Байконур, Казахстан

Космодром Байконур

Первый и крупнейший космодром мира

Человечество постоянно стремится к новому, неутомимо ищет «белые пятна», чтобы заполнить их. И когда жажда путешествий открыла нам все уголки Земли, взгляд устремился в Небо. Жюль Верн и Герберт Уэльс еще до зарождения космонавтики мечтали о полетах в космос, но как обычно это бывает, толчком для путешествий к звездам стала война – «Холодная война» между СССР и США. Появление ядерного оружия потребовало быстрой доставки опасного груза к врагу, начались испытания ракет, и это потребовало создание испытательных полигонов. Именно так началась история Байконура.

В 1954 году руководство СССР поставило перед учеными и военными задачу - найти подходящее место для строительства полигона. Необходимо было учесть несколько условий: обширный малонаселенный и неиспользуемый для сельского хозяйства район, наличие железной дороги для доставки грузов и блоков ракет, наличие большого источника питьевой и технической воды, и другие специализированные параметры. Однако, на территории огромной страны нашлось всего 3 подходящих места, и больше всех для строительства космодрома подошел степной район Казахстана у реки Сырдарья, вблизи маленькой деревни Тюратам, мимо которой проходила железная дорога Москва-Ташкент.

Байконур
Байконур
Байконур

12 января 1955 года местные жители увидели, как неподалеку остановился поезд, хотя до этого дня никогда такого не было, и из него высадись многочисленные военные и строители, которые сразу начали сооружать палаточный лагерь. Так началось строительство первого и крупнейшего космодрома в мире. Подробнее об истории Байконура...

Расположение и Транспорт

Байконур находится в юго-западной части Казахстана, посреди пустынной степи. Ближайший крупный город – Кызылорда, находится в 240 км восточнее. Чтобы добраться до Байконура можно воспользоваться одним из трех способов: прилететь специальным рейсом Москва-Байконур, который совершается раз в неделю; долететь из Алматы/Астаны до Кызылорды, и оставшийся путь преодолеть на машине; либо приехать на ночном поезде, который отправляется из Алматы и Шымкента.

Природа и Климат

Байконур находится зоне степной равнины, не берегу реки Сыр-дарья. Растительность скудная, но сам город Байконур хорошо озеленен. Животный мир так же представлен различными хищными птицами, грызунами, а отправляясь в Байконур на автомобиле, можно увидеть верблюдов.

Климат резко-континентальный. Поэтому зима холодная – до -10 градусов по Цельсию, а лето сухое и жаркое – до +40 градусов. Наиболее комфортное время для поездки – весна и ранняя осень. Однако, на расписание запусков ракет погода практически не влияет: запуск могут перенести лишь в случае штормового ветра скоростью более 50 м/сек, что является исключительным явлением.

Байконур
Байконур
Байконур

Юрисдикция и Пропускной режим

Байконур находится на территории Казахстана, но до 2050 года находится в аренде у России. В связи с этим, на территории города и космодрома действует российское законодательство, и в качестве валюты используются исключительно российские рубли.

Важно знать, что несмотря на то, что Байконур больше не является секретным военным объектом, для того чтобы попасть в город и на космодром, необходимо иметь разрешение от Роскосмоса (организации отвечающей за космическую отрасль в России), и на всех КПП (на въезде и выезде) в обязательном порядке проверяют наличие данного разрешения. При этом, чтобы получить разрешение на посещение Байконура надо подать заявку за 2 месяца до поездки.

Достопримечательности

Байконур связан исключительно с космосом, и поэтому все достопримечательности города и космодрома связаны с историей ракетостроения и освоения околоземного пространства. Хотя есть несколько исключений: старый паровоз, одна православная церковь и совсем новая мусульманская мечеть.

Главные достопримечательности Байконура это два музея (один в городе и один на космодроме), и многочисленные памятники, расположенные на улицах города. Здесь много бюстов известным ракетостроителям и космонавтам, однако самым ярким памятником является макет ракеты «Союз».

Байконур
Байконур
Байконур

Сувениры

Если вы захотите увезти с Байконура не только колоритные фотографии на космическую тематику, но также захватить несколько сувениров, то выбор здесь небольшой. Самый скудный выбор на Центральном рынке Байконура –здесь можно найти дешевые магнитики и коллекционные монеты. Небольшие сувенирные лавки есть в музеях Байконура, где представлены не только магнитики и монеты, но также копии ракет, статуэтки, и прочая атрибутика.

