Рабат-и-Малик, окрестности Навои

Рабат-и-Малик: летняя резиденция Караханидов

В Голодной степи,  в нескольких километрах от города Навои, находятся руины средневекового памятника караханидской эпохи, известного под названием Рабат-и-Малик. От него остался лишь фундамент здания и входной портал, на котором неизвестные мастера выбили древнюю надпись: «памятник возведён султаном мира и это гиблое место (территория Малик Степи) стало благоустроенным…». К концу XIX века история памятника была забыта местными жителями, сохранившийся входной портал они называли Бухарскими воротами.

Впервые об этом памятнике заговорили в середине XIX века, когда во время Бухарской миссии под руководством Н. Бутенёва 1841-42 гг. 27-летний натуралист А. Леман сделал зарисовки памятника, а так же описал его внутренний декор, который в большей степени к XX веку уже не сохранился.

Рабат-и-Малик, окрестности Навои
Рабат-и-Малик, окрестности Навои
Рабат-и-Малик, окрестности Навои

В ходе исследований памятника выдвигались теории о том, что Рабат-и-Малик – это караван-сарай, но в ходе археологических раскопок стало известно, что Рабат-и-Малик – это летняя резиденция Караханидских правителей. Так как Караханиды были кочевниками, то каждое лето они выезжали из своих зимних дворцов в степи в свои летние резиденции. Рабат-и Малик была одной из них.

В ходе раскопок Рабат-и-Малика были обнаружены два двора, галерея, небольшая мечеть и баня. Все апартаменты были богато отделаны и украшены резным ганчем и резной неполивной терракотой. Среди руин были найдены различные керамические изделия: кувшины, тагора, хумы, сковороды, фляги, кувшины, чайники, узкогорлые графины. Кроме того, были обнаружены остатки двух крепостных стен, окружавших памятник, что говорит о защитных функциях Рабат-и-Малика. Стены вокруг Рабат-и-Малика в ширину были почти 1,70-1,80 м.

Рабат-и-Малик – это единственный дошедший до наших дней памятник-дворец караханидской эпохи. Подобных памятников, дающих представление о повседневной жизни караханидских правителей, на территории Средней Азии нет. На сегодняшний день Рабат-и-Малик законсервирован, но при этом открыт для посещения туристов. Руины здания производят неизгладимое впечатление. За последние несколько лет были проведены реставрационные работы, был восстановлен входной портал, а так же части стен, к нему примыкающих. Сейчас уже воочию можно представить каким был памятник в XII веке при Караханидах.

Рабат-и-Малик – многофункциональный памятник. Это и летняя резиденция Караханидов, и надежно укрепленная крепость, способная выдержать осаду. Позже, уже после распада Караханидского государства, здесь останавливались Тимур, а затем представители династии Шейбанидов.

Резервуар Сардоба Малик

Сардоба Малик, окрестности Навои

Недалеко от Рабат-и-Малик сохранилась гигантская цистерна, носящая название Сардоба Малик. Это хранилище с резервуаром глубиной в 13 метров было построено в XI веке специально для снабжения водой Рабат-и-Малик. Вода в цистерну поступала по подземному каналу из реки Заравшан и хранилась здесь на протяжении всего лета – чистая и холодная, благодаря 12-метровому куполу, защищавшему её от жара солнца. Спуск в сардобу расположен у входа. Находясь на караванной дороге, Сардоба Малик служила источником питьевой воды для проходящих путников и караванов.

Окрестности

Другое

Rabat-i-Malik, Navoi vicinity

Rabat-i-Malik: summer residence of the Karakhanids

There are ruins of medieval monument of the Karakhanid epoch known under name Rabat-i-Malik in the Golodnaya steppe, few kilometers from Navoi city. The only part of it that survived up to date are its foundation and its entrance portal which bear an ancient inscription engraved by unknown masters “the monument is erected by Sultan of the World and this ruinous place (Malik Steppe territory) became well-furnished…”. By the end of the XIX century the local residents forgot the monument history and they called the survived entrance portal as the Bukhara Gates.

This monument was first outspoken of in the mid-XIX century, when 27-year-old natural scientist by name A. Leman during the Bukhara mission headed by N. Butenyev in 1841-42, took its sketches and also described its courtyard which did not preserve largely by the XX century.

Rabat-i-Malik, Navoi vicinity
Rabat-i-Malik, Navoi vicinity
Rabat-i-Malik, Navoi vicinity

In the course of study of the monument, a theory was proposed that Rabat-i-Malik was a caravanserai but in the course of archeological dig it became clear that Rabat-i-Malik was a summer residence of the Karakhanid rulers. Since the Karakhanids were nomads then every summer they left their winter palaces for the summer ones located in a steppe. Rabat-i-Malik was one of such places.

The dig of Rabat-i-Malik revealed two yards, a gallery, small mosque and bath house. All the apartments were richly finished and decorated with ganch and carved non-glazed terracotta. Various ceramic items were found among the ruins: jugs, tagora, khums, pans, flasks, kettles, narrow-necked decanters. Besides, the ruins of two valla, surrounded the monuments were found, which confirm the protective functions of Rabat-i-Malik. The walls around Rabat-i-Malik were almost 1,70-1,80-m wide.

Rabat-i-Malik is an only memorable palace of the Karakhanid epoch survived up today. There is no analogous monuments which can give us an example of every-day life of the Karakhanid rulers in the territory of Central Asia. By this day Rabat-i-Malik is removed from service, but is opened for touristic visits. The ruins of the building leave an indelible impression. Over the last several years restoration works were carried out there, the entrance portal and also parts of the walls adjacent to it were renewed. Now, one can already get an idea of how the monument looked in the XII century under the Karakhanids.

Rabat-i-Malik is a multi-functional monument. It is a summer place of the Karakhanids and securely fortified fortress able to resist a siege. In later periods after dissolution of the Karakhanid state, Timur and then representatives of the Shaybanid dynasty stopped over at this place on their way.

Sardoba Malik Reservoir

Sardoba Malik, Navoi vicinity

Not far from Rabat-i-Malik there is a giant tank named Sardoba Malik. This is a 13-m storage with a reservoir was built in the XI century specially to supply Rabat-i-Malik with water. Water to the tank was fed by the Zaravshan River through an underground canal and was kept there for the whole summer. The water there was clean and cold owing to a 12-m dome, protecting it from sun heat. The climbdown to the sardoba is located at the entry. Located on the caravan route, Sardoba Malik was a source of potable water for passing travelers and caravans.

Vicinity

Miscellaneous