Таджикистан - Национальные праздники

Праздник подснежников

Таджикистан – горная страна. Укутанные за зиму толстым слоем снега, горы  предгорья долго не сбрасывают с себя белоснежный покров, лишь первые лучи весеннего солнца способны растопить его, обнажая… маленькое чудо: крохотные лиловые головки подснежников на тонких стебельках. Это неоспоримое доказательство прихода долгожданной весны испокон веков было для таджиков поводом для большого праздника.

Первый из ребятишек, нашедший пробившиеся из-под снега подснежники (по-таджикски «бойчечак»), считается большим везунчиком. Вслед за ним в горы бежит вся сельская ребятня, чтобы сорвать подснежники и раздать их своим матерям, сестрам, соседкам, учителям – все женщинам села, как символ возрождающейся жизни, молодости, красоты. Женщины прикладывают цветы к глазам и благодарят Бога за то, что дожили до весны, а детвору угощают сладостями, выпечкой и фруктами… Эта традиция называется у таджиков «гулдардони». А затем в каждом доме готовится традиционный плов, который так и называется: «Оши бойчечак». На угощение собираются все родные, друзья и близкие. Это торжество является подготовкой к главному празднику весны – Наврузу.

Праздник тюльпанов (Сайри лола)Национальные праздники, Таджикистан

Вслед за весенними подснежниками, в горах начинается цветение тюльпанов. Оно приходится на летний сезон, когда горы уже покрылись ковром изумрудной зелени, и на ней словно вышитые рукой умелых вышивальщиц распускаются красные, желтые, розовые бутоны тюльпанов…

Это настолько впечатляющее зрелище, что ему посвящен целый праздник. У таджиков он называется Сайри лола. Он совпадает со временем сбора первого урожая, а это значит, что чем богаче был собран урожай, тем насыщеннее должен быть праздничный стол. По традиции центр его украшает блюдо плова, в этот день также хозяйки пекут румяные лепешки и ароматную самсу, на столе красуются спелые овощи и фрукты.

Но не только за вкусное угощение ждут таджики праздник Сайри лола. В этот день принято устраивать соревнования по таджикской национальной борьбе «гуштингири». В старину это состязания были самым главным и азартным зрелищем в году. И сегодня «гуштингири» не уступают по красоте и зрелищности современным видам спорта, и собирают огромное число поклонников и болельщиков, прибывающих в Таджикистан даже из-за рубежа.

Праздник жертвоприношения (Иди курбон)

Один из самых почитаемых религиозных праздников у всех мусульман, отмечаемый через 70 дней после окончания месяца Рамазана, когда все верующие держат строгий пост. В священном писании существует легенда об истоках этого праздника. В ней говорится о том, как Аллах не дал правоверному мусульманину Ибрагиму принести в жертву своего сына Исмаила, положив на жертвенный алтарь овна. С тех пор принято приносить в жертву животных, как символ веры во всемогущество и милосердие Всевышнего.

В праздник Иди курбон верующие надевают чистые нарядные одежды, посещают мечеть, режут жертвенного барашка или теленка, раздают мясо бедным, часть мяса – родственникам, а из части готовят праздничное угощение. В этот день принято ходить в гости и принимать гостей у себя.

21 марта: Навруз

Сумаляк, ТаджикистанПразднование Навруза в Таджикистане – это невероятное по своей красоте зрелище.

В эти праздничные дни весна окончательно приходит на древнюю таджикскую землю и, наконец, можно увидеть ее во всем великолепии. Ласковое солнце пригревает горные вершины и сквозь талый снег пробиваются прозрачные подснежники. Эти первые весенние цветочки – главные предвестники праздника. Традиционно их раздают сельские детишки, как символ начала весны.

