Отдых в Таджикистане

Отдых в Таджикистане

10 вещей, которые нужно сделать в Таджикистане

Удивительный Таджикистан, 93% территории которого занимают горы Памира и Тянь-Шаня – край, который нужно обязательно посетить. Страна на древнем Великом Шелковом пути с богатым историческим наследием подарила миру великих поэтов, философов и учёных, которые внесли огромный вклад в развитие мировой культуры. Современных путешественников манят памятники зороастрийской цивилизации и исламской культуры, неограниченные возможности для горных туристов и альпинистов и, конечно же, впитавшая за тысячелетия всё лучшее национальная кухня. В Таджикистане прекрасные высокогорные озёра, жемчужные водопады, арчовые леса, тугайные джунгли и захватывающие дух автомобильные дороги на высоте полёта самолётов. Собирающимся на отдых в Таджикистан мы предлагаем ознакомиться со списком десяти вещей, которые нужно сделать в стране доброжелательных и гостеприимных людей.

Памир, Таджикистан1. Подняться на «Крышу мира». Вспомните: на какую наибольшую высоту в своей жизни вы взбирались? 1000 метров? 2000 метров? 3000 метров? Мы предлагаем вам совершить поездку по Большому Памирскому тракту в Горно-Бадахшанской автономной области. Это если и не самая высокогорная колёсная дорога на планете, но точно – одна из самых заоблачных. Путешественник по тракту, проложенному российскими саперами в конце XIX века как военная стратегическая колесная дорога, преодолевает автомобильные перевалы на заоблачных высотах. От перевала Хабурабад на высоте 3720 метров до перевала Ак-Байтал («Белая лошадь»), самого высокого на тракте, который находится на отметке 4655 метров над уровнем моря. Дорога на «Крыше мира», которая связывает Таджикистан, Кыргызстан, Китай и Афганистан – серьёзное испытание для людей и техники. Тем больший эмоциональный заряд вы получите от созерцания Памирских гор и ледников Гиндукуша, легендарной реки Пяндж и древних крепостей Великого Шелкового пути, посещения буддийского хранилище реликвий и горячих источников. Кстати, поселок Мургаб, расположенный на высоте 3612 метров – самый высокогорный райцентр на территории бывшего СССР.

Худжанд, Таджикистан2. Посетить древний Худжанд. Один из древнейших городов Центральной Азии стоит на самом берегу реки Сырдарья. За свою более чем 2500 летнюю историю город-торговец, город-ремесленник и город-воин повидал очень многое. Расположенный на Великом Шелковом пути, богатый речной город всегда манил завоевателей. Худжанд отбивался от войск Александра Македонского, сражался с арабскими завоевателями, яростно бился с воинами Чингисхана, восставал против царской России. Приходили и уходили чужеземные армии, а город жил дальше, оставаясь центром развития ремесел, торговли и культуры. Воспользуйтесь возможностью посетить второй по величине город Таджикистана и узнать ближе оптимистичных и весёлых худжандцев. Не случайно именно в этом городе купил дом и прожил до самой старости знаменитый восточный острослов Ходжа Насреддин. Есть рядом с городом и крупное Кайраккумское водохранилище, есть и знаменитый на всю Ферганскую долину базар «Панчшанбе» и, конечно же, в Худжанде сохранились памятники многовековой истории. Без посещения северной столицы страны отдых в Таджикистане будет далеко не полон.

3. Побродить по улицам Истаравшана. История возникновения современного небольшого уютного города с прекрасным климатом уходит в далекое прошлое. Учёные считают, что основал Истаравшан Кир – персидский царь из династии Ахеменидов. Произошло это ещё в шестом веке до нашей эры. Как и многие города древности, Истаравшан переживал периоды расцвета и упадка. Город возвысился во время правления династии Саманидов, был разрушен монголами и вновь возродился в период существования империи Тимуридов. Удачно расположенный центр торговли и ремесел, один из древнейших городов Центральной Азии, сегодня популярный город-музей, где можно приобрести оригинальные ножи, украшенные резьбой, ткани с традиционной художественной вышивкой, изящную керамику и национальную обувь. До наших дней в Истаравшане сохранился целый ряд интересных сооружений исламской портально-купольной архитектуры: мечетей, медресе, мавзолеев, минаретов, которые напоминают о славном историческом прошлом города.

