Производство тканей в Узбекистане

Знаменитые узбекские ткани - история происхождения и производство

Традиционные узбекские тканиДревние города Центральной Азии, по которым проходил Шелковый Путь, всегда славились производством изысканных тканей. Центрами узбекского ткачества были и остаются Бухара, Маргилан, Наманган, Коканд и другие. Сегодня эти места славятся красотой изготавливаемого там вручную шелка не только по всей стране, но и на весь мир. Вековые традиции ручного изготовления шелковых и хлопковых тканей были неотъемлемой частью национальной одежды, культуры и интерьера.

Традиционные узбекские тканиОсобое место занимают традиционные ткани, изготовленные по древней технологии, которую на западе называют «икат». Это название происходит от индонезийского глагола «менгикат», что означает «связывать». Эта сложная техника ткачества выполняется исключительно вручную и заключается в том, что нити ткани обвязывают в пучки и окрашивают их в определенные цвета. Затем, когда ткань выткана, на ней вырисовывается рисунок. В Узбекистане такая техника называется «абрбанд», что в переводе означает - обвязанное облако.

Существует несколько легенд, связанных с возникновением такой техники ткачества. По одной легенде, однажды один художник сидел на берегу реки. В реке отражались небо и облака. Художник обратил внимание на игру цветов, переливающихся на водной глади и на то, как течение меняло форму облаков. Он зарисовал все это и показал ткачам, которые постарались воспроизвести это на ткани. Позднее слово «абр» (которое переводится как «облако») стало употребляться в обозначении стиля окрашивания нитей в традиционных тканях, таким образом, ткани стали называть абровыми, а ткачей называли абрбандами.

Традиционные узбекские тканиСама шелковая ткань различалась по качеству шелка и по составу. Ткань, изготовленная из чистого шелка, называется шои, атлас, подшохи. А ткань, изготовленная из хлопка и шелка, называется адрас, бекасаб, пасма, банорас.

Абровые узоры отличались своим разнообразием. Каждая школа шелкоткачества была знаменита своим художественным орнаментом. Каждый узор называли по форме, которую он напоминал. Самыми распространенными были: туморча (амулет), тарок (гребень), гаджак (украшение), урок (серп), бодом (миндаль), дарахт (дерево), анор (гранат), ой (луна), шох (рог), ногора (литавры), чакирим (эхо), капалак (бабочка), илон изи (змеиный след), чаён (скорпион) и т.д.

Традиционные узбекские тканиСовременные узоры иката также часто представляют собой традиционные узбекские украшения, например каплевидные серьги и треугольные подвески (тумор). Когда узбекская девушка выходила замуж, она должна была надеть лучшие украшения, которые указывали на богатство ее семьи. Говорили, что если девушка не могла идти под тяжестью украшений, значит, она была из очень богатой семьи. Однако украшения были очень дорогими, а без них свадебная церемония считалась позорной, поэтому для решения этой проблемы люди стали покупать икат с изображениями украшений.

Новости: Производство тканей в Узбекистане

Advantour Scheduled Uzbekistan Tours 2014
ENG  РУС  DEU  FRA  日本語 

Hotels Tours Flights Trains Visa Transfer Service Business travel Transportation
Home > Silk Road > Central Asia > Uzbekistan > Uzbek Culture > Handicrafts About Us - Our People - Worldwide Partners - Contacts

Weaving of fabrics in Uzbekistan


Famous Uzbek fabrics - the history of origin and its production

Traditional Uzbek fabricsBukhara, Margilan, Namangan, Kokand were and are the centers of Uzbekistan decorative weaving crafts. Today these workshops are renowned for beauty of hand-made silk fabrics all over the world. Сenturies-old traditions of hand-woven silk and cotton fabrics have been an essential part of national clothes, culture and interior.

It is worth to say about ancient traditions of hand-made silk fabrics, which are called the Ikat on the West. This name came from Indonesia and originated from the verb “mengikat”, which means “to bundle”. It is a very ancient way of creating designs in fabric by resist-dyeing the threads before the fabric is woven. In Uzbekistan such technique is called the abrband, which in Persian means “tying a cloud”, and the fabrics produced by such a method are called “abra” fabrics.

Traditional Uzbek fabricsThere are some legends about origin of such technique. One legend states that once an artist sat by a fast running stream. The stream reflected the clouds, and changed their form. Suddenly sunrays were fractured and became a rainbow which was reflected in the stream. The artist saw a picture of clouds playing with colors. He painted that picture and showed it to weavers who then transferred his picture to fabrics. Later the word abr (which means cloud) was used as the name of the process of dyeing base threads in traditional fabrics, so fabrics were named abr-fabrics and weavers were called abrbands.

Traditional Uzbek fabricsUzbekistan silk fabrics had their own names: shoi, khan-atlas, atlas, podshokhi. These types of fabrics were produced from pure silk. The fabrics made of cotton weft and silk warp was called adras, bekasab, pasma, banoras.

Ikat patterns were noted by its diversity; each school of silk weaving differed by their local artistic peculiarities. Patterns were named after shapes they resembled. The most wide-spread ornaments were “tumorcha” – amulet, “tarok” – comb, “gadjak” – jewelry, “bodom” – almond, “darakht” – tree, “anor” – pomegranate, “Oy” – the Moon, “shokh” – horn, “chirog” – lampad, “ilon izi” – snake trail, “kapalak” – butterfly, “chayon” – scorpion, and etc.

Traditional Uzbek fabricsModern ikats also were made in shape of traditional Uzbek jewelry including drop-earrings and triangular-shaped pendants (tumor). When a young Uzbek woman got married, she was expected to wear jewelry, which represented the wealth of her family. It was said that if a woman could not walk due to the heaviness of her new jewelry she came from a wealthy family. However, jewelry was expensive, and a wedding ceremony without jewelry was considered shameful, so to solve this problem, people began to buy ikats with patterns representing jewelry.

silk road : central asia : uzbekistan : kyrgyzstan : kazakhstan : tajikistan : turkmenistan
russia : azerbaijan : georgia : armenia : china
Copyright © 2001-2014 Advantour. All rights reserved, Privacy Policy
Advantour Uzbekistan
Tel.: +998 71 1503020

All Contacts
Uzbekistan Tour 9: Uzbekistan in depth