В  Таджикистане к Наврузу готовятся заранее, прежде всего, духовно: раздают долги, прощают старые обиды. А в день праздника еще и надевают все чистое, символизируя полное очищение. Обязательны в этот день ритуалы с огнем, восходящие к зороастирийским корням праздника. Зажженный костер или факел должны обойти все домочадцы в знак доброй надежды на лучшее.

Ну а к обеду хозяева созывают гостей за праздничный дастархан, где уже красуются традиционные для Навруза блюда: суманак (варево из ростков пшеницы), самбуса (слоеные пирожки с мясом илизеленью), сабзи (овощи) и многое другое. Всего семь ритуальных кушаний на букву «с».

Навруз широко проходит как в городе, так и в селах. В городах в этот день все спешат на главную площадь увидеть праздничное представление с певцами, музыкантами, танцорами. В селах и празднование Навруза невозможно представить без скачек, спортивных состязаний в национальном стиле, петушиных боев, запуска голубей и воздушных змей, и конечно традиционного козлодрания (бузхкаши).

8 Марта: Международный женский день

8 марта в Таджикистане отмечается День матери. «Наш народ обладает древней культурой почитания женщины, - говорят сами таджики. – Когда-то на нашей земле существовал весенний праздник, посвященный культу женщины. И сегодня, когда возрождаются наши исконные традиции, мы рассматриваем этот праздник, как продолжение древнего культа».

Рады этому дню не только женщины, но и мужчины. Да и как не проникнуться атмосферой этого чудесного дня, когда расцветает природа, а еще ярче - красота милых и любимых женщин. Для них в этот день цветы и подарки, застолья, теплые слова и красивые поступки. 8 марта в Таджикистане – древний праздник на современный лад.

1 января: Новый год

Пожалуй, только в последние годы Новый год в Таджикистане стал, как и прежде, долгожданным, любимым и волшебным праздником. Страна, которая еще не совсем оправилась от последствий гражданской войны, долгое время была лишена всех новогодних радостей. Но сегодня ситуация меняется в лучшую сторону: праздник приходит в города, села, в каждый дом… Улицы городов украшают гирлянды, фонарики и прочая мишура.

За окнами домов угадываются силуэты елок, а со дворов доносятся вкусные ароматы… Власти столицы делают все, чтобы горожане провели праздник весело и незабываемо. В парках Душанбе проходят праздничные мероприятия. А на столичной площади «Дусти», где красуется самая большая елка страны, - днем - грандиозная ярмарка, а вечером - праздничный концерт с участием звезд таджикской эстрады, который завершает великолепный фейерверк.

9 мая: День Победы

Народные гуляния, Таджикистан9 мая – дата, когда память народа вновь возвращается к тем давним и трагическим событиям военных лет. Их невозможно вспоминать без слез горечи и счастья и уж конечно только с благодарностью за боевые подвиги и самопожертвование всех, тех, кто не вернулся с войны. Для таджикского народа, потерявшего в Великой Отечественной более 300 тысяч воинов, 9 мая дата священная. Ежегодно в Парке победы на торжественном мероприятии ветеранов поздравляет сам президент. Здесь же проходит возложение венков к Вечному огню. Ветеранов войны в эти дни чествуют по всей республике. Во всех воинских частях, парках, площадях проходят традиционные встречи с ветеранами войны, концерты, застолья.

27 июня: День национального примирения

Для всех таджикистанцев, переживших гражданскую войну 1993-1998 годов, этот праздник, безусловно, один из самых главных. Он ознаменовал собой окончание пятилетнего ужаса, за время которого погибли более 100 тысяч человек, а миллионы коренных жителей стали беженцами.

В 1998 году Президент Таджикистана Эмомали Рахмон подписал указ об объявлении 27 марта Днем национального примирения и выходным днем. По всей стране в этот день проходят праздничные мероприятия и акции.

День Независимости (9 сентября)

Торжества по случаю Дня независимости Таджикистана проходят в государственном комплексе«Кохи Борбад». В праздничной концертной программе - выступления лучших творческихколлективов республики и выдающихся артистов эстрады и театра.

