Некрополь Чор-Бакр, Бухара

Некрополь Чор-Бакр, древнее захоронение джуйбарских шейхов

В 5 километрах к западу от Бухары, там, где поля разделены рядами тутовых деревьев, спряталась одна из необычных достопримечательностей – некрополь Чор-Бакр, который еще называют Городом мертвых. Первые захоронения появились здесь еще тысячу лет назад, когда неподалеку существовало небольшое поселение дервишей. Но великолепный архитектурный ансамбль, который ныне посещают тысячи паломников и туристов, был построен только в XVI веке.

В X веке, когда Бухарой правила династия Саманидов, существовал род Джуйбарских сейидов (потомков пророка Мухаммеда), который занимал важное место в жизни города. Веками Джуйбаров хоронили на этом загородном кладбище.

Некрополь Чор-Бакр, Бухара
Некрополь Чор-Бакр, Бухара
Некрополь Чор-Бакр, Бухара

В 1560 году правитель династии Шейбанидов Абдуллахан II решил увековечить память о знатном роде, приказав построить здесь мечеть, медресе и ханаку. Это был дар его учителю, джуйбарскому шейху Ходже Мухаммад Исламу, который умер в 1563 году. Тогда же было закончено строительство комплекса.

В 1593 году умер Ходжа Бакр Саъд, сын Мухаммад Ислама, который был похоронен рядом с отцом. А впоследствии здесь были погребены другие представители этого рода – Абу Бакр Фазл и Тожиддин Хасан. Эти четыре человека, которые носили титул «бакр», покоятся в одной хазире (гробнице). Слово «бакр» переводится как «брат», а название комплекса Чор-Бакр – как «Четыре брата».

Хазира – это форма погребального сооружения, которое состоит из двора, окруженного мощными стенами, с одним входом, представляющим красиво украшенные ворота. Именно конструкция гробницы отличает некрополь Чор-Бакр от других культовых захоронений в Узбекистане, например, от некрополя Шахи-Зинда. Так построен весь комплекс.

Некрополь Чор-Бакр, Бухара
Некрополь Чор-Бакр, Бухара
Некрополь Чор-Бакр, Бухара

Хазира Джуйбарских сейидов находится в северо-западной части комплекса и путь к ней идет через длинный коридор, в котором каждый шаг отражается от кирпичных стен звонким эхом. Другие хазиры расположены в восточной части комплекса и тянутся длинной чередой с севера на юг, а напротив них, за небольшим прудом, возвышаются здания мечети и ханаки. Примечательно то, что со временем правила захоронения становились менее строгими и Чор-Бакр стал просто фамильной усыпальницей Джуйбаров: здесь стали хоронить всех членов династии, включая женщин.

В начале XX века к комплексу зданий добавился небольшой минарет, который напоминает знаменитый бухарский Калян, и, таким образом, на территории Чор-Бакра разместилось уже 30 архитектурных сооружений. Помимо этого, к северу от некрополя раскинулся большой сад, разбитый еще в XVI веке. Здесь растут тополя, чинары, ивы и различные плодовые деревья.

Чор-Бакр действительно необычное, таинственное место. Посещая Чор-Бакр невозможно не ощутить дыхание мира мертвых, где в тишине аллей невольно посещают мысли о бренности бытия и скоротечности человеческой жизни.

Некрополь Чор-Бакр, Бухара
Некрополь Чор-Бакр, Бухара
Некрополь Чор-Бакр, Бухара

Достопримечательности

Окрестности

Музеи

Развлечения и досуг

Другое

Chor-Bakr Necropolis, Bukhara

Chor-Bakr Necropolis: ancient graves of Juibar sheikhs

Five kilometers away to the west from Bukhara, where the fields are separated by rows of mulberry trees, there is one of the most unusual landmarks – the Chor-Bakr Necropolis, also called the city of the dead. The first graves there appeared thousand years ago, when there was a small settlement of dervishes. But the magnificent architectural ensemble, now visited by thousands of pilgrims was not built until the XVI century.

In the X century when Bukhara was under the Samanid dynasty, there lived an old family of Djuybar Seyyids (Prophet Muhammad’s descendants), who played an important role in the city’s life. For centuries the Djuybars were buried in this country cemetery.

Chor-Bakr Necropolis, Bukhara
Chor-Bakr Necropolis, Bukhara
Chor-Bakr Necropolis, Bukhara

In the year 1560 the Shaybanid Dynasty ruler Abdullakhan II decided to memorialize the noble family, and ordered to build a mosque, madrasah and khanaka there. It was a gift to his teacher, Djuybar Sheikh Muhammad Islam Khoja, who died in 1563. The construction of the complex was completed the same year.

Died in 1593, Muhammad Islam’s son Khodja Bakr Sadi was buried next to his father. In after years other family members such as Abu Bakr Fazl and Tojidin Khasan were also buried there. These four men, who bore a title of “Bakr”, slumber in one khazira (tomb). “Bakr” is translated as “brother” and Chor-Bakr, as “Four Brothers”.

Khazira is a kind of burial structure, consisting of a courtyard surrounded by solid walls, with a single entrance in the form of beautifully decorated gate. It is this structure of the tomb which distinguishes Chor-Bakr from other religious burials in Uzbekistan, for instance the Shakhi-Zinda Necropolis. The whole complex is built the same way.

Chor-Bakr Necropolis, Bukhara
Chor-Bakr Necropolis, Bukhara
Chor-Bakr Necropolis, Bukhara

The khazira of Djuybar Seyyids, located in the north-western part of the complex, can be reached by a long corridor where each step is reflected from the brick walls with a ringing echo. Other khaziras located in the eastern part of the complex run long in a succession, stretching from north to south, and opposite to them, behind a small pond, there are buildings of a mosque and khanaka. It is notable that over time the burial rituals became less stringent and Chor-Bakr became just the Djuybar family tomb – all the dynasty members, including women were buried there.

A small minaret, which resembles the famous Kalyan in Bukhara, was attached to the complex early in the XX century, thus the territory of Chor-Bakr hosts now 30 architectural structures. In addition, to the north of the necropolis there is a large garden, set out as far back as the XVI century. It is planted with poplars, sycamores, willows and many fruit trees.

Chor-Bakr is really an unusual and mysterious place. Visiting Chor-Bakr you could not help but feel the breath of the world of the dead, where in the quiet of the alleys the thoughts of the frailty of life and the transience of human life unwittingly come into your head.

Chor-Bakr Necropolis, Bukhara
Chor-Bakr Necropolis, Bukhara
Chor-Bakr Necropolis, Bukhara