Гонур Депе, Туркменистан

Древний город-храм

Не так давно, в 90-х годах, среди песков восточного Каракума ученые-археологи вскрыли в Марыйском оазисе огромный некрополь, относящийся к II-I тыс. до н.э. Здесь был столичный город, ныне именуемый Гонур-Депе (в переводе с туркменского — Серый холм), со своим дворцом и несколькими храмами, способными конкурировать с сооружениями Ассирии и Вавилона.

Раскопки этого места принесли ученым и историкам немало удивительных открытий. Храмовый город хранил свои тайны в песках пустыни несколько тысячелетий. Гонур-Депе был самым крупным поселением во всей Маргиане. Располагался комплекс на невысоком холме правого берега русла Мургаба. Раскопки ведутся до сих пор, и точных цифр пока нет, но по предварительным данным площадь древнего городища колеблется от 30 до 50 гектаров. В этой предполагаемой «столице» находился скорее не правитель с определенными властными полномочиями, управлявший всей страной, а духовный лидер - верховный жрец. Люди почитали его не по принуждению, а по доброй воле, движимые верой.

Архитектура Гонур-Депе

Гонур-Депе – это столичный храмовый город страны Маргуш. Археологам удалось обнаружить убедительные факты духовных ритуалови традиций, доказывающих, что гонурцы придерживались зороастрийской веры.

В самом центре городища располагался дворец со множеством больших парадных помещений, окруженный мощными, толстыми стенами и несколькими квадратными башнями. Здесь, скорее всего, жил главный жрец. Вокруг дворца, со всех 4-х сторон находились храмовые постройки, соединяющиеся одной стеной. По углам стену тоже укрепляли квадратные башни, но уже не столь огромные, как в окружной стене дворца.

За пределами стен, с южной стороны находился бассейн, размером 180 на 80 м и глубиной в 2 м. С северной и западной сторон храмового комплекса располагались еще два бассейна, но более мелких. Все эти сооружения были обнесены еще одной невысокой и не столь широкой стеной, с внутренней стороны укрепленной пилястрами. Ученые полагают, что эта стена служила неким символом ограничителя святого места от всего остального мира и была воздвигнута символически, а не с целью обороны.

Археологи нашли фрагменты фасадных частей зданий, свидетельствующие, что для украшения стен применялась каменная мозаика. Но техника гонурских мастеров уникальна тем, что изначально изображение на стене рисовали красками и уже потом его отделывали камнями. Нигде в мире еще не было найдено подобной технологии выкладки мозаики. На территории Гонур-Депе также был найден целый ряд гончарных мастерских, говорящих о том, что подобная продукция пользовалась большим спросом в те времена.

Находки в Гонур-Депе

Одну из интереснейших находок представляют погребальные подземные помещения, найденные с восточной стороны большого бассейна. Все свидетельствовало о том, что это были захоронения местной элиты тех времен. Всего археологи раскопали 5 могил-склепов, каждая из которых была похожа на полноразмерный многокомнатный дом. В двух гробницах покоились останки сразу нескольких человек. Скорее всего, тела принадлежали слугам, которые по древним обычаям должны были сопровождать своего хозяина в мир иной.Также усыпальница по традициям заполнялась ценными вещами, некогда принадлежавшими умершему.

Подземные склепы были разграблены еще во времена еще в те времена, когда город был обитаем. Но археологам все же удалось найти несколько серебряных и золотых сосудов и некоторые ювелирные украшения. Помимо драгоценностей, ученые обнаружили в могилах еще фрагменты мозаичных композиций, которые, скорее всего, служили украшением усыпальниц, но были разрушены временем. В могилах находились большие ящики, когда-то наполненные дарами духам потустороннего мира.

Неподалеку от гробниц был обнаружен котлован глубиной в 2.5 м диаметром в 5 м, тоже с захоронениями. Это место оказалось неразграбленным и археологам удалось извлечь оттуда много интересных предметов и останков древних людей и животных.

В центре котлована находилась повозка (колесница), которую явно сбросили сверху. По преданиям тех времен, колесница была необходима умершему для перемещения в мир иной. Рядом с повозкой были найдены останки семи людей, семи собак, двух ослов и двух верблюдов.

Число 7, соответствующее семи погребенным людям и семи собакам, убитым особым способом, явно в качестве жертвоприношения, выбрано не зря. И у древних зороастрийцев, и у современных туркмен эта цифра считается священной. Отношение к собакам у потомков древних гонурцев ипо сей день немного странное – их уважают и боятся одновременно.

Из мелких предметов археологи извлекли бронзовый светильник, два каменных посоха с серебряными кольцами на концах, совковую лопату, три бронзовых предмета, уникальный сосуд, высотой почти в один метр, состоящий из семи шаровидных емкостей и еще один широкий круглодонный сосуд.

Кроме большого котлована, были найдены и более мелкие погребения, а также некоторые удивительные вещи, которым ученые до сих пор не могут дать точного объяснения. Например, водной из гробниц, рядом с керамической посудой нашли несколько камней, обработанных в гладкие, ровные шарики, а неподалеку от них еще несколько камешков, напоминавших по форме фисташки. Для чего были изготовлены эти предметы и какую роль выполняли - до сих пор неизвестно.

