Чильпык, Каракалпакстан

Чильпык – зороастрийская «башня молчания»

Возраст этого древнейшего памятника зороастризма – дахмы Чильпык (Шылпык, Чилпык-Кала) - составляет более 2200 лет. Чильпык – круглая башня без крыши 15-метровой высоты и диаметром 65 метров на вершине естественного закругленного холма в 43 км. от Нукуса. Зороастрийцами она использовалась для погребения умерших. Останки оставлялись в башне на съедение хищным птицам. Позже кости собирались в глиняные сосуды-оссуарии, которые закапывались в землю. Данный способ захоронения был связан с философией зороастризма, которая запрещала осквернять землю разложениями трупов.

Изначально в башню вела 20-метровая лестница с прорубленными в холме ступенями. От основания башни шел переход в сторону реки. Вокруг башни и внутри нее были найдены глиняные и каменные оссуарии, некоторые из них можно сегодня увидеть в музеях Нукуса и Ташкента.

Чильпык, Каракалпакстан
Чильпык, Каракалпакстан
Чильпык, Каракалпакстан

После прихода в эти земли арабов (VII в.) башня была перестроена, а затем еще раз в IX-X вв. во времена расцвета Древнего Хорезма. Ряд исследователей считает, что хорезмийцы использовали Чильпык как сигнальную и оборонную башню наряду с другими крепостями Государства Хорезмшахов. Чильпык является одной из ярких достопримечательностей Каракалпакстана: ее изображение даже попало на герб республики.

Посещать Чильпык лучше рано утром, пока не печет солнце. С крепости открывается отличный обзор на окрестности: сверкает и переливается на солнце полноводная Амударья, окруженная зеленью полей и садов, и тут же прилегает, высушенная солнцем, пустошь покрытая пятнами зеленых и рыжеватых кустарников и солончаков. На Чильпыке установлена тренога, отмечающая самую высокую точку округи, сплошь покрытая ленточками из ткани: местные жители завязывают их на счастье и удачу.

Chilpyk, Karakalpakstan

Chilpyk - Zoroastrian Tower of Silence

The age of this Zoroastrian ancient monument - dakhma Chilpyk (Shylpyk, Chilpak Kala) is more than 2200 years. Chilpyk is a round roofless tower, 15 meters high and 65 meters in diameter, built at the top of the rounded natural hill, 43 km away from Nukus. The Zoroastrians used it for burial of the dead. The remains of the deceased were thrown in the tower to the birds of prey. Later the bones were collected in earthenware vessels-ossuaries and dug into the ground. This way of disposal was connected with the Zoroastrian philosophy, which prohibited defiling the land with corrupted bodies.

Originally the tower had a 20-meter stair with steps cut right in the hill. From the base of the tower there was a passage leading to the river. Around the tower and inside it there were found ossuaries of clay and stone, some of them are displayed today in the museums of Nukus and Tashkent.

Chilpyk, Karakalpakstan
Chilpyk, Karakalpakstan
Chilpyk, Karakalpakstan

With the advent of the Arabs to these lands (the VII century) the tower was rebuilt for the first time, then during the heyday of ancient Khorezm (the IX-X centuries) again. Some researchers believe that the Khorezmians used Chilpyk as a signal and defense tower along with other fortresses of the Khorezm Shakh State. Chilpyk is one of the bright landmarks of Karakalpakstan - it is even depicted on the coat of arms of the Republic.

It is better to visit Chilpyk early in the morning until the sun bakes. The fortress offers an excellent view of the surroundings: the full-flowing Amu Darya, sparkling and shimmering in the sun, and surrounded by green fields and gardens, as well as immediately adjacent, wasteland dried under the sun and covered with spots of green and reddish shrubs and salt marshes. Chilpyk has a tripod installed to mark the highest point of the countryside; it is fully covered with ribbons of fabric- the locals tied them for luck and happiness.