Наскальные изображения в Каракиясае

На Южном склоне Каржантау расположено ущелье Каракиясай, по дну которого протекает ручей, впадающий в реку Чирчик. Высокие скальные склоны ущелья представляют собой громадный каньон, глубина которого достигает 50 м. Но не только природные красоты будут интересны путешественникам. По обе стороны ущелья на древних скалах выбиты наскальные изображения – петроглифы.

Большая часть рисунков расположена на левом берегу речки в 20-25 км. к северу от города Газалкента. Петроглифы Каракияксая расположены на отдельных камнях и глыбах. Всего было найдено 90 камней, на которых оказалось 1015 отдельных изображений и сцен. Как и на других памятниках, здесь были найдены рисунки животных: козлы, архары, верблюды, лошади, волки, быки. Кроме животных найдены изображения людей как пеших, так и всадников.

Рисунки, представляющие собой сцены делятся на простые и сложные. Простые – это изображение всадников, лучников, людей с верблюдами. Сложные представляют собой сцены охоты, караваны или процесс танца. Сцена шествия каравана представляет собой цепочку верблюдов с человеком. Она встречается четыре раза. Также огромный интерес представляет композиция с лошадьми. Здесь изображены лошади, запряженные в колесницы, а также всадники.

Петроглифы Каракияксая разнообразны. В отличие от других памятников с наскальными изображениями, здесь встречается больше культовых сцен, наиболее ярко и полно представлен животный мир. Более древние петроглифы трудно различимы, некоторые фигуры стерлись. Это показывает, что петроглифы Каракияксая наносились не в одно и то же время, а на протяжении столетий.

Сами фигуры, изображающие животных небольшие - от 5 до 40 см. Причем следует отметить, что более древние рисунки, предположительно сакского периода, отличаются большей утончённостью в работе. Эти рисунки выполнены непревзойденными мастерами древности.

В отличие от них более поздние петроглифы выполнены скорее символично, наподобие схем, и, к тому же, они перекрывают петроглифы сакского периода. Петроглифы Каракиясая, изображающие колесницы, относятся ко II - началу I тыс. до н.э. Это самые древние петроглифы, изображенные на скалах в ущелье. Невольно задаёшься вопросом, какие племена проживали на этой территории, и кто тот мастер, что так искусно вырезал на камне все эти сюжеты.

(по материалам книги М.Хужаназарова «Наскальные изображения Ходжикента и Каракиясая», Самарканд, 1995 г.)

Петроглифы Узбекистана

Достопримечательности

Окрестности

Музеи

Развлечения и досуг

Другое

Rock carvings in Karakiyasay

There is a stream which flows into the Chirchik river in Karakiyasay gorge on the southern slope of Karzhantau. The high rocky slopes of the gorge are a huge canyon, its depth reaches 50 m, but not only natural beauty will be of interest to travelers. There are rock drawings carved on the ancient rock - petroglyphs on both sides of the gorge.

Most of the rock carvings are located on the left bank of the river, 20-25 km north of the Gazalkent city. The Karakiyasay petroglyphs are located on separate rocks and boulders. Totally, there were found 90 stones with 1015 individual images and scenes. Like the other monuments, they depict animals: goats, wild rams, camels, horses, wolves, bulls. In addition to images of the animals, there were found images of people, both riders and unmounted men.

The rock carvings, which represent scenes, are divided into simple and complex. Simple images are the images of riders, archers, men with camels. The complex rock carvings are images of hunting scene, caravans or the process of dance. The scene of caravan procession is the image of camels and a man. They appear four times. The composition with the horses is also of great interest. It depicts a horse-drawn chariots, as well as riders.

Karakiyaksay petroglyphs vary. Unlike other sites with petroglyphs, the images here depict more religious scenes, the animal world is most clearly and fully represented. The ancient petroglyphs are less visible, some of the figures erased. This shows that the Karakiyaksay petroglyphs were not carved at the same time but over the centuries.

The figures, representing animals, are small from 5 to 40 cm. Moreover, it should be noted that the older pictures, allegedly of Saka period, are more sophisticated. These images were made by unparalleled masters of antiquity.

In contrast, more recent rock carvings were made more like symbolic schemes, and, moreover, they cover the petroglyphs of the Saka period. Karakiyasay petroglyphs depicting the chariot date back to the 2nd – the beginning of the 1st millennium BC. This is the most ancient petroglyphs depicted on the rocks in the gorge. One can not help wonder about how the tribes lived in this territory, and who is the master of that so skillfully carved all these subjects in stone.

(Based on M.Khudjanazarov’s book “Stone images of Hodjikent and Karakiyasay”, Samarkand, 1995)

Petroglyphs in Uzbekistan