Нуратинские горы

Узбекистан - это не только страна древних городов усыпанных величественными медресе, мечетями, и минаретами. Узбекистан – это огромное разнообразие климатических зон: безводные пустыни Кызылкум и Каракумы, заснеженные вершины Тянь-Шаньских гор, реки и озера, густые горные леса, степи расцветающие весной, экологически опасная, но завораживающая пустыня Аралкумы (на месте высохшего Аральского моря) и т.д. Одной из таких уникальных природных достопримечательностей являются Нуратинские горы, которые раскинулись между пустыней Кызылкум на Западе, и Голодной степью на Востоке.

Нуратинские горы
Нуратинские горы
Нуратинские горы

Этот горный массив включает в себя три хребта – Каратау, Актау, Нуратау. Но горная цепь не отличается большой высотой, и самая высокая точка – гора Хаятбахши – находится на высоте 2169 метров. Однако, несмотря на отсутствие интереса к этому месту со стороны альпинистов, Нуратинские горы привлекают много туристов благодаря богатой истории, необычным памятникам, мягкому климату и целебным источникам.

Одной из самых известных достопримечательностей являются «Ворота Тамерлана». Это небольшое ущелье на реке Санзар, что протекает на востоке Нуратинских гор близ Джизака. Ущелье шириной 120-130 метров в одном месте перекрывается двумя огромными скалами, образующими проход в 40 метров, который и назвали в честь великого полководца – Амира Темура (Тамерлана). На правой скале «Ворот» можно увидеть надписи на персидском языке, высеченные правителями проходившими через ущелье: это Улугбек Гуруган и Абдулла-хан.

На Западе Нуратинских гор находится еще одна не менее интересная достопримечательность - ущелье Сармыш-сай. Это место стало известно благодаря многочисленным петроглифам, высеченным по всей территории вокруг одноименной реки. Но помимо этого, данное место считается одной из аномальных зон, хотя ученые объясняют это наличием редких химических элементов, особым климатом и сложным ландшафтом. Это таинственная и малоизученная местность привлекает не только ученых, уфологов, но и много туристов.

Нуратинские горы
Нуратинские горы
Нуратинские горы

Нуратинские горы это замечательное место не только для продолжительного тура, но и для выезда на выходные. Нурата незначительно удалена от таких крупных городов как Самарканд, Бухара, Ташкент, и сюда можно добраться на автомобиле всего за несколько часов, немного отклонившись от тура по старейшим городам Узбекистана. К тому же, помимо природных достопримечательностей, немалый интерес представляет быт местных жителей. Кстати, недалеко от Нуратинских гор, на озере Айдар-куль расположен юртовый лагерь весьма популярный у туристов. Также есть возможность остановиться в гостевых домах, где можно поучаствовать в процессе изготовления различных ковров и других изделий.

Весной и осенью, в дни начала весны и периода сбора урожая, в нуратинских селениях проходят праздники, которые сопровождаются выступлениями местных певцов и танцоров, а также массовыми играми. Особо популярна игра «Куп-Кары», что можно перевести как «Дело многих людей». Суть игры в том, чтобы захватить козлиную тушу, и первым прибыть с ней к финишу. Эта игра привлекает не только массу зрителей, но и множество участников.

Нуратинские горы – это целая палитра достопримечательностей, историй и впечатлений, которые запомнятся на всю жизнь!

Ущелье Сармыш-Сай

Nuratau Mountains

Uzbekistan is not only the country of ancient cities, studded with magnificent madrassah, minarets and mosques. Uzbekistan is the great variety of climatic zones: arid deserts Kyzylkum and Karakum, snow-capped peaks of Tien Shan Mountains, rivers and lakes, dense forests, steppes, blossomed in spring, charming desert Aralkum, located on the site of dried Aral Sea, being in ecological danger. Nuratau Mountains are one of such unique natural sights. It stretched out between Kyzylkum Desrt on the west and Barren Steppe on the east.

Nuratau Mountains
Nuratau Mountains
Nuratau Mountains

This massif includes three ranges – Karatau, Aktau, Nuratau. This mountain chain is not very high. The highest peak – Khayatbakshi Mount – is located on the height of 2169 meters above sea level. In spite of this site is not very interesting for mountain climbers, Nuratau Mountains are attractive for many tourists due to the rich history, unusual monuments, mild climate and healing springs.

One of the most attractive sights is “Gate of Tamerlane”. It is small gorge on Sanzar River, running on the east of Nuratau Mountains close to Jizzakh. The gorge has 120-130 meters of width. In one place it is blocked by two huge rocks, making the narrow passage of 40 meters wide. This passage is called in honor of the great commander – Amir Temur (Tamerlane). On the right rock of “Gate” you will find inscriptions on Persian language, made by rulers Ulugbek Gurugan and Abdulla-khan, when they went through this passage.

Another interesting sight is located on the west of Nuratau Mountains. It is the gorge Sarmish-Say, famous for numerous petroglyphs, inscribed on the whole territory around the river Sarmish-Say. This place is considered one of anomalous zones, though researchers refer it to the presence of rare chemical elements, peculiar climate and composite landscape. This mysterious and little-studied place attract a lot of scientists, researchers, ufologists as well as tourists.

Nuratau Mountains
Nuratau Mountains
Nuratau Mountains

Nuratau Mountains is the perfect place for long-lasting tour as well as for weekend tour. Nurata lies some remote from large cities as Samarkand, Bukhara, Tashkent, and you can get it by car for a few hours, a little bit deviating from the tour around ancient cities of Uzbekistan. In addition to the natural beauty, the life style of local people is not less interesting and charming. By the way, close to Nuratau Mountains, on the lake Aydakul the yurt camp is located. It is very popular among tourists. Also you can stay in guest houses, where you will have the opportunity to participate in the process of manufacturing various carpets and other things.

During the early spring and the harvest period local population arranges broad festivities, attended by performances of local singers and dancers as well as public games. The most popular game is “Kup-Kari” which is literally translated as “work of many people”. The target of the game is to catch the goat carcass and keep it till the finish. This game attracts many spectators as well as a lot of participants.

Nuratau Mountains is the entire palette of sights, history and impressions, which will always remain in your memory.

Sarmish-Say