Легенды Кыргызстана

Легенды Кыргызстана

Мифы и легенды каждого народа – это своеобразная попытка найти объяснение тем или иным непонятным для человека явлениям, а так же это «народное понимание» истории каждой нации. Мифы и легенды возникли на заре человечества. Еще первобытные люди, пытаясь объяснить непонятные для них природные явления, придумывали различные мифы о богах солнца, грозы, дождя и т.д., которые карали людей за непослушание. Таким образом, и появились мифы. Легенды же в свою очередь, часто содержат определённые исторические данные, которые передавались из поколения в поколение, обрастая всё большим количеством преувеличений.

У каждой страны и каждого народа есть свои мифы и легенды. Киргизская история имеет очень древние корни, поэтому многие события дошли до нас в виде мифов или легенд. Самый знаменитое произведение в киргизском фольклоре – эпос «Манас» носит полулегендарный характер. Многие исторические события, описанные в эпосе, происходили на самом деле, но большая часть произведения – это народная легенда. В эпосе речь идёт о богатыре Манасе, который объединил всех киргизов. Эпос о Манасе является самым длинным эпосом в мире: он в два раза больше чем индийский эпос Махабхарата.

Кроме эпоса о «Манасе» существуют и другие мифы и легенды, связанные в основном с географическими местами. Особой популярностью пользуются легенды про «жемчужину Киргизии» - озеро Иссык-Куль.

Кроме этого в Киргизии множество горных хребтов и ущелий, которые так же овеяны мифами и легендами. Ущелье Джети-Огуз – одно из них. Считается, что ущелье названо в честь семи красных скал, которые по форме напоминают лежачих быков.

Другая интересная легенда связана с ущельем Барскаун. В глубине ущелья есть водопад «Чаша Манаса». Народное предание гласит, что, находясь в ущелье, Манас зачерпнул воду из источника, и на этом месте оказалась впадина в виде чаши.

Существует еще одна очень известная среди киргизов легенда о знаменитом русском путешественнике Н. М. Пржевальском. По легенде русский натуралист во время своего путешествия по Киргизии помог пастухам убить орла, который уничтожал их стада. В память об этом киргизы установили убитого орла на его могиле, а в клюве у него оливковая ветвь, как символ мира и благополучия.

Таким образом, мифы и легенды по-своему отражают мысли, надежды и историю каждого народа. Они пробуждают веру в людях, а так же помогают, пусть и в сказочной мифической форме, помнить о своей истории.

В киргизской мифологии и легендах отражены почтение и уважение народа к своим героям и любовь к своей стране, её природе и её истории.

Популярные легенды Кыргызстана:

Ат-Баши
Башня Бурана
Легенда об Иссык-Куле
Киргизское племя Бугу
Эпос «Манас»
Легенда об озере Сары-Челек
Легенда о Джети-Огуз

Legends of Kyrgyzstan

Legends of Kyrgyzstan

Myths and legends of every people are something like an attempt to find an explanation for these and those phenomena unclear for human and also they are “folk idea” of the history of every nation. The myths and legends appeared at the dawn of humanity. As yet the primeval people tried to explain natural phenomenon incomprehensible for them, inventing different myths about gods of sun, thunderstorm, rain, etc., punishing people for their disobedience. This was the way how the legends appeared. The legends in their turn, comprising certain historical data were told from generation to generation accumulating more and more exaggerations.

Every country and every nation has myths and legends of their own. The Kyrgyz history has its very ancient origin that is why many events became known for us in a form of myths and legends. The most famous work in the Kyrgyz folklore - the Epic of “Manas” has a half-legendary nature. Actually, many historical events described in the epic did take place, but the major part of this work is a folk legend however. The epic tells about a strong man by name Manas who united all the Kyrgyz. The Epic of Manas is the longest one in the world: it is twice longer than the Indian epic of Makhabkharata.

Besides the Epic of Manas there exist other myths and legends connected, primarily, with geographic places. The legends of Issyk-Kul, “The Pearl of Kyrgyzstan”, enjoy special popularity.

In addition to this, many myths and legends of Kyrgyzstan are connected with  mountain ranges and gorges in this country. One of them is the Jeti-Oguz Gorge. The gorge was named after seven red rocks resembling lying bulls.

Another interesting legend is associated with the Barskaun gorge. In the depth of the gorge, there is the “The Manas Bowl” waterfall. A folk story reads that Manas being in the gorge scooped water from the spring leaving a depression there in a form of the bowl.

There is another famous legend about the famous Russian traveler N.M. Przhevalsky. According to the legend the Russian natural scientist during his trip in Kyrgyzstan helped the local shepherds to kill the eagle who was hunting their flocks. In memory of this, on his tomb, the Kyrgyz established the killed eagle with its beak having an olive branch a symbol of peace and well-being.

Thus the myths and legends are reflecting in their own way the ideas, hopes and history of each people. They are awaking the belief in people and also help to remember their history even though in a fairy mythological form.

The mythology and legends of Kyrgyzstan reflect respect and esteem to their heroes and love for their country, its nature and its history.

Popular Legends of Kyrgyzstan:

At Bashi
Burana Tower
Issyk-Kul Legend
Kyrgyz tribe Bugu
Epic of Manas
Legend of Lake Sary-Chelek
Legend of Jety-Oguz