Некрополь Гонур-Депе и по сей день хранит в себе много тайн, которые предстоит разгадать историкам, археологам и ученым. Это место является одним из важных туристических объектов Туркменистана, куда ежегодно приезжают тысячи туристов со всего мира. Посетив это удивительное и загадочное сооружение, вы сможете прикоснуться к тайнам далеких предков туркмен, которые еще в древние века являлись талантливыми скульпторами, строителями и ювелирами.

Gonur-Tepe, Turkmenistan

Ancient temple town

It was not long ago, in the 90’s, among the sands of the eastern Karakum desert, archaeology scientists discovered a huge necropolis dating back to the 3-2 millennia B.C. in the oasis of Mary. There was once a capital city, called today Gonur Tepe (translated from Turkmen as “Grey hill”) with its palace and few temples that could compete with erections of Assyria and Babylon.

Excavations of this place led scientists and historians to amazing discoveries. The temple town kept its mysteries in the sands of the desert for several thousands of years. Gonur Tepe was the largest settlement in the entire Margiana. It was located on a small hill on the right banks of the riverbed of Murgaba. Excavations continue up to now, and archeologists still do not know how big the area is. The preliminary data gives clue that the area of the ancient city ranges between 30 to 50 hectares (1 hectare = 10 000 square meters). This assumed “capital” did not have a ruler with definite commanding authorities, governing the entire country, but rather a spiritual leader – a supreme priest. People respected him unforced and only willingly, prompted by the faith.

Architecture of Gonur Tepe

Gonur Tepe is a capital temple city of the country Margush. Archaeologists managed to discover convincing facts of spiritual rituals and traditions proving that Gonurians believed in Zoroastriasm.

In the center of the town, there was a palace with many big rooms surrounded with strong, thick walls and few square towers. The main priest most probably resided there. Around the palace, there were temple constructions from all 4 sides connected with one wall. In the corners, the wall was fortified with square towers, but not as big in size as in the external wall of the palace.

Beyond the walls, in the southern side, there was a swimming pool, 180x80m in size and 2m deep. From the northern and western parts of the temple complex, there were other two pools but smaller in size. All these constructions were surrounded by another medium and rather narrow wall fixed with pilasters from the inner side. Scientists suppose that this wall served as a symbol of restrictor of the holy place from the other world and was erected symbolically, and not for defense purposes.

Archaeologists found fragments of the façade part of the buildings testifying that it was stone mosaic used for decoration of walls. The technique of the Gonur masters is unique: initially the image on the wall was drawn in paints and only later done with stones. Any similar technology of mosaic processing hasn’t been found in the world yet. An entire row of potteries was found on the territory of Gonur Tepe, certifying that earthenware was in high demand.

Finds in Gonur Tepe

One of the most interesting discoveries is the burial underground premises found in the eastern part of the big pool. Everything there showed that this was the burial of local elites of that period. Archaeologists dug 5 tomb-vaults in total; each of them looked like a house with several rooms. Two of the tombs had burials of several people. Most probably bodies belonged to the servants, who, according to ancient customs, were supposed to escort their master to the other world. It was also according to traditions that the burial place was filled with valuable things that once belonged to the deceased.

Underground vaults were robbed already in the times when the city was inhabited. However, the archaeologists managed to find few silver and golden vessels and some jewelry pieces. Apart from the jewels, scientists discovered more fragments of mosaic compositions in the tombs. They are assumed to served as decoration of the shrines, but were damaged with the time. There were big boxes in the tombs once filled with gifts to the spirits of the other world.

Together with the burials, a foundation pit, 2.5m deep and 5m in diameter, was found not far from the tomb. This place turned out not to be robbed and archaeologists excavated there many interesting items and mortal remains of ancient people and animals there.

There was a chariot in the center of the foundation pit that obviously was thrown down. If we believe the legends of those times, the chariot was necessary for the deceased in order to transfer to the other world. There were mortal remains of seven people, seven dogs, two donkeys and two camels next to the chariot.

Number 7, corresponding to the seven deceased people and seven dogs killed in a special way as a sacrifice, was not chosen accidentally. Both ancient Zoroastrians and modern Turkmens considered digit 7 as sacred. Descendants of the ancient Gonurians still have strange attitude to dogs – they are respected and feared at the same time.

Among little items, archaeologists found a bronze lamp, two stone sticks with silver rings on its ends, a scoop, three bronze items, unique vessel that is almost one meter in height and consisting of seven ball-shape cisterns and a wide round-bottomed vessel.

Apart from the big foundation pit, there were found smaller burials, as well as some unusual things that scientists cannot give a clear explanation to. For instance, in one of the tombs, they discovered few stones done into smooth and even balls next to the ceramic dishes, and some pistachio shaped stones. It is still unknown what these items were made for and the role they carried out.

Necropolis of Gonur Tepe still holds many mysteries for historians, archaeologists and scientists. This place is one of the important touristic objects of Turkmenistan, visited by thousands of tourists every year. Discover this wonderful and mysterious sight to touch the secrets of Turkmens’ ancestors who were great and talented sculptors, builders and jewelers of the past.