Перевал Торугарт, Киргизия

Дорога
Бишкек - Торугарт
Перевал Торугарт – это отдаленное место пересечения границ между Кыргызстаном и Китаем. До 2002 года, года открытия перевала Иркештам для перевоза пассажиров между двумя странами, Торугарт являлся единственным местом пересечения границ между Китаем и Кыргызской Республикой, который мог бы использоваться туристами, например, тех туристов, которые путешествуют по Великому Шелковому Пути.

В 1905 году Британский Консул в Кашгаре (Джордж Маккартни) обнаружил, что русские проложили дорогу шириной в 27 фута от деревни Ат-Баши до Торугарта и также длиной в полмили на территории Китая. Главный игрок в «Великой игре» между британской и российской империями, которые боролись за влияние в Центральной Азии, сообщил своим главнокомандующим, что дорогу можно отремонтировать и что то эта дорога была путем через который должны были прийти войска России.

Перевал Торугарт, Киргизия
Перевал Торугарт, Киргизия
Перевал Торугарт, Киргизия

В 1906 году Китайское правительство под давлением Российского правительства согласилось закончить строительство, взяв залог в Российском Банке – компенсируя это возложением пошлины – а российских торговцев обеспечили монополией торговли на этом пути. Китайцы были не рады этому и подняли налоги настолько, что вскоре дорогой перестали пользоваться.

Пол Назароф в своей книге «Охота в Центральной Азии – О тайной политике Ленина» рассказывает о трудностях и бюрократии в этой местности. Даже будучи возвращенным назад, как многие незнающие и неподготовленные современные путешественники.

Теперь вы можете путешествовать по современной дороге, хотя по правде говоря, она не очень современная (многие места не заасфальтированы, часть этой дороги возле Ат-Баши служила когда-то взлетной полосой в случае нападения со стороны Китая).

Многие туристы пересекают Торугарт, т.к данный перевал является частью тура по Великому Шелковому Пути. Многие люди предпочитают путешествовать самостоятельно без помощи тур операторов. Но тут могут возникнуть проблемы. Технически Торугарт открыт только для жителей Кыргызстана и Китая, но возможно получить специальное разрешение у властей в Урумчи для пересечения границы.

Особые положения и отдаленность пограничного поста могут показаться непреодолимыми препятствиями для незнающего самостоятельно путешествующего туриста. Туристов часто возвращали назад из-за отсутствия необходимых документов. В противовес сказанному, некоторым путешественникам везло и им как-то удавалось пересекать границу, нарушая все возможные правила. Это непредсказуемо, и мы не советуем рисковать. Это можно все организовать другим, более правильным путем.

ЧаВо о перевале Торугарт

Torugart Pass, Kyrgyzstan

The road from
Bishkek to Torugart
The Torugart Pass is a remote mountain border crossing between Kyrgyzstan and China.  Until 2002 when the Irkeshtam pass was opened for passenger traffic between the two countries it was the ONLY border crossing between China and the Kyrgyz Republic which could be used by tourists – for example, those  traveling the Silk Road .

In 1905 the British Consul in Kashgar, (George Macartney) discovered that the Russians had built a 27 foot wide road from At Bashi in Kyrgyzstan to Torugart and for about half a mile into China itself.  A major player in “The Great Game” between the British and Russian Empires both of which were seeking influence in Central Asia, he reported to his superiors that the road could easily be “made good” and should Russia choose to annex all or part of Xinjiang province, then this was the route along which their troops would come.

Torugart Pass, Kyrgyzstan
Torugart Pass, Kyrgyzstan
Torugart Pass, Kyrgyzstan

In 1906, the Chinese government gave in to Russian pressure and agreed to complete the road using a loan from a Russian bank - recouping the money by levying tolls - and Russian merchants were given a monopoly of trade along the route.  The Chinese, however, were not happy at this arrangement and set the tolls so high that the road soon fell into disuse and disrepair.

Paul Nazaroff in his book “Hunted through Central Asia – On the turn from Lenin's secret police” tells of how he experienced difficult conditions and bureaucracy.  Even being turned back – just like many unwitting and unprepared modern traveler.
Now you can travel the modern road, though truth to tell, it is not yet very modern (although many sections are not tarmac some of it is - indeed, part of it near At Bashi once served as an emergency airstrip in case of Chinese invasion).

Most foreign tourists cross Torugart pass as part of a Silk-Road Tour.  Many people, however, prefer to travel independently rather than take an organized tour.  For them Torugart presents many problems.  Technically, it is closed to all but citizens of Kyrgyzstan and The People's Republic of China - but it is possible to obtain special permission to cross the border here from the Regional authorities in Urumqui.

The special regulations and the remoteness of the border post can make this one a daunting experience for the unwary independent traveler.  Travelers have often been turned back for not having the right documents.

On the contrary, some travelers with no documents seem to have breezed through, breaking all the supposedly inflexible regulations on the way.  It is highly unpredictable but we do not suggest that you take any risks.  It can all be done in a reliable fashion!

FAQ about Torurgart Pass