А массовые гуляния в этот день повсеместны: в парках «Айни», «Дружбы народов», на площади «800-летия Москвы», в столичном Амфитеатре.

Advantour Scheduled Uzbekistan Tours
ENG  РУС 

Hotels Tours Flights
Home > Silk Road > Tajikistan About Us - Our People - Worldwide Partners - Contacts

Tajikistan - National Holidays


Snowdrop Festival

Tajikistan is a mountainous country. Muffled with a thick snow layer during the winter time, the foothill mountains keep their snow-white cover for a long time, and only the first rays of spring sun are able to melt it, exposing… a small miracle: tiny lilac heads of snowdrops on thin stemlets. From time immemorial, this incontestable proof of coming of a long-awaited spring was a cause for great festival among the Tajiks.

The first among the children, who found snowdrops (“boychechak in Tajik) germinated from the snow, is considered lucky. Following him the rest rural small fry ran to the mountains to pick up snowdrops and give them to their mothers, sisters, neighbors, and teachers – all the village women as a symbol of a resurgent life, youth and beauty. The women put the flowers to the eyes and give thanks to God that they lived to see the spring and treat the children with sweets, baked goods and fruits... This tradition is called “guldardoni” by the Tajiks. Then every family cooks traditional pilau which is also called as “Oshi Boychechak”. All the kinsfolk and friends gather for the treat. This festivity is a preparation for the main spring holiday – Navruz.

Tulip Festival (Sayri Lola)

National holidays, Tajikistan

The spring snowdrops are followed by tulip flowering. It falls on summer season when the mountains have been already covered with a carpet of emerald greens on which red, yellow, pink tulip flower-buds, as though embroidered with a skilful hand, are blossoming …

This is such an impressive eyeful that a whole festival is devoted to this event. The Tajiks call it Sayri lola. It coincides with the time of first harvesting which means that the richer crop the more pompous festive tableful. By tradition the centre of the table is graced with a dish of pilau, women also bake brown griddle-cakes and spiced samsa, the table is served with ripe vegetables and fruits.

The Tajiks expect not only tasty food on Sayri Lola festival but also the “gushtingiri”, the contests in Tajik national fight arranged by tradition on this day In former times this contest was the main and hot-tempered entertainment of the year. And today “gushtingiri” is rival in beauty and staginess to modern sports and gathers a great number of fans and fellows coming to Tajikistan even from abroad.

Sacrificial Offering Festival (Idi Kurbon)

This is one of the most honorable religious holidays for all Muslims celebrated 70 days after the Ramadan month when all the believers observe strict fastening. There is a legend about the roots of this

holiday in the Holy Scripture. It says that Allah did not allow faithful Muslim by name Ibrahim to sacrifice his son Ismail, by putting a ram on the Sacrificial Altar. Since that it is customary to sacrifice animals as a symbol of credo of God’s omnipotence and bowels of mercies.

On Idi Kurbon the believers wear clean braws, go to mosques, slaughter a sacrificial lamb or calf, give out the meat to the poor - a part of the meat is given to poor relatives and the rest part is used to cook festive meals. This day it is customary to visit friends and relatives and receive guests.

21 March: Navruz

National holidays, Tajikistan

Celebration of Navruz in Tajikistan is an incredible eyeful in its beauty.

On these festive days spring comes entirely to the ancient Tajik land and it may be finally seen in its fine

splendor. The caressing sun cherishes the mountain peaks and lucid snowdrops fight their way through slobber. These first spring florets are the main harbingers of the festival. Traditionally, village children give them out as a symbol of the beginning of spring.

Tajikistan prepares for Navruz in advance, first of all, spiritually: by paying debts and forgiving old insults. This day of the holiday, people put on clean clothing, symbolizing a complete expurgation. Rituals with fire dating back to Zoroastrian roots of the holiday are obligatory this day. All household should come

round a bonfire or torch alight in sign of good hope against the best.

