Узбекские сувениры

Сувениры Узбекистана

Сувениры Узбекистана - частица Востока на долгую память

Общие сведения об узбекской сувенирной продукции, где покупать, правилах вывоза

Где купить?

Бухара - вышивка, меха
Гиждуван - керамика
Маргилан - шелк
Риштан - керамика
Самарканд - вино, бумага, ковер
Хива - ковер, керамика
Чуст - ножи

Какая поездка за рубеж обходится без памятных сувениров? Сувениры – это не только подарки для родных и близких, но и память, частичка той страны, в которой ты побывал. В Узбекистане, чья культура синтезировала кочевую и земледельческую культуры, исконно соседствующие на этой территории, вы найдете немало узбекских сувениров, которые вам захочется увезти с собой. Какие же сувениры можно приобрести в Узбекистане и где лучше покупать, например, керамику, а где узбекские ковры?

Сувенирная узбекская керамика

Практически в каждой области существует своя школа керамики со своим оригинальным стилем и техникой изготовления. Так, посетив Хиву, вы можете приобрести блюдо-ляган или тарелку-бадию, украшенные сине-голубым и ультрамариновым узором с широкими горизонтальными каймами, которые можно повесить дома на стене. В качестве вазы оригинально будет смотреться хорезмский сосуд-хум. Также необычно будут смотреться светильники-чироки, которые создадут обстановку Востока в вашем доме.

Любители экзотики не могут пропустить известный в Узбекистане центр керамики - город Риштан. Оказавшись здесь, не забудьте зайти в одну из ремесленных мастерских и приобрести посуду из керамики всех оттенков синего и бирюзового. Риштанские ляганы и фигурные сосуды в форме утки - обдаста урдак, расписанные старинными узорами в виде плодов граната и цветов миндаля – традиционные сувениры Узбекистана.

Cувениры Узбекистана - керамика
Cувениры Узбекистана - керамика
Cувениры Узбекистана - керамика

В 40 км. от Бухары находится небольшой город Гиждуван, с давних времен славящийся своей керамикой теплых желто-коричневых тонов с зелеными и синими узорами. Здесь расположен известный на весь Узбекистан центр керамики семьи Насруллаевых, которые передают секреты искусства уже в 60-е поколение. Средние цены в центре на пиалы $3, на касы $5, и $7-8- на ляганы.

Никого не оставят равнодушными различные фигурки из керамики, изображающие народных любимцев, миниатюрных верблюдов и других животных, расписанных народными мастерами вручную. На любом восточном узбекском базаре, в лавочках, имеющихся почти возле каждого архитектурного памятника, можно недорого купить самые разные забавные фигурки: вот чайханщик с подносом, на котором разместились миниатюрные чайники и пиалы, а рядом веселый торговец арбузами, по соседству - лукавые старички-аксакалы...

Резные изделия из металла и дерева

Практически на каждом узбекском базаре расположены лавочки, где продаются ножи, кинжалы и даже мечи, украшенные декоративной резьбой. Традиционным сувениром Узбекистана является нож «пичок», который имеет своеобразную форму лезвия и рукоятки. Самыми знаменитыми являются ножи мастеров из Чуста. Легкие и изящные, они имеют изогнутый вверх конец клинка и чуть опущенную рукоять. Темная сталь клинка звенит при легком ударе, а ножны украшены узором в виде облачка. на клинке под арабскую вязь гравируется надпись: Эсталик учун Чуст - на память из Чуста.

Cувениры Узбекистана - изделия из металла
Cувениры Узбекистана - изделия из металла
Cувениры Узбекистана - изделия из металла

Одним из направлений резьбы по металлу является ювелирное дело. Изделия ювелиров Ташкента, Бухары или Самарканда пользуются спросом не только как узбекские сувениры, но и как украшения для особых торжеств, где можно блеснуть оригинальностью и неповторимостью образа. Традиционные серьги кашгар-болдак и серьги-куполки, позванивающие подвесками, серебряные браслеты с сердоликом, ожерелья с ажурными бусами и бирюзой станут дополнением к современному наряду и придадут образу восточную загадочность. Многие ювелирные изделия для узбеков не только украшение, но и оберег. Особенное место среди них занимает «тумор» - серебряный или золотой футляр, на котором выгравированы молитвы, а внутри него находится молитва-оберег или миниатюрный Коран.

