Нукус, Каракалпакстан

Нукус - столица Республики Каракалпакстан

Одной из главных достопримечательностей Нукуса является Музей И.В. Савицкого, в котором собрано более 50000 картин и других произведений искусства, запрещенных в период советской власти. Именно благодаря усилиям московского художника Игоря Витальевича Савицкого наследие русского авангардного и поставангардного искусства было спасено от уничтожения. Только в 1991 году, когда Узбекистан обрел независимость, мир получил возможность познакомиться с неизвестным искусством ХХ века.

Основная статья о Музее Савицкого

Также, к вашему вниманию 1-дневный тур в Нукус: Музей Савицкого

Нукус - столица Республики Каракалпакстан. Город Нукус расположен на севере Узбекистана, вблизи Аральского моря, в окружении трех пустынь - Каракум, Кызылкум и каменистой пустыни - плато Устюрт.

Городу Нукусу в 2012 году исполнилось 80 лет. Это очень мало по сравнению с тысячелетней историей других городов Узбекистана, но ведь не стоит забывать о том, что земля, на которой стоит город, имеет древний культурный слой, который археологи определили как относящийся к IV веку до н. э. - IV веку н.э.

Некрополь Миздакхан, Каракалпакстан
Некрополь Миздакхан, Каракалпакстан
Музей Искусств имени И.В. Савицкого, Каракалпакстан

Еще до Нукуса на этой выжженной солнцем пустынной земле находился город Шурча. Ныне это древнее городище можно увидеть в северозападной части Нукуса. По мнению историков, городище существовало как одна из оборонительных крепостей, прикрывающих границу древнего хорезмского государства и контролирующих водный путь по Амударье. Со слов местного населения, до недавнего времени в районе городища Шурча сохранялись остатки стен и башен.

В конце XIX века, когда Россия подчинила себе Хивинское ханство, центром Амударьинского отдела стал город Петро-Александровск (Турткуль). А Нукус тогда был еще маленьким аулом, на месте которого решили строить большую военную крепость, строительство которой было завершено в 1874 году. Вскоре для населения крепости, превалирующее число которой составляли казахи, стали возводиться больницы, школы, административные здания.

Музей Искусств имени И.В. Савицкого, Каракалпакстан
Музей Искусств имени И.В. Савицкого, Каракалпакстан
Музей Искусств имени И.В. Савицкого, Каракалпакстан

После установления Советской власти административным центром Каракалпакской автономной области стал город Турткуль. Но в 20-е гг. все реальней становилась угроза смыва Турткуля Амударьей, который находился в 12 километрах от берега реки. Таким образом, центр Каракалпакской области было решено перенести в Нукус. Годом рождения города стал 1932 год. Ныне это экономический, административный, политический и культурный центр Каракалпакстана. Город украшают современные здания, бульвары, скверы, парки. Главной достопримечательностью является Музей искусств Каракалпакстана им. Савицкого, собранием которого восхищались деятели искусств и даже главы государств многих стран мира. Но и кроме музея в Нукусе и окрестностях немало уникальных достопримечательностей, памятников археологии, истории и культуры.

В окрестностях Нукуса, в местечке Ходжейли (что в переводе означает «край паломников») находится некрополь Миздахкан - могила Адама (так ее называют окрестные мусульмане, хотя ученые считают, что это в действительности захоронение Гайомарда (Гайамаретана) - первочеловека зороастрийской мифологии).

Музеи

Развлечения и досуг

Nukus, Karakalpakstan

Nukus, the capital of the Republic of Karakalpakstan

One of the main places of interest in Nukus is the Museum of Art named after I.V. Savitsky, which contains more than 50 000 paintings and other works of art, banned during the Soviet period. Thanks to the efforts of Moscow artist Igor Vitalievich Savitsky the Russian Avant-garde and Post Avant-garde heritage was saved from total destruction by the Soviet power. Only in 1991, when Uzbekistan obtained its independence, the Nukus Museum of Art named after I.V. Savitsky gained its real recognition and popularity. And today everyone who wishes can get acquainted with the unknown art of the 20th century.

Main article about Nukus Museum of Art named after Savitsky

Also you can request One day tour to Nukus: Museum of Art named after I.V. Savitsky

Nukus is the capital of the Republic of Karakalpakstan. Nukus is located in the north of Uzbekistan near the Aral Sea, surrounded by three deserts - the Kara Kum, Kyzyl Kum and Ustyurt.

In 2012 Nukus celebrated the 80th anniversary. It is very young, in comparison with thousand-year history of other cities in Uzbekistan, but in spite of this the land, on which the city is located, has an ancient cultural stratum, which according to archaeology researches belongs to the 4th century BC - 4th century AD.

Mizdakhan necropolis, Karakalpakstan
Mizdakhan necropolis, Karakalpakstan
Savitsky Art Museum, Nukus

Many centuries ago the ancient city Shurcha was on the site of current Nukus. Now this ancient town can be seen in the northwestern part of Nukus. According to historians, the town was one of the defensive fortresses, protecting the border of the ancient state of Khorezm and controlling the waterway on Amu Darya. Local people say that until recently remnants of walls and towers could be found in the area of Shurcha town.

At the end of the 19th century, when Russia seized the power in the Khiva Khanate, Petro-Aleksandrovsk (Turtkul) became the center of Amu Darya division. At that time Nukus was a little aul (village). It was decided to build a large military fort on the site of village, which was completed in 1874. Soon the population of the fortress, mostly constisted of Kazakhs, began to build hospitals, schools and administrative buildings around fortress.

Savitsky Art Museum, Karakalpakstan
Savitsky Art Museum, Karakalpakstan
Savitsky Art Museum, Karakalpakstan

When the Soviet authority came to power, Turtkul town became the administrative center of Karakalpakstan autonomous region. But in the 20-es the threat that Amu Darya would flush Turtkul, located 12 kilometers from the river bank, caused to move the center of Karakalpakstan region to Nukus. Officially, the town was born in 1932. Now it is the economic, administrative, political and cultural center of Karakalpakstan. The city is decorated with modern buildings, boulevards, public gardens and parks. The main sight is the Art Museum of Karakalpakstan named after Savitsky. Savitsky's collection attracts and amazes various artists and even heads of state around the world. Besides the museum Nukus and the surrounding area has many unique archaeological, historical and cultural monuments.

In outskirts of Nukus, in Khodjeyli town (that means "the land of the Pilgrims") there is a necropolis Mizdahkan, the tomb of Adam (as Muslims call it, although scientists believe that in fact it is the burial place of Gayomarda (Gayamaretana), the first man according to Zoroastrian mythology).

Nukus State Museum of Art named after I.V. Savitsky