Нурата, Узбекистан

Нурата

Нурата, Узбекистан

В предгорьях Нуратинских гор, протянувшихся на сотни километров от Джизака и Голодной степи, до Навои и пустыни Кызылкум, раскинулся небольшой городок – Нурата. Он является административным и культурным центром самого горного района в Навоийской области, и находится почти в 200 км от Самарканда.

С происхождением города и его названия издавна связано множество легенд. Появление города связывают с крепостью Нур, которая была основана Александром Македонским в IV веке до нашей эры. Однако, по данным археологических находок, культурный слой в этом районе достигает возраста 40 тыс. лет. Предположительно, основой выбора места для поселения стало наличие источника, известного как Чашма.

Легенды гласят, что много тысяч лет назад с небес на землю упал огненный камень (вероятно метеорит), а на месте его падения появился источник целебной воды. Кстати, с этой легендой связан и топоним Нурата. Это название можно перевести как «луч отца» или «луч-отец». Комплекс «Чашма» давно считается одним из самых важных центров ислама в этом регионе, который ежегодно посещают тысячи верующих не только из соседних поселений, но и из других стран. Здесь находится Джума-мечеть, мазар, баня, холм, оставшийся от старинной крепости, и, конечно, колодец. Кстати, говорят, что иногда над источником появляется странное сияние, что в лишний раз подтверждает местное выражение «Аллах подарил нам Нур (луч)»!

Мечеть Чашма-Аюб, НуратаСтоит отметить и научные данные об этом источнике: температура воды в святом источнике всегда равна 19,5 градусам по Цельсию. В состав воды входит 15 микроэлементов, а также золото, серебро, бром, йод, которые придают ей уникальные целебные свойства. К тому же, в этом источнике обитают рыбки-маринки. Также как вода, эти рыбки считаются священными.

Одной из особенностей Нураты является уникальная система подземных водопроводных каналов, идущих от священного источника. Такие каналы называются «кяризы» и когда-то они были распространены во многих городах Центральной Азии. Сегодня система каналов Нураты является одной из немногих сохранившихся до наших дней и используется местным населением, как и сотни лет назад.

Вдали от крупных промышленных и туристических центров, Нурата живет своей неспешной размеренной жизнью. Население города составляет всего 25 тыс. человек, и, кажется, здесь все знают друг друга. Простота и гостеприимство жителей, вызывают теплые чувства у многих туристов и паломников, ежегодно посещающих этот небольшой красивый городок. Нурата, действительно, светлое лучистое место.

Фотографии Нураты

Местные дети, Нурата
Дети, крепость Нур
Чашма Аюб, Нурата
Чашма Аюб
Святой источник Чашма, Нурата
Святой источник Чашма

Nurata, Uzbekistan

Nurata: the small town with holy spring

Nurata, Uzbekistan

The small town Nurata is located in the foothills of Nuratau Mountains, stretching out hundreds kilometers from Jizzakh and Barren Steppe to Navoi and Kyzylkum desert. It is the administrative and cultural center of mountain area in Navoi region and is located almost 200 km from Samarkand.

There are a lot of legends related with the origin of the city and its name. People refer the origin of the city to the fortress Nur, which was founded by Alexander the Great in 4th century BC. However, according to archeological excavations the cultural layer in this area reaches the age of 40 thousand years. Supposedly, the main reason to choose this place for settlement was the spring, known as Chashma.

According to legends, many millennia ago a fire rock (probably meteorite) fell from the sky and a spring of healing water appeared where it hit the ground. By the way the place name is also connected with this legend. Nurata can be translated as “Ray of Father” or as “Ray-father”. The complex Chashma is considered as one of the most important Islam centers in this region. Thousands of believers from neighboring towns as well as from other countries come to visit it every year. The complex consists of Djuma-Mosque (Friday mosque), qubba, bathhouse, hill, remained after ancient fortress and the well with holy spring. They say that sometimes a strange radiance appears over the spring, confirming local saying “Allah presented us with Nur (ray)!”

Chashma Mosque, NurataIt is worth to say about scientific data about this spring: the water temperature is always 19,5º C. Water composition includes 15 microelements as well as gold, silver, bromide, iodine, which impart unique healing properties to it. In addition the spring is the home for wonderful fish – marinka, which does not have scale. This fish as well as the spring is considered as sacred and people do not eat it.

One of peculiarities of Nurata is the unique system of underground water pipe channels, running from the holy spring. Such underground channels are called as “kyarizi” and some time ago they were very popular in many cities of Central Asia. Today the system of channels in Nurata is one of several systems survived our days. People use it today like centuries ago.

Nurata leads an unhurried measured life far from large industrial and tourist centers. It numbers only 25 thousand people, and it seems that everyone know each other here. Innocence and hospitality of local population excite tourists and pilgrims, who come to visit this small beautiful town every year.

Nurata - Pictures

Local kids, Nurata
Children, Nur Fortress
Chashma
Chashma
Chashma , Spring Water
Chashma, Spring Water