Побывав в Узбекистане, нельзя не обратить внимание на большое количество изделий из резного дерева. Искусство орнамента в резьбе и росписи по дереву узбекские мастера довели до совершенства. Испокон веков древние азиатские постройки украшались резными колонами и массивными дверями из дерева, где в замысловатый растительный узор нередко вплеталось имя мастера. Для гостиной можно приобрести резной столик с табуретами из карагача, ореха и арчи, а коллекционерам восточных сувениров обязательно нужно приобрести лаух – подставку для книг, которая вырезана из цельного бруска твердого дерева, без каких-либо крепежей и шарниров. Женщинам в особенности должны приглянуться коробочки и шкатулки из ценных пород дерева, украшенные резьбой или росписью, расписанные растительным орнаментом "ислими", ведь в них так удобно хранить бижутерию, косметику и прочие женские мелочи.

Национальная одежда, меха и вышивка

Оригинальностью и своеобразием отличается узбекская вышивка. Самыми искусными считаются вышивальщицы Самарканда и Бухары. Знаменитые узбекские сюзане похожи на искусно расшитые ковры. Но особенно стоит обратить внимание на золотошвейное искусство. Нигде вы не встретите таких искусных вышивальщиц золотыми нитями как в Бухаре. Экзотическая вышивка станет отличным украшением любого дома. Мастерицы Кашкадарьи славно изготавливают сумочки-косметички, украшенные яркой национальной вышивкой.

В Бухару также стоит съездить за шубой и головным убором из каракулевого меха. Теплый, плотный и блестящий мех бухарских каракулевых овец имеет изысканный внешний вид и обладает лечебными свойствами.

Cувениры Узбекистана - национальная одежда
Cувениры Узбекистана - национальная одежда
Cувениры Узбекистана - национальная одежда

Отличным узбекским сувениром может стать и праздничная национальная одежда. Это мужской халат «зарчапан» или женский халат «камзул», богато украшенные золотым шитьем. Но, конечно же, главным сувениром для всех приезжающих в Узбекистан гостей является тюбетейка – традиционный головной убор народов Средней Азии. Каждая область Узбекистана имеет свой характерный только для неё вид тюбетейки.

Традиционные тюбетейки из Чуста, изготовленные из черного сатина с белым узором в виде четырех стручков перца являются обязательной принадлежностью мужского национального костюма. Но не только мужчины носят этот головной убор. Узбекские женщины исконно украшали свои тюбетейки различными орнаментами и даже драгоценными камнями. Женские тюбетейки красочны и разнообразны, в особенности бухарские тюбетейки, которые по традиции вышивались золотыми нитями.

Восточные ткани и ковры

Наибольшую известность получили узбекские ткани из натурального шелка: облакоподобные, с расплывчатыми узорами материи - абр и икат. Шелк, изготавливаемый в Маргилане, один из самых знаменитых наряду с хан-атласом и адрасом - национальными узбекскими тканями. Что касается узбекских ковров, они издавна славятся своей красотой и высоким качеством. Существуют хивинские, бухарские, самаркандские, кокандские, шахрисабзские, каракалпакские ковры, различные по технике изготовления, узорам и назначению. Изготовленные вручную и из натуральных волокон, они представляют особую ценность, да и стоят на порядок дороже. По восточной традиции ковры, не только стелят на пол, но и украшают ими стены. Особо славится самаркандский шелковый ковер. Его натуральный ворс отличает мягкость и контрастность, роскошные расцветки делают его желанным украшением любого интерьера.

Cувениры Узбекистана - восточные ткани и ковры
Cувениры Узбекистана - восточные ткани и ковры
Cувениры Узбекистана - восточные ткани и ковры

Сувениры для коллекционеров

Очень необычным узбекским сувениром или даже предметом для коллекции может стать один из узбекских музыкальных инструментов.

Струнные, ударные и духовые инструменты: кобуз, домбра, дутар, танбур, уд, рубаб, сурнай, карнай, дойра и многие другие - украшаются изящными вставками, тонкими узорами, и в то же время дают богатый насыщенный звук.

Узбекские вина

Бутылка узбекского вина тоже может стать хорошим сувениром из Узбекистана. По республике славится умение самаркандских виноделов. В Самарканде вкусное узбекское вино продается возле достопримечательностей, иногда в небольших винных лавочках проводят "сеансы" дегустации узбекских вин: где за умеренную плату вы можете попробовать белое и красное, сладкое и сухое, десертное и столовое местное вино.

Самаркандская бумага

Здесь же, в знаменитой столице Империи Темура, делают самаркандскую бумагу, изготавливаемую по технологии X-XI вв. из тутовой коры, шелковых волокон, цветочных лепестков. Самаркандская бумага пользовалась огромным спросом из-за своей гладкости и цвета, но её главной особенностью была долговечность. Большинство документов, написанных на самаркандской бумаге, сохранились в хорошем состоянии и хранятся в различных музеях мира. Именно на такой бумаге писали каллиграфы, а художники рисовали свои миниатюры. Для изготовления книг так же предпочитали использовать самаркандскую бумагу.