4. Посетить буддийский храм Аджина-Тепе. Холм Аджина-Тепе («Холм нечистой силы») сотни лет выглядел как обычная, поросшая колючками, возвышенность. Во второй половине XX века археологические раскопки обнаружили там остатки жилых и культовых помещений буддийского храма VII–VIII веков. За несколько лет раскопок исследователи нашли несколько сотен артефактов: рельефов и фрагментов настенной живописи, скульптур – в том числе и фрагменты гигантской скульптуры Будды. До наших дней в целом виде дошла только нижняя часть глиняной скульптуры – от пояса до подошвы ног. Верхняя часть была найдена в виде 43 разновеликих фрагментов. Восстановление статуи «Будда в нирване» шло долго и с перерывами. Только на рубеже веков, с помощью грантов Японии и США таджикские специалисты, при поддержке российских реставраторов из Эрмитажа, завершили кропотливый труд по восстановлению крупнейшей сохранившейся глиняной скульптуры Будды на планете. Сегодня скульптура «Будда в нирване» выставлена в Национальном музее древностей Таджикистана в Душанбе.

Озеро Искандеркуль, Таджикистан5. Окунуться в воды озера Искандеркуль. Таджикистан богат живописными горными озёрами, которых в стране около 1450. Самое большое – соленое, бессточное озеро Каракуль на высоте 3914 метров. Считается, что озеро Каракуль образовалось на месте падения метеорита 25 миллионов лет назад. Диаметр кратера – 45 километров. Самое глубокое и трагичное – Сарезское озеро. Обвал в горах Памира в 1911 году перекрыл долину реки Бартанг (Мургаб) погубив селение Усой и вытеснив жителей селения Сарез. Глубина озера доходит до 500 метров. Самое же красивое и сказочное озеро страны – Искандеркуль, овеянное легендами и сказаниями, связанными с именем Александра Македонского. Озеро расположено на территории горно-лесного заказника «Искандеркуль» на высоте 2195 метров над уровнем моря. Общая длина береговой линии озера равна 14 км, а глубина доходит до 72 метров. Из озера вытекает бурная река Искандердарья, которая образует необыкновенно красивый и величественный водопад, называемый «Фанской Ниагарой», низвергающийся с высоты 38 метров. В заказнике «Искандеркуль» встречаются зайцы, лисы, волки, чёрные и бурые медведи, горные козлы и даже снежные барсы.

6. Увидеть «Будду в нирване» в Душанбе. История города Душанбе – столицы страны – очень любопытна. Ещё в начале прошлого века на этом месте было лишь три небольших кишлака, в самом известном из которых по понедельникам («Душанбе» на фарси) проходили базары. В то же время надо заметить, что хотя первое письменное упоминание о кишлаке Душанбе и относится к 1676 году, люди селились в этих местах ещё во времена Кушанского царства. Современный Душанбе – красивый уютный тенистый город с прекрасным климатом, множеством парков, фонтанов и музеев, где можно хорошо провести время. Приедете на отдых в Таджикистан – отправляйтесь в самый популярный у жителей страны и гостей города Национальный музей древностей Таджикистана, где хранится множество прекрасных экспонатов, рассказывающих об истории и этнографии края. Здесь же экспонируется знаменитая глиняная скульптура возлежащего «Будды в нирване» – алмаз в короне коллекции музея. И полюбуйтесь одной из главных достопримечательностей Душанбе – 165 метровым флагштоком, внесенным в книгу рекордов Гиннеса.

