Поселок Лангар, окрестности Шахрисабза

Легенды Лангара и мавзолей Мухаммад Содика

Поселок Лангар

Лангар – популярное название для деревни в Узбекистане, Таджикистане, Иране и других странах. И среди всех, особенно выделяется небольшой кишлак Лангар в окрестностях Шахрисабза, который известен благодаря мавзолею Мухаммад Содика, одного из великих суфиев.

История названия Лангар для населенного пункта очень интересна - оно происходит от иранского слова, которое в свою очередь было заимствовано из греческого языка, и означает «якорь». Трансформация происходила следующим образом: anchor-angor-langor-langar. Кстати, турецкий город Анкара тоже переводится как «якорь». А смысл этого названия заключается в том, что так называли места постоянных остановок караванов на Великом Шелковом пути, места, где делали привал, где «бросали якорь», и потому по Центральной Азии так часто встречаются населенные пункты с таким названием.

Однако, название именно этого Лангара появилось немного в другом контексте, и связано это с одной легендой. Давным-давно, в 15 веке, жил шейх Мухаммад Содик, который был учеником знаменитого суфия Ишкийа Бабы, основателя суфийского ордена Ишкийа. Однажды зимним утром, Мухаммад Содик проспал и не успел разогреть воду для омовения своему учителю, но чтобы хоть как-то согреть ее и загладить вину, он прижал кувшин к груди. Когда же он подал кувшин Ишкийа Бабе, оказалось, что вода закипела. Тогда учитель сказал ученику, что тот постиг все ступени просветления, и вдвоем им нечего делать на одном месте, а затем приказал сесть на верблюда и ехать, пока верблюд не сможет встать, и там молодому суфию надо будет «бросить якорь». Так Мухаммад Содик покинул своего наставника и добрался до мест в окрестностях Шахрисазба, а там где верблюд уже не мог больше идти, появился поселок Лангар.

Поселок Лангар, окрестности Шахрисабза
Поселок Лангар, окрестности Шахрисабза
Поселок Лангар, окрестности Шахрисабза

Сегодня, чтобы попасть в это колоритное и самобытное местечко, надо проехать около 60 км от Шахрисабза, сначала по трассе, а потом свернуть на восток, в предгорья Гиссарского хребта. Лангар появляется неожиданно – сначала вы едете над глубоким каньоном, объезжаете небольшие холмы, и вдруг из-за угла, под серпантином появляется небольшая деревня с глинобитными домами, а на отдельном холме возвышается мавзолей. Это мавзолей Мухаммад Содика, и ему уже более 500 лет. Также, в поселке есть старинная мечеть возрастом более 400 лет. При этом, весь Лангар выглядит так, будто время остановилось здесь еще в период постройки мечети и мавзолея.

Мавзолей Мухаммад Содика

Главная достопримечательность и цель многих паломников – Мавзолей Мухаммад Содика, который расположен на вершине холма. Чтобы подойти к нему, необходимо подняться по длинной лестнице, которую еще называют «лестницей на небеса» или «лестницей к богу». Интересно, что путь наверх лежит через кладбище, и, судя по могилам, многие местные жители прожили более 80 лет, а некоторые больше 100 лет.

Поселок Лангар, окрестности Шахрисабза
Поселок Лангар, окрестности Шахрисабза
Поселок Лангар, окрестности Шахрисабза

Мавзолей Мухаммад Содика был построен в XV веке, и совсем недавно, в 2007 году был отреставрирован. Внешне это не особо примечательное сооружение с куполом, полностью облицованное кирпичом. Примечательным является лишь то, что над куполом установлен шпиль с четырьмя сферами. Они символизируют четыре ступени просветления: шариат – следование закону, тарикат – стремление к совершенству, марифат – постижение единства с Богом, хакикат – постижение высшей истины, слияние с Богом.

Внутреннее убранство мавзолея сочетает в себе изящество и строгость. Стены и купол расписаны изречениями из корана и украшены различными узорами. Небольшой зал вмещает четыре могилы: самого Мухаммад Содика, его сына, йеменского шейха Абул-Хасана, который отрекся от престола и стал отшельником, и одной женщины, которая по предположениям местных жителей была дочерью Амира Темура. Кроме того, в мавзолее раньше располагался реликварий – сундук, в котором хранились некоторые страницы знаменитого Корана Халифа Османа. Некоторые утверждают что было 7 листов, другие говорят что 12, а некоторые утверждают что здесь хранилось аж 143 страницы того Корана.

Поселок Лангар, окрестности Шахрисабза
Поселок Лангар, окрестности Шахрисабза
Поселок Лангар, окрестности Шахрисабза

Вместе с этим, некоторый интерес представляет и мазаристан – небольшое кладбище, окружающее сам мавзолей. Некоторые могильные плиты отличаются изумительной резьбой. Здесь похоронены суфии, которые хотели быть ближе к своему учителю после смерти. Говорят также, что Мухаммад Содик достиг такой степени просветления, что даже после своей смерти он служит неким проводником между мирами, и потому если у вас есть заветное желание, необходимо сделать три круга вокруг мавзолея, постоянно думая о своей просьбе к Богу, и тогда всё обязательно сбудется.

