Ансамбль Ходжа-Ахрар

Ансамбль Ходжа-Ахрора, лидера Суфийского ордена Накшбанди

Имя Ходжи Ахрара неразрывно связано с историей Узбекистана. Этот великий человек, будучи главой суфийского ордена Накшбандия, влиял на развитие политической жизни в регионе. За свою жизнь он стал почитаем не только простым народом, но и считался духовным учителем многих правителей тех времен. Он добился отмены жестоких налогов в Маверанахре. А однажды предотвратил кровопролитную битву между правителями Самарканда, Ферганы и Ташкента.

Медресе Надир-Диван Беги, Самарканд
Медресе Надир-Диван Беги, Самарканд
Медресе Надир-Диван Беги, Самарканд

Известный поэт Джами писал о нем: «Ходжа Ходжей - человек, осознающий сущность предмета. Перед его святостью, внешним видом и силой духа люди падали ниц». Так же почтительно отзывались многие современники Ходжи Ахрара. Его девиз гласил – используй политическую власть, чтобы выполнить свою духовную миссию. Впоследствии, благодаря Ходже Ахрару Орден Накшбандия развился в три ветви: Центрально-азиатскую, Западно-Турецкую и Индийскую.

Он умер в 1490 году в возрасте 86 лет, и был похоронен в окрестностях Самарканда. На могиле Великого шейха была установлена белая надгробная плита, покрытая множеством эпитафий. Практически сразу это место стало священным кладбищем и местом паломничества многочисленных верующих.

Медресе Надир-Диван Беги, Самарканд
Медресе Надир-Диван Беги, Самарканд
Медресе Надир-Диван Беги, Самарканд

В 1630-м году правитель Самарканда Надир-Диван Беги приказал построить рядом с могилой Ходжи-Ахрара мечеть и медресе. Медресе, построенное за два года, быстро получило эпитет «зеркало Шер-дора», так как его внешняя отделка была очень похожа на медресе Шер-дор у площади Регистан: на портале были изображены два льва и два оленя. Но спустя столетия медресе Надир-Диван Беги сильно разрушилось: портал накренился вперед, большая часть отделки осыпалось и все здание покрылось трещинами.

В начале ХХ века была организована масштабная реконструкция этого архитектурного памятника, в ходе которой было восстановлено декоративное оформление, укреплен портал, и многое другое. Тогда же, к общему ансамблю добавился небольшой минарет и колонный айван.

Сегодня ансамбль у могилы Ходжи-Ахрара включает отреставрированное медресе, зимнюю и летнюю мечети, айван и минарет. Как и много лет назад, сюда приходят паломники и простые люди, чтобы обрести душевный покой и найти уединение в этом благословенном месте.

Khodja Akhrar Ensemble

Khodja Akhror Ensemble: the grave of Naqshbandiyah Sufi order's leader

The name of Khodja Akhror is inseparably linked with the Uzbekistan history. This famous person, being the leader of the Sufi order Naqshbandiya, had an influence on the development of the political life in the region. He was honored not only by common people but also was considered as the spiritual leader of many rulers of that time. He achieved the abolition of severe taxes in Mawaraunnahr. And once he averted the bloody battle among rulers of Samarkand, Fergana and Tashkent.

Nodir Divan Begi madrasah, Samarkand
Nodir Divan Begi madrasah, Samarkand
Nodir Divan Begi madrasah, Samarkand

The famous poet Djami wrote about him: “He is the Khodja of Khodjas, the person who knows the point of the matter. People prostrated before his holiness, appearance and strength of mind”. Many contemporaries also gave a high praise to him. His motto says that one should use the political power to fulfill his spiritual mission. Later, thanks to Khodja Akhror the Naqshbandia Order developed into three branches: Central-Asian, Western-Turkish and Indian one.

He died in 1490 at the age of 86 and was buried near Samarkand. White grave stone with plenty of epitaphs was set on the grave of the Great Sheikh. Practically at once this place became the sacred cemetery and pilgrimage place of numerous believers.

Nodir Divan Begi madrasah, Samarkand
Nodir Divan Begi madrasah, Samarkand
Nodir Divan Begi madrasah, Samarkand

In 1630 the Samarkand ruler Nodir Divan Begi ordered to build near the grave of Khodja Akhror the mosque and madrassah. The construction of the madrassah continued for two years and quickly got the epithet of “the mirror of Sher-Dor”, because its outside decoration resembled the Sher-dor Madrassah on the Registan Square: the portal had images of two lions and two deer. But a century later the madrassah of Nodir Divan Begi was heavily ruined: the portal leaned forward, the major part of decoration fell down and the entire building was cracked.

In the beginning of XX century the scaled reconstruction of this architectural monument was organized. In the course of the work the decorative facade was recovered, the portal was fixed. At the same time the small minaret and ayvan with columns widened the ensemble.

Today the ensemble near the grave of Khodja Akhror includes the reconstructed madrassah, winter and summer mosques, ayvan and minaret. As well as many years ago, pilgrims and common people come here to find a mental peace and to stay alone in this sacred place.