Большие Коты, Байкал

Большие Коты – приют золотоискателей

Большие КотыНа западном берегу озера Байкал расположен небольшой тихий поселок с забавным названием Большие Коты, которое не имеет никакого отношения к мурлычущим пушистым домашним питомцам.

Название поселка относится к золотоискателям (их называли старателями), для размещения которых он был построен в 1842 году. Работа по золотодобыче в те времена была очень сложной и опасной, поэтому ею занимались в основном каторжники, в холодную погоду надевавшие на ноги обувь из дерева – те самые «коты» (или «котки») с ударением на первый слог. Согласно подсчетам, за то время, что велась в Больших Котах золотодобыча, здесь было собрано свыше 160 килограмм драгоценного металла. До 1968 года валютный запас страны пополнялся чистейшим золотом, добытым на байкальских приисках, в том числе и в Больших Котах. Правда, количество людских жизней отданных за это золото никто считать не брался.

Впрочем, есть и другие, менее мрачные предположения о возникновении названия Большие Коты. Например, по словарю В. И. Даля «коты» - это ни что иное, как обычные ловушки для рыбы, которые устанавливали в устьях рек. А ещё похожим словом «котцы» в Сибири называли плетневой перебор, протянутый через речку для ловли омулей, зашедших на нерест в реку.

Большие Коты-озеро БайкалНа сегодняшний день Большие Коты является одним из самых удобных и посещаемых поселков Байкала, что обусловлено его близостью к Иркутску и Листвянке и достаточной изолированностью, которая позволяет сохранить живописность местной природы. Численность постоянного населения в Котах составляет около ста человек. Добраться до поселка можно из Листвянки и Иркутска на теплоходе, который летом в будни ходит ежедневно, а по субботам и воскресеньям и вовсе по два раза в сутки. До Котов также существует пеший маршрут по береговой тропе из Листвянки, но он считается опасным и подходит только опытным путешественникам. Зимой в Большие Коты можно попасть только на машине по временному автомобильному пути, который пролегает по льду замерзшего Байкала.

Поселок Большие Коты и его окрестности относятся к Прибайкальскому национальному парку. Территория Котов окружена настоящей сибирской тайгой, где растут грибы и ягоды, целебные травы и различные виды самых редких дикорастущих цветов.

В поселке все виды отдыха так или иначе связаны с прогулкой и восторженным созерцанием природы, благо всевозможных красот, от которых замирает сердце, в Больших Котах достаточно: можно отправиться на рыбалку, покататься верхом на лошадях по специальным конным маршрутам в сопровождении опытных проводников или взять на прокат водный велосипед.

Большие Коты - Интересные места

Bolshiye Koty, Baikal

Bolshiye Koty – home for gold diggers

Bolshiye KotyOn the western Baikal lakeside there is a small quiet town with a funny name Bolshiye Koty, which has nothing to do with purring bushy pets.

The name refers to the settlement built in 1842 to accommodate the gold finders (called free miners). Gold mining those days was very difficult and dangerous, so it mainly engaged the convicts, who in cold weather used to wear wooden shoes, the ones - the “koty” (or “kotki”), pronounced with the first syllable stressed. It was estimated that over 160 kilograms of precious metal have been extracted during the whole period of gold mining carried out in Bolshiye Koty. Until 1968 the country's foreign exchange reserve was replenished by pure gold from the Baikal mines, including that of Bolshiye Koty. However, no one has undertaken to count the number of lives given for that gold.

By the way, there are some other, less gloomy speculations about the origin of the Bolshiye Koty name. For example, according to the V.I. Dal’s dictionary “koty” is nothing but ordinary fish traps, installed at the mouths of rivers. And the semblable word “kottsy” in Siberia was used to call a wattle fence stretched across the river to catch cisco coming in the river to spawn.

Bolshiye Koty- Bayial lakeTo date, Bolshiye Koty is one of the most convenient and most visited towns of Lake Baikal, due to its proximity to Irkutsk and Listvyanka, and also to its isolation enough to allow conserving the local picturesque countryside. The number of resident population of Koty is almost one hundred people. In summer Listvyanka and Irkutsk can be reached by motor ship running once a day on weekdays, and twice a day on Saturdays and Sundays. There is also a walking route along a coastal path from Listvyanka to Koty, but it is considered dangerous and suitable only for experienced travelers. In winter, Bolshiye Koty can only be reached by car by a temporary motor road laid on the ice of frozen Lake Baikal.

Bolshiye Koty and its outskirts are a part of Baikal National Park. The Koty territory is surrounded by real Siberian taiga, notable for mushrooms and berries, herbs and various most rare species of wild flowers. All kinds of recreation available in the village, one way or another, are connected with walking and enthusiastic contemplation of nature, seeing that Bolshiye Koty abounds with all sorts of breathtaking beauties: you can go fishing, horseback riding by special horse routes, accompanied by experienced guides or take on hire a pedalo.

Bolshiye Koty - Interesting Places