Поселок Лангар, окрестности Шахрисабза
Поселок Лангар, окрестности Шахрисабза
Поселок Лангар, окрестности Шахрисабза

Langar settlement, Shakhrisabz vicinity

Langar Legends and Mausoleum of Mukhammad Sodiq

Langar settlement

If you search for Langar, you will find settlements in Uzbekistan, Tajikistan, Iran and other countries with this name. Among these all a small village Langar in the surroundings of Shakhrisabz stands out, famous for the mausoleum of Mukhammad Sodiq, one of the great sufis.

The word Langar (as a destination) originates from Farsi, that borrowed this word from Greek meaning “anchor”. Transformation went the following way: anchor-angor-langor-langar. By the way, Turkish city Ankara is also translated as “anchor”. All these Langars were caravan stops on the Great Silk Road where merchants had a brief stop, threw “anchor”; and thus settlements with this name are scattered around Central Asia.

However, the name of this particular Langar appeared in rather a different context and is related to a legend. Once upon a time, in the 15th century, there was Sheykh Mukhammad Sodiq, who was a disciple of the well-known sufi Ishqiya Babe, the founder of the Ishqiya sufi order. Once on a cold winter morning, Mukhammad Sodiq overslept and did not manage to boil water for washing ceremony of his teacher. In order to somehow make the amends, he clasped the jug to his bosom. When he passed the jug to Ishqiya Baba, the water turned out to be boiling. There the teacher told his apprentice that he had reached all levels of enlightenment and their ways were separate from now and ordered him to take the camel and ride until it would be so tired that the young sufi would have to “drop the anchor”. This is the story how Mukhammad Sodiq left his teacher and reached the places in the surroundings of Shakhrisabz and at the point where the camel could not go anymore the settlement of Langar appeared.

How to get there

Today if you wish to visit this colorful and unique place, you will need to drive around 60 km from Shakhrisabz first by highway, then to turn east towards the foothills of the Hissar mountain range. Langar shows up unexpectedly: first you drive over the deep canyon passing by small hills and then suddenly a small village with clay homes appears from the corner, under the lacet. There is a mausoleum mounting on a separate hill. This is the mausoleum of Mukhammad Sodiq that is over 500 years old. There is also 400 years old mosque in the village. Still the entire Langar looks like as if time stopped there in the period of the mosque and mausoleum construction.

Langar settlement, Shakhrisabz vicinities
Langar settlement, Shakhrisabz vicinities
Langar settlement, Shakhrisabz vicinities

Mausoleum of Mukhammad Sodiq

The main attraction and the goal of most pilgrims is the mausoleum of Mukhammad Sodiq located on the top of the hill. You will have to walk up the stairs to get there; the stairs are also called “stairs to heaven” or “stairs to God”. It is interesting that stairs up lie through the cemetery, and studying the graves, we can say that majority of locals lived long, up to 80 or even over 100 years.

Mausoleum of Mukhammad Sodiq was built in the 15th century, and was recently, in 2007, restored. It is a simple construction with a dome mantled with bricks on the outer side. The remarkable thing is that there is a spire with four spheres above the dome. They symbolize four paths to God: shariah – the Islamic law, tariqat – ultimate truth, marifat – mystical knowledge and haqiqat – mystical truth, being one with the God.

Langar settlement, Shakhrisabz vicinities
Langar settlement, Shakhrisabz vicinities
Langar settlement, Shakhrisabz vicinities

The inner interior of the mausoleum combines both elegance and rigidity. Walls and dome are painted with sayings from Koran and decorated with different patterns. Small hall houses four graves: the one of Mukhammad Sodiq, his son, Yemeni sheikh Abul-Khasan who abdicated and became a hermit, and one women who is guessed to be the daughter of Amir Temur (Tamerlane). Apart from that in earlier days, the mausoleum had a chest that stored few pages of the well-known Koran of Khalif Osman. Some say that there were 7 pages, others believe there were up to 12, and some even state that up to 143 pages of the Koran were stored there.

Langar settlement, Shakhrisabz vicinities
Langar settlement, Shakhrisabz vicinities
Langar settlement, Shakhrisabz vicinities

Around the mausoleum you will find a mazaristan – a small cemetery surrounding the mausoleum. Some of tombs differ with exquisite carving. Sufis who wanted to be close to their teacher after his death are buried there. It is believed that Mukhammad Sodiq had reached the highest stage of enlightenment that wishes made there would come true. Piligrims walk three times around the mausoleum constantly thinking of their request to God and return home waiting and hoping for their dreams come true.

Langar settlement, Shakhrisabz vicinities
Langar settlement, Shakhrisabz vicinities
Langar settlement, Shakhrisabz vicinities