Древний Пенджикент, Таджикистан7. Совершить путешествие на 1300 лет назад. Пяти селениям, из которых в V-VIII вв. вырос красивый и богатый город Пенджикент, повезло с расположением. Великолепно укрепленный и благоустроенный город с дворцом, храмами огнепоклонников, рынками и богатыми жилищами удачно стоял на пути из Самарканда в горы Кухистана. Все караваны проходили через него. Город рос и богател. Но «языческая» красота, украшенного деревянными и глиняными изображениями древних богов Пенджикента была стерта с земли «правоверными» арабами. Человечество на тринадцать веков забыло о Пенджикенте. Тем больше было потрясение ученых Согдийско-таджикской археологической экспедиции (1946-1952 гг.), обнаруживших городище древнего Пенджикента. Несмотря на более чем 1300-летнее нахождение в завалах, сохранились искусно выполненные живописные и красочные культовые и жанровые настенные росписи храмовых зданий. Сегодня на месте раскопок создан музей-заповедник, который привлекает гостей со всего мира.

8. Побывать там, где царствовал туранский тигр. Заповедник Тигровая Балка раскинулся на территории 50,9 тысяч гектаров. Уникальность заповедника в том, что здесь, в своеобразных тугайных джунглях, уцелело естественное сообщество тугайной флоры и фауны. В заповеднике сохранены внесенные в Международную красную книгу и Красную книгу Таджикистана: памирский архар, снежный барс, бурый тянь-шанский медведь, туркестанская рысь, бухарский олень, джейран, полосатые гиены, камышовый кот, персидская выдра; целый ряд птиц, в том числе уникальный черно-золотой фазан; редкие виды рыб, среди которых «водный снайпер» брызгун сфинкс. Красивое название заповедника – скорее дань прошлому, нежели отражение настоящего. Уже к 30-м годам прошлого века в Туркестане насчитывалось не более полутора-двух десятков тигров. Документально зафиксировано, что последние следы и останки павшего полосатого хищника в заповеднике «Тигровая Балка» обнаружены летом 1954 года. Хотя по Интернету и гуляет легенда о встрече с живым тигром в 1958 году, но вот только кто это видел? Туранского тигра на планете больше нет. Теперь надежда только на генную инженерию.

9. Посетить древнейший город рудокопов и ювелиров. Шесть тысяч лет тому назад на этом месте пылали плавильные горны, дробилась руда, отливались топоры, выковывались кинжалы и копья, чеканились изящные ювелирные изделия. Поселение Сараз было крупнейшим центром металлургии того времени. Местные мастера добывали руду, плавили металл, строили прекрасные храмы огня и дворцы. В долине золотоносной реки Зерафшан добывались золото и серебро, которое расходилось от Среднего и Ближнего Востока до Западной Индии. Так Саразм процветал долгих 1500 лет. А потом сюда вторглись индо-иранские племена, которые разграбили и разрушили город. Песок времени поглотил само воспоминание о поселении талантливых трудолюбивых людей на тысячи лет. Открыли Сараз случайно, в 1976 году. После нескольких лет предварительного изучения, в 1984 году начала работать советско-французская археологическая экспедиция. Было найдено множество изделий из меди, бронзы, свинца, серебра и золота, оружия, украшений, относящихся к IV–II тысячелетиям до нашей эры. Взорам исследователей открылся дворцовый комплекс площадью более 250 кв. м. Сараз – первый, занесенный в список Всемирного наследия ЮНЕСКО, памятник в Таджикистане. На сегодня изучена только часть территории древнего поселения и многие открытия – впереди.

