Кафедральный Собор Зенкова

История уникального деревянного храма

Кафедральный собор Зенкова, АлматыВ живописном парке Панфиловцев города Алматы расположилось уникальное архитектурное строение - Кафедральный собор Зенкова (Вознесенский собор). Этот исторический памятник считается одной из главных достопримечательностей города. Инициаторами постройки храма выступили епископы Туркестана и Ташкента в самом начале XIX столетия. За проект взялись лучшие инженеры и архитекторы К.А. Борисоглебский, Н.И. Степанов, С.К. Тропаревский, и А.П. Зенков. В 1903 году проект утвердили, и с 1904 по 1907 год шло строительство собора. Руководил всеми работами А.П. Зенков.

Отличительной чертой этого деревянного строения является то, что оно было возведено по уникальной старинной технологии – практически без гвоздей. Пятиглавый и трехпридельный собор с пристроенной колокольней вошел в восьмерку самых высоких зданий мира, полностью возведенных из дерева.

Знаменитый русский талантливый художник и иконописец Н. Г. Хлудов трудился над внутренним убранством храма. Десятки святых ликов украшали интерьер собора. Лепнины и кованые украшения, сделанные мастерами, дополняли красоту этого святого места. Золоченые купола с крестами заиграли на солнце, и храм стал заметен издалека.

В 1910 году на город Верный (именно так он назывался в то время, и был переименован в Алматы уже позже) обрушилось стихийное бедствие –сильное землетрясение. Практически все строения в округе были разрушены, но Кафедральный собор Зенковане пострадал. Уцелело здание благодаря своей технологии постройки - «антисейсмической корзинке». Деревянные балки скреплялись подвижными скобами и во время тряски стены плавно «ходили», что и обеспечило зданию устойчивость.

Но землетрясение - это не единственная беда, которую пережил собор. Настоящим испытанием для храма стал период советской власти. В 1927 году правительство дало указ закрыть святыню. Собор разграбили, с башни сбросили все колокола, часть библиотеки уничтожили, а часть попросту разворовали. Местные жители опасались, что это прекрасное здание и вовсе могут снести. Но,к счастью, этого не произошло.
Вплоть до 1994 года здание собора Зенкова в Алматы использовалось для нерелигиозных нужд и долгое время было Центральным музеем Казахстана.

В 1995 году власти Республики приняли решение вернуть строению религиозную значимость и после реставрационных работ в соборе снова стали проводиться православные богослужения. С тех пор и по сей день храм является святыней для сотен христиан и великолепной достопримечательностью города.

Кафедральный Собор Зенкова, Алматы
Кафедральный Собор Зенкова, Алматы
Кафедральный Собор Зенкова, Алматы
Кафедральный Собор Зенкова, Алматы

Zenkov Cathedral, Almaty

The history of a unique wooden church

Zenkov Cathedral, Almaty

A distinctive architectural building of Zenkov Cathedral (Ascension Cathedral) is located in a green Panfilov Park of Almaty. The historical monument is one of the main sights of the city. Bishops of Turkestan and Tashkent were the initiators of the church construction in the early 19th century. The project was delegated to the best engineers and architects of the time: K.A. Borisoglebskiy, N.I. Stepanov, S.K.Troparevskiy and A.P. Zenkov. In 1903, the project was approved and the construction of the cathedral took place between 1904 and 1907. A.P. Zenkov had supervised the entire project.

Particular feature of this wooden building is that it was erected according to a unique ancient technology, practically without any nails. This five-domed and three-aisled cathedral with a built-in bell tower has been included in the top 8 highest buildings of the world constructed entirely from wood.

Famous and talented Russian artist and icon painter N.G.Khludov worked on the inner interior of the church. Paintings of dozens of saints adorned the inner walls of the cathedral. Fretworks and metal-bound decorations made by the masters completed the beauty of this holy place. Gold-plated domes with crests shone on sun, and the church was noticed from afar.

In 1910, the city of Verniy (this is how it was called then, later re-named into Almaty) was damaged by an earthquake. Almost all buildings in the surrounding went to ruin, but the Zenkov Cathedral survived. The building remained whole thanks to its construction technology – “anti-seismic basket”. Wooden beams were fastened with rolling brackets and during the shake the walls were moving smoothly that provided stability to the building.

However, the earthquake was not the only misfortune that the cathedral went through. The real hardship period fell on the time of the Soviet rule. In 1927, the government ordered to close the cathedral. It was then robbed, all bells were thrown down from the tower, one part of the library was destroyed and the other part was simply plundered. Locals were in fear that this beautiful building would be completely wrecked. Luckily, it did not happen.

Until 1994, the building of the Zenkov Cathedral in Almaty was used for non-religious purposes and served as a Central Museum of Kazakhstan for a long time.

In 1995 local authorities decided to return its religious importance and after restoration works, orthodox services began to be held in the cathedral. Since then and up to now, the cathedral is a sanctuary for hundreds of Christians and a wonderful city attraction for guests and residents.

Zenkov Cathedral, Almaty
Zenkov Cathedral, Almaty
Zenkov Cathedral, Almaty
Zenkov Cathedral, Almaty