Азербайджан - Культура

Азербайджанская культура тесно переплетается с историей, религиозными верованиями, народными традициями и ценностями страны. Ее отсчет начинается в первобытных временах, проходит через языческие храмы, монументальные архитектурные сооружения раннего средневековья, переплетается с исламской культурой, отражает влияние русских традиций и несет это наследие в современный мир.

Древняя культура

Наскальные рисунки в Гобустане — древняя летопись азербайджанской культуры, которая дошла до нас через тысячелетия. Еще в эпоху мезолита неизвестные художники запечатлели в камне значимые моменты жизни общины: охоту, окружающий мир, ритуальные обряды, танцы и т.д. Сохранились каменные и керамические фигурки людей и животных, датированные эпохой неолита. В музейных архивах есть остатки керамической посуды того времени, найденные на территории современного Азербайджана.

Культура Азербайджана
Культура Азербайджана
Культура Азербайджана

Влияние ислама

Культура Азербайджана также формировалась под влиянием исламских традиций. В период арабского завоевания здесь появилось много архитектурных сооружений: мечети, мавзолеи, минареты. Геометрически правильные формы зданий украшались затейливыми орнаментами и арками. Позже возникли региональные школы, характеризующиеся своим неповторимым стилем. Например, скульпторы Нахичевана уделяли большое внимание отделке зданий с помощью керамики. Лаконичное сочетание плавных архитектурных форм и гладких стен выдавало мастеров ширвано-апшеронской школы.

Исламская культура Азербайджана расцвела в эпоху государства Сельджуков. Сегодня туристы могут полюбоваться на богатое наследие, оставленное зодчими тех времен: мавзолей в Джуге, мавзолей Момине-хатун, мавзолей Юсуфа ибн Кессейира. Знаменитая Девичья башня в Баку также была построена во времена Сельджуков. Несколько веков спустя к каменному наследию присоединились Нардаранская крепость, круглый замок (Мардакян), «Баиловские камни» и другие. Керамические школы Азербайджана, в частности Байлакан и Гянджи, также зародились в тот период. Жившие здесь классики персидской литературы и поэзии оказали огромное влияние на азербайджанское искусство: Ширвани, Гянджеви и, конечно, Низами со своим знаменитым циклом из пяти поэм «Хамса».

Прикладное искусство

Азербайджанская культура и ее традиции нашли свое отражение в декоре интерьера: в домах богатых людей стены были украшены изысканной росписью с элементами растительных мотивов. Ковры стали непременным аттрибутом каждого дома, независимо от благосостояния его хозяина. Азербайджанские ковры и сейчас являются «визитной карточкой» страны, а также самым распространенным ремеслом здесь. В узоре ковров скрыты целые истории, их орнаменты содержат символы защиты и благоденствия. Благодаря популярности этого прикладного искусства в Азербайджане существует несколько школ ковроделия, известных за пределами страны. Лучшие экспонаты украшают частные коллекции и залы известных музеев мира.

Культура Азербайджана
Культура Азербайджана
Культура Азербайджана

Отдельного внимания заслуживает азербайджанский национальный костюм. Элементы гардероба, как и цветовая гамма, менялись от местности к местности. Но в целом, костюм подчеркивал скромное обаяние женщин и природную силу мужчин, а также азербайджанские обычаи. Ювелирное искусство Азербайджана несет в себе элементы традиционного арабского декора, но имеет отличительные признаки. В целом это крупные и изящные украшения с использованием филиграни, эмали и драгоценных камней.

Музыка и театр

Музыкальная культура Азербайджана столь значительна, что ЮНЕСКО удостоило ее своим вниманием. Традиционные мугамы входят в список объектов культурного наследия ЮНЕСКО, а композиции азербайджанских авторов звучат в концертных залах всего мира. Развитие музыки Азербайджана неразрывно связано с историей азербайджанской литературы и поэзии. Ведь многие мугамы представляют собой перепетые газели восточных поэтов.

Культура Азербайджана
Культура Азербайджана
Культура Азербайджана

Театральное искусство Азербайджана заслуживает отдельного внимания. Его история насчитывает столетия, зародившись как народный театр. Простые сценки показывали жизнь трудового народа, тесно переплетаясь с азербайджанскими традициями и обычаями. В дни народных праздников и гуляний театральные труппы ставили небольшие сатирические спектакли, в основе которых лежали нравственные ценности. Неудивительно, что при такой богатой истории азербайджанский театр сегодня — это постановки в различных стилях, отличающиеся неизменно высоким мастерством.