Советы туристам:

Богатая и своеобразная культура Востока не оставляет никого равнодушным. Оригинальные сувениры из Узбекистана - украшение любого дома и яркая память о Средней Азии. Однако стоит помнить, что в Узбекистане, как и в любой другой стране, действуют запреты и таможенные ограничения на вывоз предметов искусства, антиквариата, возраст которого 50 лет и более, а, значит, представляют культурную ценность. Поэтому лучше всего будет запастись для купленных в качестве сувениров картин, ковров и пр. квитанцией, подтверждающей то, что данный предмет не является антиквариатом и не представляет исторической или культурной ценности, а также сертификатом на вывоз предмета с фотографией и описанием.

Traditional Uzbek souvenirs

Uzbekistan Souvenirs

Uzbekistan Souvenirs - A Piece of the East To Remember 

Overview of Uzbek souvenirs, where to buy, export rules

Where to buy?

Bukhara - embroidery, fur coat/hats
Gijduvan - ceramics/pottery
Margilan - silk
Rishtan - ceramics/pottery
Samarkand - wine, paper, carpets
Khiva - carpets, embroidery
Chust - knives

What’s a trip abroad without souvenirs? Souvenirs are not just gifts for friends and relatives, but also a keepsake, a part of the country which you have visited. In Uzbekistan where culture mixed nomadic and farming traditions you will find a lot of Uzbek souvenirs to be taken with you. What souvenirs can be purchased in Uzbekistan, and where to buy, for example, ceramics or Uzbek carpets?

Uzbek ceramic souvenirs

Traveling along ancient Uzbekistan cities of Samarkand, Bukhara and Khiva you will find that every city has its own craft school and own style, different from other regions. Visiting Khiva, you can buy a lagan-dish or a badia-plate decorated with blue and ultramarine patterns with wide horizontal rims, which can be hung on the wall at home. A Khorezm Hum-vessel can be used as an original vase. Amazing Chiroki-lamp will create an environment of the East at your home.

Enthusiasts of ceramics should visit the famous center of ceramics in Uzbekistan, Rishtan town. Being there, do not forget to visit one of the craft shops and to buy some pottery of all blue and turquoise shades. Rishtan lagans and figured vessels in the shape of a duck, “obdasta urdak”, decorated with antique ornaments of pomegranate and almond flowers are traditional Uzbekistan souvenirs.

Uzbekistan souvenirs - ceramics
Uzbekistan souvenirs - ceramics
Uzbekistan souvenirs - ceramics

40 km from Bukhara there is a small town of Gijduvan, which is famous for its yellow-brown ceramics with green and blue patterns. Here you will find a renowned ceramics center of Nasrullayev family, who passes the secrets of pottery craft to the 60th generation. Average prices in this center are $3 for piala, $5 for kosa and $7-8 for lagans.

Various hand-painted pottery figures depicting national heroes, miniature camels and other animals will not leave anyone indifferent. In any oriental Uzbek bazaar, in shops, located next to almost each architectural monument, you can inexpensively buy a variety of amusing figures: this is a tea-house owner with a tea-tray and a cheerful watermelon trader and cunning old men next to it ...

Carved wood and metal pieces of art

Almost in every Uzbek bazaar you will find shops selling knives, daggers and even swords, adorned with decorative carvings. Traditional Uzbekistan souvenir is a “pichok” knife, which has a peculiar form of a blade and handle. The most famous knives are made by Chust masters. Light and elegant, they have a curved up blade and dipped handle. Dark blade steel clanks in light collision and the sheath is decorated with a cloud patterns. The blade features the engraved Arabic inscription: Estalik uchun Chust - In memory of Chust.

Uzbekistan souvenirs - metal pieces of art
Uzbekistan souvenirs - metal pieces of art
Uzbekistan souvenirs - jewelery

Jewelry is one of well-developed areas of metal carving. Jewelry of Tashkent, Bukhara or Samarkand craftsmen are in demand not only as Uzbek souvenirs, but also as bijouterie for special occasions, where you can show off the originality and uniqueness of the image. Traditional “Kashgar-Boldak” earrings and domed earring with tinkled pendants, silver bracelets with cornelian, necklaces with delicate beads and turquoise will complement your modern outfit and give an oriental beauty to your image. For Uzbek people jewelries are not only a decoration, but also an amulet. For instance, tumor is a silver or gold box with an engraved prayer, featuring a prayer-talisman or a miniature Koran inside it.