10. Почтить родину великого поэта. Рудаки, основатель персидской поэзии, родился в селении Панджруд, возле Пенджикента. Талантливый и всесторонне развитый поэт, музыкант и певец уже в молодом возрасте отправляется в Бухару, где на долгие 40 лет становится придворным поэтом правителя из династии Саманидов. Исследователи считают, что за полвека творчества Рудаки написал около 130 тысяч двустиший. До наших дней дошла едва ли сотая часть поэтического наследия. Сохранилась поэма «Мать вина», автобиографическая «Ода на старость», сорок четверостиший и фрагменты поэм. Сложна и порой трагична жизнь придворного поэта. На склоне лет, уже незрячий Рудаки возвращается в родное селение. «Соловей Хорасана» покинул сей мир покинутый всеми и в бедности в 941 году. Даже надгробного памятника над могилой поэта не было вплоть до середины XX века. Только усилиями писателя Садриддина Айни удалось найти место захоронения Рудаки. Известный антрополог, археолог и скульптор Михаил Герасимов, прославившийся после вскрытия могилы Тамерлана, восстановил внешний облик Рудаки на основе скелетных остатков. В 1958 году над могилой Рудаки построен мавзолей. В Таджикистане, где проводятся фестивали песен, созданных на стихи Рудаки, вы и сегодня можете услышать поэтические строчки Рудаки, переложенные на музыку таджикских народных и профессиональных композиторов.

Vacation in Tajikistan

Vacation in Tajikistan

10 Things to Do in Tajikistan

Amazing Tajikistan, 93% of the territory of which is taken up by mountains of Pamir and Tyan-Shan, the land that is a definite must-see. This is a country in an old Great Silk Road with rich historical legacy that gifted the world great philosophers, poets and scientists who made a huge contribution in the development of world culture. Contemporary travellers are attracted by relics of Zoroastrian civilization, Islamic culture, unlimited possibilities for mountain tourists and alpinists, and of course, the local cuisine that has soaked in the best during these thousands years. Tajikistan has high-mountain lakes, pearl waterfalls, forests, riparian jungles and breathtaking automobile roads on the height of the plane flights. So here are 10 things to do on your vacation in Tajikistan, in the country of kind and hospitable people.

Pamir, Tajikistan1. Climb on the “roof of the world”. Can you remember what was the highest point you climbed in your life? 1000 metres?2000 metres?3000 metres? We offer you a trip to a Great Pamir Highway (M41 highway) in Gorno-Badakhshan Autonomous Region. If this is not the highest road in the planet, but definitely the most empyreal. The route on the highway has been in use for millennia and was built by Russian sappers in the end of the 19th century as a military strategic wheel road. Travelers overcome passes at the empyreal heights. The highest path on the highway is located between Khaburabad pass, on the height of 3720 meters, and Ak-Baytal (“White horse”) pass, 4655 metres above the sea level. The road on the “Roof of the world” that connects Tajikistan, Kyrgyzstan, China and Afghanistan is serious challenge for people and the technology.Though you will get a great emotional recharge from the views of Pamir mountains and glaciers of Gindukush, a legendary river Pyandj and ancient fortresses of the Great Silk Road, visit to the Buddha relics storage and hot springs. By the way, the village of Murgab, located on the height of 3612 meters, is the highest regional centre on the post-Soviet territory.

Khujand, Tajikistan2. Visit the ancient Khujand. One of the oldest cities of the Central Asia stands on the shores of Syr-Darya. During its 2500 year long history, the city-merchant, the city-craftman and the city-warrior has seen a lot. Located on the Great Silk Road, rich river city had always attracted conquerors. Khujand fought against the army of the Alexander the Great, Arab conquerors, warriors of Genghis Khan and the Tsar Russia. Foreign armies would come and go, but the city lived further remaining the centre of the crafts development, trade and culture. Take a chance to visit the second largest city in Tajikistan and learn better optimistic and jolly Khujand people. This is not a coincidence that a famous eastern wit KhojaNasreddin himself had bought a house and lived there to the end of his life. Nearby the city there is also a large Kayrakkum water reserve, a bazaar well-known for the entire Ferghana valley and of course, Khujand has preserved the monuments of its history. Without visiting the northern capital, your vacation in Tajikistan will not be complete.

