Сайрам, Казахстан

Древний Сайрам - город бесчисленных мавзолеев святых

Сайрам или древний Испиджаб, единственный город Казахстана, упомянутый в «Авесте» - священной книге зороастрийцев, располагался в междуречье Аксу и Сайрамсу, на пересечении крупных караванных дорог, тем самым став свидетелем быстро развивающейся истории Великого Шелкового пути.

Именно этот город, благодаря своему удобному географическому положению, стал опорной базой новой религии ислам, откуда она стала распространяться в другие земли. Вследствие этого, современный Сайрам богат огромным количеством мавзолеев и памятников, где похоронены значимые деятели ислама и средневековые ученые.

Так, этот город известен тем, что здесь родились самые почитаемые деятели исламского мира, такие как: Ахмед Яссави, Ю. Сареми, Ахмет и Камалиддин Исфиджаби, К. Байзауи и многие другие.

После бурного расцвета, вследствие междуусобных воин местных феодалов, к началу 17 века, Сайрам постепенно утратил свое значение важного торгового центра, и сегодня на его месте расположено село, носящее одноименное название.

Несмотря на то, что большинство архитектурных памятников Сайрама, построенных в период расцвета Великого Шелкового пути, пришло в упадок, он остается одним из главных мест паломничества верующих людей, и те немногие архитектурные сооружения, которые сохранились до наших дней, заслуживают особого внимания историков и теологов.

В народе повелось говорить о Сайраме: « в этом месте святых не счесть». Оно и понятно: в какой бы дальний аул Сайрамского района вы ни отправились, там вы обязательно найдете какой- нибудь древний мавзолей или мазар мусульманского святого. Из года в год паломники со всех уголков мира, посещают это село, для того чтобы почтить их память.

К таким памятникам древнего Сайрама можно отнести мавзолеи, воздвигнутые над могилами духовного правителя, шейха Ибрагима, и Карашаш-аны – отца и матери великого ученого и поэта Ходжи Ахмеда Яссави.

Другими святыми памятниками являются мавзолеи Бибигияс-аны и Салык Ходжи, воздвигнутые в честь родителей легендарного пророка Хызра. По народному поверью, каждую пятницу в вечерние сумерки Хазрет Хызр приходит к этим мавзолеям, для того, чтобы поклониться праху своих родителей.

Посещение Сайрама интересно не только для верующих, но и для тех, кто увлекается древней историей края, ведь он является своеобразным музеем под открытым небом, сохранившим множество древних легенд и интересных архитектурных артефактов.

Sayram, Kazakhstan

Ancient Sayram – the City of Countless Mausoleums of Saints

Sayram or ancient Ispijab, the only city in Kazakhstan, mentioned in "Avesta", the Zoroastrian holy book, was located in the Aksu and Sayramsu interfluves , at the crossroads of major caravan routes, thus witnessing a fast-paced history of the Great Silk Road.

This city, thanks to its convenient geographical position, served as the main base for the new religion of Islam to spread to other lands. That is why, modern Sayram is rich in a great number of monuments and mausoleums with burial places of significant figures of Islamic and medieval scholars.

Thus, the city is famous as a birthplace of most revered figures of the Islamic world, such as Ahmed Yassawi, Yu Saremi, Ahmet and Kamaliddin Isfidjabi, K. Bayzaui and many others.

After a period of rapid development, Sayram gradually lost its significance as an important trade center due to internecine warriors of the local feudal lords early in the XVII century, and today, in its place, there is only a village with same name.

Though most of the landmarks, erected in the Silk Road heyday, fell into disrepair, Sayram still remains one of the main places of pilgrimage for believers, and its few architectural structures survived to the present day, deserve special attention of historians and theologians.

The people call Sayram “the place of countless saints”. This is true: no matter how distant a Sayram village is, sure enough, there is an ancient mausoleum or mazar of Muslim saint. From year to year, pilgrims from all over the world visit this village to honor their memory.

The Sayram ancient monuments include mausoleums, erected over the graves of the spiritual ruler, of Sheikh Ibrahim, and Karashash-ana - the father and mother of the great scholar and poet Khoja Ahmed Yassavi.

Other sacred monuments are the mausoleums of Bibigiyas-ana and Salyk Khoja, erected in honor of the legendary prophet Hyzr’s parents. According to the popular belief, every Friday at dusk Hazret Hyzr comes to these mausoleums to pay homage to the ashes of their parents.

A visit to Sayram is interesting not only for believers, but also for those who are keen on ancient history of the region, because it is a kind of open-air museum that preserves many ancient legends and interesting architectural artifacts.