Джума-мечеть Ходжа Ахрар Вали

История Джума-мечети Ходжа Ахрар Вали. Пятничная молитва

Фундамент первой в Ташкенте соборной пятничной мечети (Джума-мечеть) был заложен на самой высокой точке шахристана (центра) древнего Ташкента в 819 году. По сей день мечеть многократно перестроенная, переименованная и отреставрированная в различные эпохи стоит в районе Старого города, окруженная площадями: Чорсу, Хадра и Эски Жува. 

Эта джума-мечеть – самая древняя из 157 мечетей современного Ташкента и третья по величине мечеть в Узбекистане после мечети Биби-Ханум в Самарканде и Пои-Калян в Бухаре. С XV века по настоящее время мечеть носит имя одного из суфийских лидеров восточного средневековья – Ходжи Ахрара Вали, который преподнес в дар городу здание, построенное на фундаменте старой Джума-мечети (джума-мечеть – пятничная мечеть) в 1451 году.

Мечеть Ходжа Ахрар Вали
Мечеть Ходжа Ахрар Вали
Мечеть Ходжа Ахрар Вали

Мечеть Ходжа Ахрар Вали была выстроена в виде 15-метрового куба, символизирующего священную Каабу, с куполом и открытым на восточную сторону арочным перекрытием. В дореволюционном Ташкенте с его невысокими одно- и двухэтажными постройками, мечеть Ходжи Ахрара Вали была самым высоким строением, с которого просматривался весь город.

Здание Джума-мечети, как и все мусульманские мечети, было ориентировано по сторонам света и обращено в сторону Мекки (юго-западное направление из Ташкента). Издревле считается, что если не следовать данному правилу постройки, молитвы верующих не дойдут до Аллаха.

Внутри куба мечети находился михраб и место для имама. Также, внутри Джума-мечети были построены сводчатые галереи с кельями вокруг длинного двора, тахоратхона – место, где мусульмане совершают омовение перед молитвой. Отделка мечети была простой без богатых украшений, дабы ничто не отвлекало правоверного мусульманина от молитвы.

Надо сказать, что пятничная молитва по сей день имеет для мусульман особое значение, и ее посещение обязательно для каждого верующего. В средневековом Ташкенте существовала даже служба мухтасибов, которые имели право подвергнуть мусульманина, не явившегося в час дня на пятничную молитву суровому наказанию – битью палками.

Пятничная молитва проходит следующим образом. В час молитвы мусульман зовет с башни муэдзин. Верующие совершают омовение – тахорат перед молитвой. Затем они выстраиваются ровными рядами, плечом к плечу, лицом к Мекке. Направление задает михраб – ниша с надписями из Корана, рядом с которой расположена кафедра имама.

Ровно в час дня на минбар (кафедру) восходит имам. Имам руководит чтением намаза (молитвы). Только он один имеет право находиться спиной к Мекке во время хутбы (проповеди). Имам читает суры из Корана наизусть, а верующие вслед за имамом сопровождают молитву ракатами – поклонами.

Молитва проходит быстро и в среднем занимает около получаса. После окончания молитвы верующие поворачиваются одновременно направо и приветствуют Аллаха. Затем они поворачиваются налево и делают то же самое. На этом пятничная молитва заканчивается.

В каждой современной мусульманской мечети установлены пять часовых циферблатов с подвижными стрелками: на них раз в два дня выставляются часы молитвы для верующих.

В XV веке напротив центрального входа в мечеть стояло одноэтажное медресе, которого теперь нет. Через пять столетий после постройки мечети Ходжи Ахрара Вали, медресе было разобрано на кирпичи городскими властями для реставрации соседних зданий.

Серьезную реконструкцию мечеть Ходжи Ахрара Вали перенесла в XVIII и XIX вв. после разрушительных землетрясений, нанесших ущерб многим зданиям города. После землетрясения 1868 года мечеть полностью вышла из строя на 20 лет, пока в 1888 году деньги на ее восстановление не выделил российский император Александр III. Поэтому долгое время после реставрации ее называли Царской мечетью. В советское время эта мечеть была конфискована, и здесь располагалось управление Министерства просвещения, а позже другие госучреждения. Главной кафедральной мечетью Ташкента на протяжении полувека была мечеть Тиля-Шейх на площади Хаст-Имам.

Последняя реставрация мечети Ходжи Ахрара Вали произошла в 90-х гг. прошлого века. Здание было полностью переделано современными архитекторами, куб снесен, а вместо одного купола, теперь мечеть венчает целых три. Архитектурный ансамбль, окружавший джума-мечеть Ходжа Ахрар Вали, кроме отреставрированного медресе Кукельдаш и купола махаллинской мечети Гульбазар, не дошел до нашего времени. Представить себе первоначальный облик этого комплекса теперь можно только по старинным рисункам и фотографиям. 