3. Walking around the streets of Istaravshan. The history of the origin of the little modern city with wonderful climate goes back to the far past. Scientists think that it was founded by the Istaravshan Cyrus – the Persian King of the Akhemenids dynasty. It happened in the 6thcentury BC. Like many cities of the past, Istaravshan lived through the times of heyday and decline. The city flourished during the period of the Samanid’s dynastyrule, then was ruined by the Mongols and revived in the period of the Timurids. Well located centre of trade and crafts, one of the oldest cities of Central Asia in the past, today is a popular city-museum where one can buy original souvenir knives adorned with a beautiful carving, fabrics with traditional fine embroidery, exquisite ceramics and national shoes. There have been preserved a range of buildings of Islamic portal-dome architecture up to our days: mosques, medrese, mausoleums, minarets that remind of the historical past of the city.

4. Visit the Buddha temple Ajina-Tepe. Hill Ajina-Tepe, translated as the Hill of evil forces, has been there as an ordinary hill for centuries. In the second part of the 20th century, archeological excavations had discovered there the remains of residential buildings and places of worship of the Buddhist temple of the 7th-8th centuries. Later they found dozens of artifacts: reliefs and fragments of the gigantic sculpture of Buddha. To present days, only the lower part of the clay sculpture, from the waist till the soles of his feet, has reached us. The upper part was found in 43 fragmentsof different sizes. The restoration of the “Buddha in nirvana” lasted long and with breaks. Only at the turn of the centuries, Tajik specialists with the help of Japan and USAfundings, and with the support of the Russian restorers from the Hermitage, had completed painstaking work on restoring the biggest preserved clay sculpture of Buddha on the planet. Today the sculpture “Buddha in nirvana” is on display at the National Museum of Antiquities of Tajikistan in Dushanbe.

Lake Iskanderkul, Tajikistan5. Plunge into the water of the Lake Iskanderkul. Tajikistan is rich for its picturesque mountain lakes that make up around 1450 in the country. The biggest one is a salt, drainless lake Karakul on the height of 3914 meters. It is considered that the Lake Karakul had appeared on the place of the meteorite fall 25 mln years ago. The crater diameter is 45 km. The deepest and the most tragic is Sarez Lake. The collapse in the Pamir mountains in 1911 blocked the Bartang (Murgab) river valley, destroyed the village of Usoy and displacedvillagers from Sarez. The depth of the lake goes down to 500 meters. The most beautiful and fairy-tale lake of the country is Iskanderkul, covered in legends related to the name of the Alexander the Great. The lake is located on the territory of the mountain-forest reserve “Iskanderkul” on the height of 2195 meters above the sea level. General length of the shore line is equal to 14 km and the depth goes down to 72 meters. There is a wild river Iskanderdarya that flows out of the lake, and makes an unusually beautiful and grand waterfall called “Fanskaya Niagara” falling down from the height of 38 meters. You can see rabbits, foxes, wolves, black and brown bears, mountain goats and even snow bars in the “Iskanderkul” reserve.

6. See “Buddha in Nirvana” in Dushanbe. The history of Dushanbe, the capital of the country, is very interesting. In the beginning of the last century, there were only three villages in this place, in one of which there were held Monday bazaars (“Dushanbe” in Farsi). It is also important to note that even the first writings aboutDushanbe village refer to 1676, people settled down in these places back in the times of the Kushan Kingdom. Modern Dushanbe is a beautiful and cozy city with wonderful climate, numerous parks, fountains and museums, where one can have a very good time. If you are on vacation in Tajikistan, make sure you visit the National Museum of Antiquities of Tajikistan, popular place among the residents and guests of the city. There you will find many great exhibits which tell the history and ethnography of the land. The well-known clay sculpture of reclining “Buddha in Nirvana” is kept there. Also enjoy one of the main sights of Dushanbe – 165 m flag stock listed in the Guinness World Records Book.

