Караван-сарай Мултани, Баку

Караван-сарай Мултани

Караван-сарай Мултани - памятник древнего Азербайджана

Когда мы говорим про Древний Восток, одной из самых распространённых ассоциаций являются торговые караваны. В течение многих столетий Европу и страны Востока связывал Великий Шелковый путь. На всей протяженности пути действовали многочисленные караван-сараи. Часто посреди пустыни можно было встретить одинокий караван-сарай, ожидающий усталых путников. Так же караван-сараи встречались в больших городах, где шла оживленная торговля.

Караван-сарай дословно переводится дворец на торговом пути. Иногда такое название не соответствовало действительности. Многие караван-сараи были простыми одноэтажными сооружениями квадратной или прямоугольной формы с минимумом удобств. Часто на пустынных торговых путях можно было встретить всего лишь стены, внутри которых был двор с колодцем, что бы только можно было напоить усталых путников и их животных. Но иногда перед взором путешественников могли предстать поистине царские постройки, когда караван-сараи представали перед путниками в виде маленьких крепостей. Такие караван-сараи в архитектуре называются закрытыми. Они строились с тем расчетом, что бы можно было отбить нападение. Это были одно или двухэтажные здания, окруженные крепостной стеной. Внутри находились складские помещения, конюшни и загоны для животных, а так же непосредственно жилые покои.

В городах был представлен другой караван-сараев – открытый. Он больше походил на средневековые европейские гостиницы и постоялые дворы. Здесь были конюшни, чайхана, бани и многие другие постройки и учреждения, необходимые путешественникам.

Примером такого караван-сарая служит караван-сарай Мултани в Баку. Он расположен в старой части города – Ичеришехер. Этот караван-сарай был построен в XV в. для индийских купцов – огнепоклонников, приезжавших из города Мултан в Индии (современная территория Пакистана).

Как и большинство караван-сараев караван-сарай Мултани имеет квадратную форму. Во внутреннем дворике находился колодец. По периметру здания располагались кельи для индивидуального проживания. Так же в караван-сарае были конюшни и хозяйственные пристройки.

При изучении этого караван-сарая ученые выяснили, что он был построен на руинах более древнего здания. Этой характерной особенностью отличаются многие из оставшихся памятников архитектуры Баку.

Multani Caravanserai, Baku

Multani Caravanserai

Multani Caravanserai – a monument of ancient Azerbaijan

When we talk about the Ancient East, trade caravans are one of the most common associations. For centuries, the Great Silk Road had been linking Europe and the East. Numerous caravanserais were functioning along the entire length of road. Often, one could see a lonely caravanserai awaiting weary travelers in the middle of the desert. Also caravanserais were spread in the big cities with brisk trade.

Caravanserai literally means a palace on a trade route. Sometimes this name did not reflect the reality. Most caravanserais were simple one-story structures of square or rectangular shape with minimum of amenities. Often, in desert trade routes one could find only a wall with a yard and a well inside it, just to quench thirst for weary travelers and their animals. But sometimes, truly royal buildings, represented by small fortresses, could come before the eyes of travelers. Architecturally, these caravanserais are called closed ones. They were built to beat off a potential attack. They were one or two storey buildings, surrounded by ramparts. Inside, there were warehouses, stables and corrals for animals, as well as living premises.

Urban areas were presented with the other type of caravanserais - an open one. It looked more like a medieval European hotel and inn. There were stables, a teahouse, sauna and many other buildings and facilities necessary for travelers.

An example of this is Multani caravanserai in Baku. It is located in the old part of town – Icherisheher. This caravanserai was built in the 15th century for Indian merchants, fire worshipers, who came from the city of Multan in India (present-day territory of Pakistan).

Like the majority of caravanserais, Multani caravanserai has a square shape. There was a well in the courtyard. Along the perimeter of the building there were cells for individual housing. Also, the caravanserai had stables and farm outbuildings.

Studying the caravanserai, scientists discovered that it was built on the ruins of an older building. This is a characteristic feature of many remained architectural monuments of Baku.