Если же вы хотите уникальности – спецодежда сотрудников космодрома, флаги с символикой, настольные часы, качественные копии ракет, и т.д. – то необходимо отправиться по адресу ул. Глушко, общежитие №3, где на втором этаже здания спрятался уникальный сувенирный магазин Байконура.

Baikonur Travel Guide

Baikonur cosmodrome

The first and the largest space center in the world

Jules Verne and Herbert Wells had highlighted the issue of space flights long before the first missile was launched, but the trigger for space travel was a war, the Cold War between USSR and USA. A nuclear weapon had to be delivered to the enemy at the rocket speed; thus they started missile tests that demanded testing areas. This is how the history of Baikonur started.

In 1954 authorities of the USSR put a task for scientists and military officers to find a convenient place for testing area construction. Few conditions applied: large underpopulated and non-agricultural region, availability of railway station for delivering cargo and rocket blocks, accessibility of drinking and technical waters, and some others. There were only 3 suitable places found on the territory of the vast country. The steppe region of Kazakhstan at the shores of Syr-Darya, close to the small village Tyuratam, with a railroad Moscow-Tashkent nearby, suited the best for the construction of the cosmodrome.

Baikonur
Baikonur
Baikonur

On 12 January 1955, locals saw how train stopped and many military officers and builders got out of it. Nothing like that happened before. Newly arrived began to build a tent camp. This is how the construction of the first and largest space center in the world began. More about Baikonur History

Weather and climate

Baikonur is located in the steppe, on the shores of the Syr-Darya River. Flora is scarce, though the city of Baikonur itself is rather green. Fauna is represented with different birds of prey, rodents and it is also possible to see camels on the road driving to Baikonur.

The climate is extremely continental, thus winters are cold up to -10 degrees Celsius, and summers are dry and warm, up to +40 degrees Celsius. The most comfortable time for a trip is spring and early autumn. However, weather does not influence on the schedule of the missile launches: the launch can be postponed only in case of a stormy wind with a speed of 50m/sec and that is an exceptional phenomenon.

Baikonur
Baikonur
Baikonur

Get in

Baikonur is situated in the south-west of Kazakhstan in the middle of the steppe. The nearest large city is Kyzylorda located 240km to the east.

Flights
There are flights to Kyzylorda from Almaty and Astana, after about 3 hours of a car ride you will reach Baikonur. There are also special flights to Baikonur from Moscow; (more info needed here – how often and which airline operates them)

Trains
Night trains from Almaty and Shymkent go to Turetam train station located only 2km away from Baikonur. There are trains from Astana to Baikonur (Turetam) with a change in Kyzylorda. Taking a train from Almaty or Astana, you will spend more than 24 hours in the train, from Shymkent it takes around 15 hours.

Permissions and entry/exit requirements

Baikonur is located on the territory of Kazakhstan, but until 2050, it is rented by Russia. That is why Russian legislation applies on the territory of the city and the cosmodrome. Russian rouble is used as the currency.

Despite the fact that Baikonur is not a secret military object anymore, it is still necessary to obtain a permission from Roscosmos (Russian organization responsible for the space exploration) for getting in to the city and the space center. You will be asked to provide the permission at all checkpoints upon entry and exit. Moreover, it is required to apply for this paper 2 months before the trip to Baikonur. There are 40 travel agencies around the world eligible to apply, Advantour is in the list.

What to see

Baikonur travel guide won’t be full without the details of sights. The city is related exceptionally with the space, and thus all sights of the city and the cosmodrome are tied with the history of missile construction and the space. There are few exceptions though: old locomotive, an Orthodox Church and a rather new Muslim mosque.

Main sights of Baikonur include two museums (one in the city and one at the cosmodrome), and numerous monuments scattered around the city. The city has many busts of famous missile designers and astronauts; however, the brightest monument of all is the model of the missile “Soyuz”.

Baikonur
Baikonur
Baikonur

Where to buy souvenirs

If you wish to take something more “spacey” than a colorful photo of the Baikonur, there is a wide range of souvenirs available. The central bazaar of Baikonur will offer a poor choice – you will find there cheap magnets and collective coins. There are small souvenir shops in the museums of Baikonur selling magnets, coins, samples of missiles, statues and other merchandise.

Though if you want something unique, something like the uniforms of staff members of cosmodrome, flags with symbols, table clock, good quality missile samples, etc, then take a walk to the Glushko street, the dorm No.3. There on the second floor a unique souvenir shop of the Baikonur is hidden.