Ancient Penjikent, Tajikistan7. Take a trip back to 1300 years ago. Five villages which had grown into a beautiful and rich city of Pendjikent in the 5-8thcenturies, was lucky with the location. Greatly fortified and developed city with castles, temples of fire worshippers, markets and rich residences was well standing on the route from Samarkand to the mountains of Kukhistan. All caravans were passing it through. The city was growing and getting rich. But the “pagan” beauty, adorned with wooden and clay images of the ancient gods of Pendjikent was erased from the earth by the “orthodox” Arabs. The humanity had forgotten of Pendjikent for 13 centuries. The shock of the scientists of Sogd-Tajik archeological expedition (1946-1952) was immense, they have discovered ancient Pendjikent. Despite lying in the obstructions for more than 1300 years, exquisitely done artistic and colorful cult and genre wall inscriptions of temples have been well preserved. Today you will find a museum-reserve on the place of the excavations, that attract guests from the whole world.

8. Stand there where the Turan tiger has reigned.Tigrovaya Balka Nature reserve stretches on the territory of 50,9 thousand hectares. The specific feature of the reserve is that here, in unique riparian jungles, natural community of riparian flora and fauna has been preserved. The reserve has preserved such species that have been entered to the World Red Book and the Red Book of Tajikistan: pamir argali, snow bars, brown Tyan-Shan bear, Turkestan lynx, Bukhara deer, goitered gazelle, striped hyena, jungle cat, Persian otter; a range of birds including unique black-golden pheasant; rare kinds of fish among which there is “water snapper” AcherfishSphynx. The beautiful name of the reserve is more tribute to the past rather than a reflection of the present. To the 30’s of the last century already, there have been not more than 15-20 of tigers in Turkestan. It has been documented that the last remains of the tiger in the TigrovayaBalka Nature Reserve were found in 1954. There is a legend surfing the internet pages about the meeting the tiger in 1958. Sad fact is that there is no Turan tiger on the planet anymore. All hope is on the gene engineering.

9. Visit the ancient city of miners and jewelers. Six thousand years ago there have been flaming smelters, ore was crushed, axes were cast, daggers and spears were forged, and exquisite jewelry pieces were minted. The village of Saraz was the largest centre of metallurgy of that time. Local masters mined ore, smelted the metal, and built amazing temples of fire and castles. Gold and silver had been extracted in the valley of the Zerafshanriver, that had been distributed from Central and Near East to the West India. ThusSaraz had flourished for 1500 years. Then Indo-Iranian tribes had invaded this territory, robbed and destroyed the city. The sands of time had swallowed even the memories of the village with talented and hardworking people. Saraz was discovered by accident in 1976. After few years of preliminary studies, in 1984 the Soviet-French archeological expedition launched the work. Lots of items made of copper, bronze, lead, silver and gold, weaponry, jewelry were found which date back to the 4-2 millenia BC. The scientists discovered a palace complex with territory of 250 square meters. Saraz is the first monument of Tajikistan that has been listed in the UNESCO World Heritage. Up to now, there is only one part of the village that had been studied and many other discoveries are expected ahead.

10. Pay tribute to the motherland of the great poet. Rudaki, the founder of the Persian poetry, was born in the village of Pandjrud, near Pendjikent. A talented poet, musician and singer had gone for a travel in his young age to Bukhara, where for 40 years he had served as a courtier poet at the ruler of the Samanids dynasty. Scientists say that Rudaki had written more than 130 thousand couplets during half a century. Unfortunately there is only the hundredth part of the poetical legacy that had reached our days. The poem “Mother of wine”, autobiography “Ode to old age”, forty quatrains and fragments of poems are available now. In his declining years, blind Rudaki goes back to his village. “The nightingale of Khorasan” passed away in poverty in 941. There was no grave monument to him up to the middle of the 20th century. Only with efforts of the writer SadriddinAyniy it was possible to find the burial place of Rudaki. Distinguished anthropologist, archeologist and sculptor Mikhail Gerasimov, who became famous after the disclosure of the Tamerlane’s grave restored the appearance of Rudaki on the basis of skeleton remains. In 1958 there has been a mausoleum erected on the burial of Rudaki. In Tajikistan, where there are song festivals, created on the poems of Rudaki, you can still here poetical lines of Rudaki, transferred to music of Tajik folk and professional composers.