Многообразие азербайджанской культуры — лишь малая часть великолепного наследия, которое таит эта удивительная страна. В путешествии обязательно прикоснитесь к духовной частичке Азербайджана, чтобы глубже прочувствовать его историю, ценности, жизнь.

Culture of Azerbaijan

Azerbaijan culture is tightly bound with the history, religious beliefs, national traditions and values of the country. Its history goes back to primitive times, passes through pagan temples, monumental architectural constructions of the early Medieval Ages, relates to the Islamic culture, reflects the influence of Russian traditions and brings this legacy to the modern world.

Rock carvings

Gobustan petroglyphs describe an ancient Azerbaijan culture in manuscripts that reached us through millennia. Already in the Mesolithic Era, unknown artists captured significant moments of community life on stones. The drawings reflected hunting, environment, ritual customs, dances and others. Stone and ceramic figures of people and animals have been preserved dating back to the epoch of Neolithic. There are remains of the ceramic dishes of that period in the museum archives discovered on the territory of the modern Azerbaijan.

Azerbaijan culture
Azerbaijan culture
Azerbaijan culture

Islamic culture

Culture of Azerbaijan has also been formed under the influence of Islamic traditions. During the period of Arab conquest, many architectural constructions have appeared: mosques, mausoleums, minarets. Geometrically correct shapes of the buildings were adorned with exquisite patterns and arches. Later t regional schools were established; each region had its unique style. For instance, sculptors of Nakhichevan paid more attention to the finishing of the buildings using ceramics. Masters of shirvan-apsheron school would stand out with succinct combination of architectural forms and smooth walls.

Islamic culture of Azerbaijan flourished in the period of the Seljuk state. Today tourists enjoy the rich legacy inherited from the architects of that time: mausoleum in Juga, Momina-khatun mausoleum, Yusuf ibn Kesseyir mausoleum. Famous Maiden Tower in Baku was also constructed in the times of Seljuks. Few centuries later, the stone legacy was replenished by Nardaran fortress, round castle (Mardakyan), “Bail rocks” and others. Ceramic schools of Azerbaijan, namely Bailakan and Ganja, were born in that period. Classics of Persian literature and poetry had a great impact on the Azerbaijan art. Namely, Shirvani, Ganjavi and of course, Nizami with his well-known cycle of five poems “Khamsa”.

Applied arts

Azerbaijan traditions found its reflection in the décor interior: house walls of wealthy people were decorated with exquisite patterns with elements of planting motives. Carpets were indispensable attribute of each house regardless of the welfare of its owner. Azerbaijan carpets are still a signature of the country as well as the most spread local craft. Thanks to popularity of this applied art in Azerbaijan, there are several schools of carpet weaving known beyond the country. The best exhibits adorn private collections and halls of the famous museums of the world.

Azerbaijan culture
Azerbaijan culture
Azerbaijan culture

Azerbaijan national costume deserves a special attention. Clothing elements and range of colors differed from region to region. But in general, the costume highlighted modest charm of women and natural strength of men, as well as Azerbaijan customs. Jewelry art of Azerbaijan has elements of traditional Arab décor, but has distinguishing marks. They are mostly big in size and elegant with filigree articles, enamel and precious stones.

Music and Theater

Music culture of Azerbaijan is so significant that traditional mugams (folk musical compositions) are enlisted in the UNESCO Cultural Heritage and compositions of Azerbaijan authors are played in concert halls of the whole world. Development of Azerbaijan music is tightly connected to the history of Azeri literature and poetry. As mugam is an art that combines epics of eastern poets and a musical improvisation in a particular local way.

Azerbaijan culture
Azerbaijan culture
Azerbaijan culture

A special highlight of Azerbaijan culture is theatrical art. Its history encounters many centuries, originating as a folk theatre. Simple scenes showed life of working people mixed with Azerbaijan traditions and customs. On public holidays and outdoor merrymaking, theatrical groups organized small satirical staging that reflected moral values. It is no surprise that with such a rich history, Azerbaijan theatre today offers plays in different styles and outstanding performance.

Diversity of Azerbaijan culture is just a small part of the great legacy that this beautiful Land of Fire conceals. In the journey, make sure to touch spiritual piece of Azerbaijan to get a deeper insight into its history, values and life.