Visiting Uzbekistan, it is impossible not to pay an attention to many articles made of carved wood. Uzbek masters perfected the art of ornamentation in wood carving and painting. From time immemorial, ancient Asian buildings were decorated with carved wood columns and massive doors, where the intricate floral pattern often featured the name of the master. You can buy a carved table with stools from elm, walnut and juniper for your living room. Collectors of oriental souvenirs should buy a laukh, a stand for books, which is carved from a whole solid wood bar, without any fasteners and hinges. Carved or painted fine wood boxes, painted with “islimi” floral ornaments will catch women’s fancy, because they can be used for jewelry, makeup and other women's stuff.

National clothes, fur and embroidery

Uzbek embroidery is noted for originality and uniqueness. The most skilled embroiderers are from Samarkand and Bukhara. Famous Uzbek Suzannes resemble beautifully embroidered carpets. Especially it is worth to say about golden thread embroidery. Nowhere else you will find such skilled golden thread embroiderers like in Bukhara. Exotic embroidery will be a perfect decoration for any house. Kashkadarya embroiderers are noted for nice handbags, decorated with colorful national embroidery.

Bukhara also is famous for fur coat and karakul fur hats. Warm, thick and shiny fur of Bukhara karakul sheep has a refined appearance and healing properties.

Uzbekistan souvenirs - national clothes
Uzbekistan souvenirs - national clothes
Uzbekistan souvenirs - national clothes

Traditional holiday clothes can also be a great Uzbek souvenir. These are a men's robe, "zarchapan", or women’s coat, "kamzul", decorated with golden thread embroidery. But the main souvenir for all guests coming to Uzbekistan is a tubeteika, skullcap, traditional Central Asian headdress. Each region of Uzbekistan has its own kind of tubeteika.

Traditional Chust tubeteika, made from black satin with a white pattern of four peppers, are an obligatory accessory of men's national dress. But not only men wear this hat. Uzbek women traditionally adorned their skullcaps with various ornaments and even with precious stones. Women's skullcaps are very colorful: Bukhara skullcaps are traditionally embroidered with golden thread.

Oriental fabrics and carpets

Most famous Uzbek fabrics are abr and ikat, cloud-like silk fabrics with blurred patterns. Silk, made in Margilan, is one of the most famous Uzbek national fabrics, along with khan-atlas and adras. Uzbek carpets are renowned for its beauty and high quality. Khiva, Bukhara, Samarkand, Kokand, Shakhrisabz, Karakalpak carpets and rugs are differed in techniques, patterns and purpose. Hand-woven carpets, made from natural fibers are quite valuable and expensive. Traditionally, rugs and carpets are not only laid on the floor, but also decorate walls of houses. Samarkand silk carpet is famous for its natural soft and contrast pile, luxurious colors of which make it desirable to any interior.

Uzbekistan souvenirs - oriental fabrics and carpets
Uzbekistan souvenirs - oriental fabrics and carpets
Uzbekistan souvenirs - oriental fabrics and carpets

Souvenirs for collectors

Traditional Uzbek musical instruments can become a very unusual Uzbek souvenir or even a subject for a collection.

Strings, percussion and wind instruments: kobuz, dombra, dutar, tanbur, ud, rubab, surnay, karnay, doira and many others are decorated with elegant patterns and provide rich deep sound.

Uzbek wine

A bottle of wine Uzbekistan may also be a good souvenir from Uzbekistan. Uzbekistan is famous for Samarkand winemakers. In Samarkand, tasty Uzbek wine is sold in shops near attractions; sometimes small wine shops hold “shows” of Uzbek wines tasting, where for a small fee you can try white and red, sweet and dry, dessert and table local wine.

Samarkand paper

Also, the famous capital of the Tamerlane’s empire is noted for Samarkand paper, based on technologies of 10th-11th centuries and made from mulberry bark, silk fibers and flower petals. The Samarkand paper was in great demand due to its smoothness and color, but its main quality was the durability. The majority of documents written on the Samarkand paper preserved in good state up to date and are still kept in different museums of the world. It was this paper which was used by calligraphists for the texts and artists for the miniatures. The Samarkand paper was also preferred in book production.

Tips for travelers:

The rich and unique culture of the East does not leave anyone indifferent. Original souvenirs from Uzbekistan are a decoration of any house and bright memory of Central Asia. However, you should remember that in Uzbekistan, as in any other country, there are bans and custom restrictions on the export of art objects and antiques, which age is 50 years or more and are of cultural value. Therefore, buying paintings, carpets and other pieces of art as a souvenir, it is better to have a receipt confirming that the subject is not an antique and does not have a historical or cultural value, as well as a certificate to export the subject with a photo and description.