Медресе Барак-хана в Ташкенте

Медресе Барак-хана: хранилище Корана халифа Османа

Медресе Барак-хана, ТашкентМедресе Барак-хана было построено в XVI веке внуком Улугбека – Суюнидж-ханом. Известно тем, что здесь находится Духовное управление мусульман всей Центральной Азии. Здесь также имеется богатая библиотека восточных рукописей. В специальном помещении библиотеки медресе Барак-хана хранится всемирно известный Коран халифа Османа – Османский (Оттоманский) Коран. Он является первоисточником священной книги ислама, написанный в середине VII века. Древний манускрипт, состоящий из 353 пергаментных листов очень большого размера с первоначальным текстом Корана, столетиями хранился в сокровищнице халифов (последовательно в городах Медине, Дамаске и Багдаде). Из Багдада во времена Темура Османский Коран попал в Узбекистан, затем (уже в ХIХ веке) он был отправлен в Санкт-Петербург, где хранился до революции. Затем Коран перекочевал через Уфу в Центральную Азию.

Легенда гласит, что халиф Осман был убит во время чтения этой книги, и до сих пор на ее страницах из оленьей кожи сохранились следы его крови. С этого момента Коран Османа стал священной реликвией, которая всегда находилась при дворе следующих халифов, сначала в Медине, потом в Дамаске и Багдаде. Возникшие в последствии внутри халифата различные религиозные течения и секты в лучшем случае могли отрицать отдельные места священной книги, утверждая, что они были искажены писцами по ошибке или даже злому умыслу халифа, которого, например, до сих пор не почитают шииты - сторонники наследственной власти рода Али. Но противопоставить Корану Османа другие священные тексты они уже не могли.

Историкам не известна точная судьба всех рукописей после того, как в 1258 году монгольский ильхан Хулагу захватил Багдад и казнил халифа ал-Мустасима с множеством его приближенных. Но в XV веке Коран с засохшими пятнами крови появился в Самарканде. Сначала он хранился при дворе внука Амира Темура, мирзо Улугбека, для чего тот приказал изготовить гигантскую подставку из мрамора во дворе мавзолея Биби Ханум, затем оказался в мечети шейха Ходжи Ахрора - выходца из Ташкента.

Когда в 1868 году Самарканд был занят войсками Российской Империи и включен в состав Туркестанского генерал-губернаторства начальник Зеравшанского округа генерал-майор Абрамов, узнав о существовании уникальной рукописи, изъял ее из мечети, выплатив безутешным смотрителям 100 золотых рублей в качестве компенсации. Затем Коран был переправлен Абрамовым в Ташкент генерал-губернатору Константину Петровичу фон Кауфману, который через год преподнес его в дар Императорской публичной библиотеке Санкт-Петербурга.

При всех сомнениях в подлинности Корана Османа российские ученые, исследовавшие эту книгу, пришли к выводу, что она действительно могла быть создана в VII или VIII веке на территории современного Ирака.

В декабре 1917 года Краевой мусульманский съезд Петроградского национального округа обратился в Народный комиссариат по национальным делам с просьбой вернуть священную реликвию мусульманам, получив через пять дней резолюцию от наркома просвещения Луначарского: «Выдать немедленно», после чего Коран Османа был передан Всероссийскому мусульманскому совету, находившемуся тогда в Уфе. Оттуда он в 1924 году был передан в Ташкент, потом возвращен в Самарканд, в мечеть Ходжи Ахрора. В 1941 году реликвию перевезли на хранение в Музей истории народов Узбекистана в Ташкенте. В начале 90-х годов, после обретения Узбекистаном государственного суверенитета, на площади Хаст Имам, президент Республики Узбекистан Ислам Каримов вручил реликвию муфтию.

До сих пор остается загадкой, каким образом Коран Османа попал в Мавераннахр. Согласно самой распространенной версии, реликвия была найдена при захвате в 1393 году войсками Амира Темура, который собирал в своей столице Самарканде библиотеку ценных рукописей. Внутри ордена суфиев Накшбандия, главой которого в ХV веке был шейх Ходжа Ахрор, существует легенда, что он был добыт отважными и хитроумными дервишами в смутные времена после монгольских нашествий. Но среди жителей Ташкента, считающих Каффаля Шаши первым покровителем города, гораздо популярнее красивая легенда о том, что знаменитый Коран халифа Османа в Ташкент привез из Багдада именно Каффаль Шаши. Уникальная рукописная священная книга была ему подарена за халифом багдадским за блестящий стихотворный ответ Каффаля Шаши византийскому императору. Строго говоря, эта версия, если речь не идет об одной из копий уникального Корана, выглядит маловероятной. С другой стороны - она отражает любовь и почтение, какими в Ташкенте во все времена пользовался Абу Бакр Исмаил Каффаль аш-Шаши.