Достопримечательности

Окрестности

Музеи

Развлечения и досуг

Другое

Khoja Akhrar Vali Juma Mosque

History of the Khoja Akhrar Vali Juma Mosque. Friday Prayer

The foundation of the first Friday Cathedral Mosque in Tashkent (Juma mosque) was established in 819, at the highest point of the “shakhristan” (centre) of ancient Tashkent. Up to now, the Mosque repeatedly rebuild, renamed and restored in different epochs is still overlooked in the Old City and surrounded with the Chorsu, Khadra and Eski Juva places.

This Juma mosque is the most ancient among 157 mosques of modern Tashkent and the third largest one in Uzbekistan after the Bibi-Khanum in Samarkand and Poi-Kalyan in Bukhara. From the XV century till now, the mosque was named after one of the Sufi leaders of the oriental Middle Ages - Khoja Akhrar Vali, who presented the city with this building built on the foundation of the old Juma-mosque (Juma-mosque means a Friday mosque) in 1451.

Khoja Akhrar Vali Juma Mosque
Khoja Akhrar Vali Juma Mosque
Khoja Akhrar Vali Juma Mosque

The Khoja Akhrar Vali mosque was built in a form of 15-m cube which symbolizes the holy Kaaba, with a dome and arch span, open to the East. In pre-revolutionary Tashkent with its low-rise one- and two-storey houses, the Khoja Akhrar Vali mosque was the highest building from where the whole city could be observed.

The Juma-mosque building like those of the other Muslim mosques was oriented to the cardinal points and faced to the direction of Mecca (south-western direction from Tashkent). Anciently, it was a popular belied that in case of non-observance of this construction rule, no prayer would reach Allah.

Inside the cube, there was a mikhrab and a place for Imam. Also inside it, there were arched galleries with cells built around a long yard; a takhoratkhona is a place where the Muslims are performing ablutions before prayer. The mosque finish was ordinary without any rich decoration in order nothing could distract the faithful Muslim from his prayer, wherefore the women who only had the right to visit cemeteries and speak to a sheik rather than an imam, were not allowed to mosques.

It should be noted that the Friday prayer has special importance for the Muslims even now and its visiting was obligatory for every believer. In medieval Tashkent there existed a service of mukhtasibs who had the right to chastise a Muslim by caning who did not appear at one o’clock for the Friday prayer.

The procedure of the Friday prayer is following. At the time for praying a muezzin from the tower is calling the Muslim out. The believers are performing ablutions (takhorat) before prayer. Then they are aligning, shoulder by shoulder with their faces to Mecca. A mikhrab - an ambry with inscriptions from the Koran - next to the Imam arch-see, sets the direction.

At one o’clock sharp, the Imam rises to the arch-see. An Imam is not a priest, normally he is chosen from among the believer to manage the namaz (prayer) reading. It is only him who has the right to stay with his back to Mecca during the namaz. The Imam is reciting by heart surahs from the Koran while the believers are following the paryer by rakats – prostrations. There are lying, sitting and standing positions in rakats. In order to make namaz reading more comfortable the Muslims bring small prayer rugs – joy-namaz.

The prayer lasts a short time, on average, it takes 20 minutes. Upon completion of the payer the believers are turning together to the right to greet Allah. Then they are turning to the left to do the same. Thereupon the Friday prayer finishes.

During every Friday prayer, the Muslims are reading a khutbah - a peroration - to the country’s ruler. Its reading is obligatory otherwise the prayer is not valid.

There are five clock faces with movable hands in every Muslim mosque, twice a day, praying hours for the believers are set on them. Since the Muslims are praying 5 times a day at equal intervals, the daylight of each day is divided into five equal parts to establish the exact time for praying.

In the XV century, opposite to the central entry of the mosque there was a one-storey building which does not exist now. Five centuries later after construction of the Khoja Akhrar Vali mosque, the madrasah was unbricked by the municipal authorities for restoration of the neighboring houses.

The Khoja Akhrar Vali mosque underwent a serious reconstruction in the XVIII and XIX centuries after catastrophic earthquakes which caused a damage to many buildings of the city. Following the earthquake of 1868, the mosque was left completely destroyed for 20 years, until the Russian emperor Alexander III assigned money for its restoration in the year of 1888. That is why it was called a Tsarist Mosque, for a long time after its restoration. In the Soviet period this Juma mosque was confiscated and used as an administrative building for the Ministry of Education and later by other public offices. The main cathedral mosque of Tashkent through a semicentenary was the Tillya Mosque on the Khast-Imam Place.

The last restoration of the Khoja Akhrar Vali mosque was performed in 90-s of the last century. The building was rebuilt anew by modern architects, its cube was demolished and instead of one dome there are three domes crowning the mosque now. The architectural ensemble surrounded the Khoja Akhrar Vali Juma Mosque except for the restored Kukeldash madrasah and a dome of the mahalla Gulbazar mosque, did not survive up to this date. One can only have an idea of the original appearance of this complex now by old pictures and photos.