Мечеть Туркменбаши Рухы, село Кипчак

Мечеть, построенная в честь Туркменбаши

Мечеть Туркменбаши Рухы, окрестности АшхабадаВ 11 км. к западу от Ашхабада расположена самая большая мечеть в Средней Азии и главная мечеть Туркменистана – мечеть Туркменбаши Рухы. Как и все постройки периода независимости, ее отличают масштабность и помпезность.

Мечеть была построена в 2002-2004 гг. по инициативе Туркменбаши и названа также в честь него. В дословном переводе название мечети звучит как: «мечеть духовности Туркменбаши» или «мечеть духа Туркменбаши». Кстати, расположена мечеть в Кипчаке – родном селе Туркменбаши.

Строительство этой мечети обошлось Туркменистану в $100 млн. Весь комплекс построен из белого мрамора французской компанией Bouygues. Площадь территории отведенной под комплекс мечети составляет 18 тыс. кв.м.. Сама мечеть представляет собой огромное однокупольное здание, окруженное 4 минаретами. Высота мечети – 55 м., а высота минаретов – 91 м., что символизирует 1991 год – год обретения Туркменией независимости. В здание ведут 9 входов с арками. Вокруг мечети расположены многочисленные фонтаны и получается, будто мечеть словно стоит на воде, что смотрится очень красиво.

Стены мечети по традиции украшают суры из Корана, но также и цитаты из «Рухнамы» - книги о духовности и нравственности, написанной самим Туркменбаши. Из-за этого мечеть не признается многими мусульманами.

Мечеть Туркменбаши Рухы, окрестности Ашхабада
Мечеть Туркменбаши Рухы, окрестности Ашхабада
Мечеть Туркменбаши Рухы, окрестности Ашхабада

Внутри мечети расположен огромный зал для молитв с белыми колонами и богато расписанным небесно-голубым куполом. Пол с подогревом устлан огромным туркменским ковром ручной работы. Мечеть может вместить в себя около 10 тыс. человек, но обычно посетителей здесь мало. Также, здесь есть подземный гараж, в котором можно припарковать более 400 легковых автомобилей.

Рядом с мечетью расположен более скромный по декору и масштабам мавзолей Туркменбаши. Здесь, в центральном саркофаге похоронен сам Туркменбаши, а вокруг него находится еще 3 саркофага, где покоятся его мать, два брата и один пустой, символический, саркофаг с именем отца Туркменбаши, который похоронен в другом месте.

Известно, что мать и оба брата Туркменбаши погибли во время ашхабадского землетрясения 1948 года. Сам Туркменбаши избежал гибели случайно: в тот день он очень рано проснулся и вышел из дома погулять.

Напротив входа в мавзолей расположен мемориальный комплекс, установленный в память о погибших во время землетрясения 1948 года.

Мечеть Туркменбаши Рухы является национальным достоянием и гордостью туркменского народа. Ее изображение можно увидеть и на национальной валюте – денежной купюре достоинством 500 манат.

Turkmenbashi Ruhy Mosque, Gypjak village

The Mosque built in honor of Turkmenbashi

Turkmenbashi Ruhy Mosque, Gypjak village, Ashgabat vicinitiesEleven kilometers to the west of Ashgabat there stands the largest mosque in Central Asia and main mosque of Turkmenistan – The Turkmenbashi Ruhy Mosque. Like all other buildings of the period of independence it differs with its immensity and grandiosity.

The mosque was built in 2002-2004 on the initiative of Turkmenbashi and named after him. Its word-for-word translation means “the mosque of Turkmenbashi spirituality” or “the mosque of spirit of Turkmenbashi”. By the way the mosque is located in Gypjak – the Turkmenbashi native village.

The construction of the mosque cost to Turkmenistan $100,000,000. The whole complex is built in white marble by French company Bouygues. The total area occupied by the complex is 18,000,000 m2. The mosque itself is a one-domed building, surrounded by 4 minarets. The height of the mosque is 55 m, and that of the minarets is 91 m to symbolize the year 1991 – when Turkmenistan gained independence. The building is accessible through 9 entries with arches. Around the mosque there are numerous fountains as though the mosque stands on the water and it makes the mosque look very good.

The mosque walls are traditionally decorated with suras from Koran and also phrases from Rukhnama – the book on spirituality and morality written by Turkmenbashi himself. Due to this fact the mosque is not recognized by many Muslims.

Inside the mosque there is a huge praying hall with white columns and richly painted celestial blue dome. The heated floor is covered with a huge hand-made Turkmen carpet. The mosque can accommodate about 10,000 people, but visitors are usually few there. Under the mosque there is an underground garage capable to park over 400 cars.

Turkmenbashi Ruhy Mosque, Ashgabat vicinities
Turkmenbashi Ruhy Mosque, Ashgabat vicinities
Turkmenbashi Ruhy Mosque, Ashgabat vicinities

Near the mosque, there is the Turkmenbashi Mausoleum – more modest in décor and size. Turkmenbashi himself is buried in the central sarcophagus, and around it, there are three more sarcophagi with his mother and two brothers, and one in addition, which is empty – a symbolic sarcophagus with the name of Turkmenbashi’s father, buried in another place.

Turkmenbashi’s mother and both of his brothers are known to die during the earthquake of 1948. As far as Turkmenbashi himself concerns, he had a narrow escape: that very day, he got up early and went outside for a walk.

Opposite the entry to the mausoleum, there is a memorial complex, erected in memory of the people killed by the earthquake of 1948.

The Turkmenbashi Ruhy Mosque is a national asset and pride of the Turkmen people. Its image can also be seen on a national currency – 500-TMT banknote.