Музей мифов и суеверий русского народа

Музей мифов и суеверий: таинственный мир русских сказок

В Угличе, на тихой улочке в старом деревянном доме, расположился один из самых колоритных музеев, где под одной крышей собраны реалистичные восковые фигуры Бабы-Яги, упыря, вурдалака, домового, болотной кикиморы и многих других персонажей из русских народных сказок. Это Музей мифов и суеверий русского народа, созданный супружеской парой Голуновых, переехавшей в Углич из Санкт-Петербурга. Художники по образованию, Диана и Александр Голуновы, посвятили свою жизнь изучению славянской мифологии, и это увлечение вылилось в появление одной из самых экстраординарных частных экспозиций в мире. Все костюмы для восковой нечисти Диана Голунова (также известная под творческим псевдонимом Дарья Чужая) сшила сама. Облик мифических существ Диана и Александр воссоздавали с большой любовью и усердием, основываясь на старинных рукописях, легендах и преданиях. Впервые музей открыл свои двери для посетителей 6 января 2001 года – в ночь перед Рождеством и с тех пор не было и дня, чтобы он пустовал.

Помимо восковых фигур всяческой нечисти в экспозицию входят воспроизведенные сцены из таких старинных обрядов, как, например, святочное гадание – древний русский обычай, по которому Рождественский, Васильевский и Крещенский вечера принято проводить, взывая к потусторонним силам в надежде узнать свое будущее. Кроме того, в музее собраны предметы быта, связанные с древними традициями, а также обереги талисманы. Интерьер каждой комнаты музея выдержан в стиле русской избы: здесь повсюду огромные сундуки, коромысла, горшки и корзинки, ларцы, вязанки душистых трав, прялки и другие тщательно оберегаемые на протяжение многих лет старинные вещи. В Музее мифов и суеверий также существует библиотека, где собрано множество тематических книг и статей, с которыми может ознакомиться любой желающий.

В музее всегда царит полумрак, создающий особую атмосферу: все экспонаты выглядят почти как настоящие, от чего у посетителей нередко пробегает холодок по коже. Однако владельцы музея только улыбаются на вопросы о том, не шалит ли нечистая сила по ночам и заверяют, что даже их сын безбоязненно разгуливает среди восковых фигур. Цель экспозиции музея не напугать, а познакомить с интереснейшим миром славянской мифологии, в котором уживаются древние обряды и поверья, гадания и былины, боги и шаманы. Говорят, что попасть в музей можно только произнеся шуточный пароль: «Мы от знакомых и друзей».

Музей мифов и суеверий открыт для индивидуальных посещений с 12:00 до 16:00 каждый день, кроме понедельника. Экскурсионные группы принимаются по предварительным заявкам.

Museum of Myths and Superstitions of the Russian People

Museum of Myths and Superstitions: the Mysterious World of Russian fairy tales

One of the most popular museums, where lifelike wax figures of Baba Yaga , a vampire, ghoul, goblin, hobgoblin and many other characters from Russian folk tales, collected under one roof is found on a quiet Uglich street in an old wooden house. This Museum of Myths and Superstitions of the Russian People was set up by the Golunovs, wife and husband, who had moved to Uglich from St. Petersburg. Artists by education, Diana and Alexander Golunovs , dedicated their lives to studying Slavic mythology, and their passion resulted in establishing of one of the most extraordinary private exhibitions in the world. All the costumes for the waxen evils were sewn by Diana Golunova (also known under stage name Daria Chuzhaya) herself. Having taken ancient manuscripts and legends as a base, Diana and Alexander made images of mythical creatures with great love and zeal. The museum first opened its doors to the visitors on January 6, 2001 – on the Christmas night and since than every day the museum is always full.

In addition to all sorts of waxworks of evils, the exhibition includes scenes reproduced from such ancient rituals, as Christmas divination, a Russian ancient custom; on Christmas, Epiphany and Vasilevs nights it was customary to appeal to otherworldly forces in hope to learn their future. In addition, the museum has collected everyday objects connected with ancient traditions, charms and talismans. The interior design of each museum room follows the style of Russian log hut: there are huge chests, rockers, pots and baskets, boxes, bundles of aromatic herbs, spinning wheels and other antiques, carefully preserved over the years. The Museum of Myths and Superstitions has also a library which collected many books and articles on the subject for anyone to read.

The museum is always in semi-darkness that creates a special atmosphere: all the exhibits look almost like real, often making the visitors have chill all over the skin. However, the museum owners just smile to questions about whether or not there appear naughty evil spirits at night, and ensure that even their son can fearlessly stay with the waxworks. The purpose of the museum is not to frighten, but introduce into the interesting world of Slavic mythology, where ancient rites and beliefs, divination and epics, gods and shamans coexist peacefully. They say that you can get to the museum only by saying a joky password: “We are from friends and acquaintances”.

The Museum of Myths and Superstitions is open for individual visits from 12:00 AM to 04:00 PM every day except Monday. Prior booking is required for excursion groups.