Достопримечательности

Окрестности

Музеи

Развлечения и досуг

Другое

Barak-khan Madrasah in Tashkent

Barakh-khan Madrasah: Depository of the Ottoman Koran

Barak-khan madrasah, TashkentBarakh-khan Madrasah was built in the XVI century by Suyunidzh-khan, an Ulugbek’s grandson. It is a known fact that became a location of the Spiritual Administration of Muslims of Central Asia. It is also the place where the rich library of oriental manuscripts is found. A special premise of the Barakh-khan Madrasah library is used to keep the world-known Koran of Caliph Osman. It is the primary source of holy Islam book written in the mid-VII century. The ancient manuscript of very huge size, containing 353 parchment pages with the Koran original text, was kept for centuries in the caliphs’ treasury (consecutively in cities of Medina, Damascus and Bagdad). From Damascus, during Timur’s ministry, the Osman’s (Ottoman) Koran found its way to Uzbekistan, then (as late as in the ХIХ century) it was sent to Saint Petersburg where it was kept before the revolution. After it the Koran was brought to Central Asia via Ufa.

A legend has it that Caliph Osman was killed when he was reading this book, and from that time its pages made of deerskin keep his blood stains, since that the Osman’s Koran became a holy relic, kept at court of the subsequent caliphs first in Medina, then in Damascus and Bagdad. Different religious movements and sects, originated further inside the caliphate, at best, could deny selected parts in the scripture, claiming that they were distorted by careless scribes by mistake, or even with malicious intent of the caliph, who, for example, has not been honored up to date by the Shias, the supporters of inheritable power of Ali’s family. But they were not able to oppose other holy texts to the Ottoman Koran.

The historians do not know the exact destiny of all the manuscripts, after the occupation of Bagdad by the Mongolian khan Hulagu in 1258, who executed caliph al-Mustasim with his numerous servitors. But in the XV century the Koran with dried blood stains cropped up in Samarkand. First the Koran was kept at court of Mirzo Ulugbek, the Amir Timur’s grandson, who ordered to make a giant marble lectern for it in the Bibi-Khanum Mausoleum yard, then it found its way to the mosque of Sheikh Khodja Akhrar – a native of Tashkent.

When in 1868 Samarkand was occupied by the troops of the Russian Empire and annexed to the Turkestan Governorate General, the major-general Abramov, head of Zerafshan district, having known about this unique manuscript, withdrew it form the mosque by paying 100 gold rubles as a compensation to uncomforted caretakers. Then the Koran was sent to Tashkent to the governor general Konstantin von Kaufman, who a year later donated it to the Imperial Public Library in St-Petersburg.

In connection with any doubts in the authenticity of the Osman’s Koran, the Russian scientists who were investigating this book, came to the conclusion that it could be really written in the VII or VIII century in the territory of modern Iran.

In December 1917 the Territorial Muslim Congress of Petrograd national district applied to the People’s Commissariat for National Affairs with a request to give back the relic, holy for the Muslims, and five days later, they received a resolution “To issue immediately” signed by Lunacharsky, the People’s Commissioner of Education, after that the Ottoman Koran was handed over to the All-Russian Muslim Council, based in Ufa at that time. From there, in 1924 it was further handed over to Tashkent, then, brought back to Samarkand to the Khodja Akhrar Mosque. In 1941 the relic was sent to the History Museum of the Peoples of Uzbekistan for safe custody. Early in the 90-s, upon declaration of state sovereignty by Uzbekistan, Islam Karimov, the President of Uzbekistan handed the relic to the Mufti on Khast Imam Square.

It is still unknown how the Ottoman Koran found its way to Movarounnahr. According to the most prevailing version, the relic was found in 1393 during the invasion of the troops of Amir Timur who was building up a library of valuable manuscripts in his capital Samarkand. While according to a legend existed in the Sufi order Nakshbandia, headed by Sheikh Khodja Akhrar in the ХV century, it was obtained by a catchy dervish in troublous times upon Mongolian invasions. But among the Tashkent residents who considered Kaffal Shashi to be the first patron of the city there is a more popular folk legend according to which Khalif Osman’s Koran was brought from Bagdad by Kaffal Shashi. A unique handmade book was presented by Bagdad Khalif for Kaffal Shashi’s an outsanding poetic reply to the Byzantine Emperor.