Поселок Листвянка, Иркутская область

Листвянка - небольшой курортный поселок на берегу Байкала

Листвянка, РоссияЛиствянка находится примерно в 66 км от Иркутска. Туристические экскурсии по достопримечательностям Байкала начинаются в основном отсюда. Из Иркутска добраться до Листвянки можно на маршрутном такси или рейсовом автобусе по Байкальскому тракту, либо на теплоходе, который отходит с пристани «Ракета».

Точно не известно, когда и как образовался поселок Листвянка. Первые упоминания о нем встречаются только в конце XVIII века в записях немецкого медика, исследователя и путешественника Иоганна Готлиба Георги. Поначалу поселок назывался Лиственничным, из-за большого количества растущих здесь лиственниц. В то время его жителями были казаки и переселенцы XVIII века, занимавшиеся здесь охотой и рыболовством.

Географическое расположение поселка у истока реки Ангара, вытекающей из озера Байкал, близость к Азиатскому региону и Дальнему Востоку России еще столетия назад обусловило его развитие как важного пункта на торговых и транспортных маршрутах. Судостроительная верфь, заброшенная ныне, еще в начале XIX века была самым важным предприятием Листвянки, кормившим его жителей. На ней строились суда байкальского флота, в том числе и известные ледоколы «Байкал» и «Ангара», здесь выросло целое поколение судостроителей и моряков.

Листвянка, Россия
Листвянка, Россия
Листвянка, Россия

Сегодня Листвянка – это активно развивающийся курорт, популярный среди жителей региона. Здесь есть несколько гостиниц, также жители поселка сдают комнаты отдыхающим. В Листвянке – довольно большой рынок местных сувениров, здесь же можно купить свежую и копченую рыбу. Самая популярная - байкальский омуль. Только покупать рыбу нужно с утра, потому что к вечеру на рынке ее не остается. Отведать блюда из рыбы можно и в местных ресторанах и кафе. Здесь вам предложат меню русской традиционной и сибирской кухни.

Из поселка Листвянка организуются экскурсии на теплоходе до поселка Большие Коты, бухты Песчаная, по Лиственничному заливу в порт Байкал и обратно. Можно также арендовать катер. Кстати с портом Байкал, находящемся на левом берегу Ангары, Листвянку связывает еще и паромная переправа.

В окрестностях поселка находится не менее десятка дайв-сайтов – мест, откуда можно совершить погружение в воды Байкала на глубину от 3 до 40 метров. Вода в озере холодная и зимой и летом. Но это - не страшно, т.к. дайвера защищает специальный гидрокостюм, не пропускающий холод. Ближе всего к Листвянке дайв-сайты в Больших Котах, Хомутах и в районе Кругобайкалки.

Листвянка, Россия
Листвянка, Россия
Листвянка, Россия

Зимой популярны подледная рыбалка и ледовые сафари на джипах, санях, ездовых собаках. В феврале на причале в Листвянке проводится фестиваль ледовых фигур, сооружаются ледяные горки и аттракционы.

К 2026 году в Листвянке планируется возвести современный туристический комплекс «Байкал-сити» с развитой инфраструктурой. Этот проект даст возможность развивать экономику региона на протяжении всего года, не только в турсезон.

В Листвянке и около нее находится ряд интересных мест, которые можно посмотреть путешественнику. Например, потрясающий Байкальский лимнологический музей с 11 аквариумами фауны озера Байкал, нерпинарий с дрессированными байкальскими нерпами – эндемиком Байкала, Свято-Никольская церковь начала XIX века, Шаман-камень – древнее место языческих культов, смотровая площадка Камень Черского и др.

Кроме того здесь вы можете посетить Астрофизическую обсерваторию, где находится самый большой в России солнечный телескоп, а также увидеть коллекцию частной картинной галереи, основанной архитектором и литератором В. Пламеневским, живущим в Листвянке.

Листвянка - Интересные места

Listvyanka, Irkutsk Region

Listvyanka - small resort township on the bank of Lake Baikal

Листвянка, RussiaListvyanka is located about 66 km from Irkutsk. Sightseeing tours to the attractions of Lake Baikal start basically from there. From Irkutsk, Listvyanka can be reached by taxi or regular buses by Baikal highway, or by boat, which departs from the quay "Raketa".

It is not known when and how Listvyanka was founded. It was mentioned for the first time as late as the end of XVIII century in records of the German physician, researcher and traveler Johann Gottlieb Georgi. Initially, the village was called Listvennichny, because of a large number of larch trees growing there. At that time, its residents were Cossacks and settlers of the XVIII century, engaged in hunting and fishing.

The geographical position of the village at the source of the Angara River flowing out of Lake Baikal, the proximity to the Asian region and the Russian Far East as far back as centuries ago gave rise to its development as an important point in the trade and transport routes. A shipyard, abandoned nowadays, in the beginning of the XIX century was the most important business in Listvyanka, providing its people with means of subsistence. It manufactured Baikal Fleet ships, including the famous ice-breakers "Baikal" and "Angara", and brought up a whole generation of shipbuilders and sailors.

Listvyanka, Russia
Listvyanka, Russia
Listvyanka, Russia
Today Listvyanka is an actively developing resort, popular among the residents of the region. There are several hotels, in addition, the townsmen rent out rooms to holiday-makers. Listvyanka features a rather large market of local souvenirs, where you can buy fresh and smoked fish. The most popular one is Baikal omul. But you have to buy fish in the morning, because it goes like hot cakes and nothing may be left by the evening. You can also have fish in the local restaurants and cafes. They will offer you a menu of traditional Russian and Siberian cuisine.

Listvyanka arranges boat excursions to Bolshie Koty village, Sandy Bay, the Gulf of Listvennichny, Port Baikal and back. As an option, you can also rent a boat. By the way, Listvyanka is also connected with port Baikal, located on the left bank of the Angara River by ferry service.

In the vicinity of the village there is at least a dozen of dive-sites – the places where you can dive into the waters of Lake Baikal at a depth from 3 to 40 meters. The lake water is cold both in winter and in summer. But this is no big deal, because the diver is protected by a special cold-proof wet suit. The dive sites in Bolshie Koty, Khomuty and in the Circum-Baikal are the closest ones to Listvyanka.

Listvyanka, Russia
Listvyanka, Russia
Listvyanka, Russia

In winter popular kinds of activities are ice fishing as well as ice safari by jeep, sleigh, and sled dogs. In February Listvyanka dock hosts an ice-figure festival including building of shapes are construction of ice slides and amusement parks.

A modern tourist complex "Baikal-city" with a developed infrastructure is planned to build in Listvyanka by year 2026. This project will provide the region with an opportunity to develop the economy throughout a whole year, rather than just during a tourist season.

Listvyanka and its surroundings have a number of interesting places for a traveler to see. For example, the amazing Baikal Limnological Museum with 11 aquariums containing the Lake Baikal fauna, nerpinary with trained Baikal seals – an endemic to Lake Baikal, St. Nicholas Church of the beginning of the XIX century, the Shaman Stone- an ancient place to heathenize profane rites, observation deck Chersky Stone etc.

You can also visit the Astrophysical Observatory, with the largest solar telescope in Russia, as well as a collection of private art gallery founded by the architect and writer V. Plamenevsky, who lives in Listvyanka.

Listvyanka - Interesting Places