By lunch time, hosts invite guests to festive table, served with the dishes traditional for Navruz holiday: sumanak (concoction from wheat sprouts), sambusa (sausage roll from puff-paste or rissole with greens), sabzi (vegetables) and so on. All in all, there should be seven ritual dishes beginning with “S”.

Navruz is widely celebrated both in cities and villages. This day everybody goes to the main square to watch festive shows participated with singers, dancers and musicians. It is impossible to imagine the celebration of Navruz in villages without horserace, national sports contests, cockfighting, flying the kites and pigeons, and traditional goat snatching (buzkhkasi).

8 March: International Women’s Day

Tajikistan celebrates Mother’s Day on 8 March. “Our people posses an ancient culture of woman veneration”, the Tajiks themselves say, Once, in our country, there existed a spring holiday devoted to the cult of women. Today when our original traditions are reviving we consider this holiday as a continuation of the ancient cult”.

Not only women but also men like this day. It cannot but to get into spirit of this fine day when the nature is flourishing and the beauty of our dear and darling women are flourishing even brighter. For them, this day means flowers and presents, tableful, cordial words and gallant acts. In Tajikistan, 8 March is an ancient festivity in modern way.

1 January: New Year

Perhaps, New Year in Tajikistan became a favorite, long-awaited and magic holiday as before, only the last few years. The country, which did not yet fully recover from the consequences of the civil war, has been devoid of all New Year joys for a long time. Today the situation is changing for the better: the holiday comes to cities, villages and every house… The cities’ streets are decorated with garlands, flashlights and other tinsels.

Behind the windows of the houses one can see shadow-figures of New Year Trees and the courtyards smell with tasty flavor… The metropolitan authorities make every effort for the citizens to celebrate this holiday lively and memorably. The Dushanbe parks host festive events. And the metropolitan square “Dusti” where the largest New Year tree is installed became the place to hold a grandiose fair in day time and in the evening, to hold a festive concert with participation of Tajik pop stars, crowned with majestic fireworks.

9 May: Victory Day

National holidays, Tajikistan

9 May is the date when people’s memory comes back again to those old and tragic events of the war period. It is impossible to remember them without tears of bitterness and happiness and only with thanks for the feats of arms and everybody’s self-abnegation, and those who did not come from the war. The Day of 9May is sacred for the Tajik people who lost over 300,000 soldiers in the Great Patronymic War. Every year, the President himself congratulates the war veterans at a solemn event held in Victory Park. Laying of wreath to the Quenchless Flame also takes place there. These days the war veterans are honored throughout the whole republic. All the military units, parks, squares host traditional meetings with the war veterans, concerts and tablefuls.

27 June: National Reconciliation Day

This day is certainly one of the main holidays for all Tajik residents who survived the Civil War of 1993-1998. It commemorated the end of five-year horror which killed over 100,000 people and made millions of aboriginal inhabitants become refugees. .

In 1998 Emomali Rakhmon, the President of Tajikistan signed a decree establishing 27 March as National Reconciliation Day and announcing it as a day-off. Festive events and actions take place throughout the country on this day.

Independence Day (9 September)

The celebration on occasion of Tajik Independence Day takes place in “Kokhi Borbad” State Complex. The festive concert program includes performances of the best creative teams of the republic and famous pop and theatre artists. This day, public open-air merrymaking is held in every place: in “Ayni” Park, “Friendship of Peoples” Park, at “800-Anniversary of Moscow” Square and metropolitan Amphitheater.

silk road : central asia : uzbekistan : kyrgyzstan : kazakhstan : tajikistan : turkmenistan
russia : azerbaijan : georgia: armenia : china
Copyright © 2001-2014 Advantour. All rights reserved, Privacy Policy
Advantour Uzbekistan
Tel.: +998 71 1503020

All Contacts