайри, Александрополь, Ленинакан: три инкарнации одного города

Гюмри – второй по величине город в Армении. Он расположен на Ширакском плато, которое пересекает несколько горных ущелий. Сам город находится в непосредственной близости от северных отрогов горы Арагац. В Гюмри сосредоточено множество полезных ископаемых, а вся южная часть города находится над артезианским бассейном. Если в 1840 году население города насчитывало всего 600 человек, то сегодня здесь проживает более 146 тысяч.

В древности, на месте города находилось поселение Кумайри. Название поселения происходит от имени древнего племени, населявшего эту территорию – киммерийцев (современники скифов). Впервые о Кумайри упоминается в VII-VI в. до н.э. В средние века город стал называться Гюмри. Он долгое время принадлежал арабам, затем туркам и персам. В ходе русско-персидских войн Кумайри в 1804 году входит в состав Российской империи, а в 1837 на территории Кумайри закладывается русская крепость Александрополь в честь супруги Николая I императрицы Александры Фёдоровны. С этого момента начинается развитие города. В конце XIX века здесь был построен железнодорожный узел, благодаря которому город стал одним из центров торговли в Закавказье. В 1924 году город был переименован в Ленинакан, а после провозглашения независимости Армении вновь получил название Гюмри.

Сегодня Гюмри – это промышленный центр. Здесь есть краеведческий музей, историко-культурный заповедник, картинная галерея, кроме того в городе находится пять церквей, монастырь и православная часовня. Самой красивой и исторически ценной из них считается Церковь Аменапркич (Церковь Всеспасителя). Она была возведена в 1860-1873 гг. по проекту Тадевоса Андикяна. Церковь была построена по образу Анийского кафедрального собора (Турция), но при этом церковь Аменапркич более просторна и имеет окна круглой формы. В западной части церкви находится колокольня. Изнутри церковь богато отделана различными орнаментами. В советский период церковь была закрыта, а колокольня в 1937 году взорвана. В 1988 году во время Спитакского землетрясения церковь была почти полностью разрушена, но по инициативе Рафаэля Егояна были начаты восстановительные работы, которые ведутся до сих пор.

Еще одной достопримечательностью города является памятник Вардану Мамиконяну, открытый в честь всенародного армянского героя, защитника христианской веры, погибшего в 26 мая 451 года в Аварайрской битве с иранскими Сасанидами. Спарапет (главнокомандующий) Вардан Мамиконян и погибшие с ним воины причислены армянской апостольской церковью к лику святых.

Еще одним памятником царского периода в истории города является Александропольская или Черная крепость. Крепость очень хорошо сохранилась. Она представляет собой полукруглые казармы, остатки казачьего поста и слободы. Крепость предназначалась для охраны российских границ от персидских и турецких войск. В XIX веке это был центр города Гюмри. В ходе раскопок под крепостью были обнаружены более древние культурные пласты. Это говорит о том, что крепость была построена на месте более древнего сооружения.

Gyumri, Armenia

Kumayri, Alexandropol, Leninakan: three incarnations of one city

Gyumri is the second large city in Armenia. It lies on the Shirak plateau which crosses several mountain gorges. The city itself is located in the close quarters from the Aragats northern mountain ranges. Gyumri concentrates a lot of mineral deposits and the whole city’s southern part is located above an artesian basin. If the city’s population in 1840 numbered merely 600 people, then today 146,000 people live there.

In ancient time, there was Kumayri settlement in the place of the city. The settlement’s name originates from the name of the Cimmerian, the tribe (Scythian contemporaries) inhabited this territory. The Kumayri was mentioned for the first time in the VII-VI centuries BC. In the Middle Ages the city was named as Gyumri. For a long period, it was under the Arabs, then under the Turks and Persians. In the course of Russian-Persian wars Kumayri became a part of the Russian Empire in 1804, and in 1837 the territory of Kumayri became the place where the new Alexandropol Russian fortress was established in honor of Empress Alexandra Fyedorovna, the wife of Nikolai I. From that moment the city began its development. Late in the XIX century, when a rail junction was built there, the city became one of the trade centers in Transcaucasia. In 1924 the city was re-named to Leninakan and when Armenia was proclaimed independent it returned its name Gyumri.

Today Gyumri is an industrial center. There is a regional museum, historical and cultural reserve, picture gallery, besides there are five churches, a monastery and orthodox chapel. The most beautiful and valuable among the churches is considered the Amenaprkich Church (Church of our Saviour). It was erected in 1860-1873 under Tadevos Andikyan’s project. The Church was built after the manner of the Ani Cathedral Church (Turkey), but along with this, the Amenaprkich Church is more spacious and has round-shaped windows. In the western part of the church there is a bell tower. The church’s inside part is richly decorated with different ornaments. In the Soviet times, the church was closed while the bell tower was blown up in 1937. In 1988 during the Spitak earthquake the church was almost completely destroyed but Rafael Egoyan initiated to start restoration works which are still underway.

Another place of interest is the Monument to Vardan Mamikonyan which was opened in honor of the national Armenian hero, the protector of Christian belief, killed on 26 May 451 in the Battle of Avarayr with Iranian Sasanids. Sparapet (Commander in Chief) Vardan Mamikonyan and the soldiers killed together with him were sainted by the Armenian Apostolic Church.

Another monument of tsarist period in the city’s history is the Alexandrpol or Black Fortress. The fortress has preserved well. It is represented by semicircular quarters, fragments of a Cossack tana and suburb. The fortress’ function was to protect the Russian borders from Persian and Turkish troops. In the XIX century it was the center of Gyumri city. The excavations under the fortress revealed more ancient cultural layers. It confirms the fact that the fortress was built on the place of a more ancient structure.