Дом-музей Тамары Ханум

История жизни известной артистки Узбекистана и ее коллекция платьев

Адрес: ул. Тамары Ханум, 1/41
Телефон: (+99871) 267 86 90
Режим работы: 10:00-17:00 (без обеда)
Выходной: суббота, воскресенье

В центре Ташкента, недалеко от шумной дороги за жилыми домами и бизнес-центрами, спрятался музей, посвященный одной из выдающихся женщин Узбекистана - Тамаре Ханум. Дом-музей находится на улице, названной в честь этой великой певицы и танцовщицы, и именно здесь она прожила последние годы своей жизни.

Дом-музей Тамары Ханум
Дом-музей Тамары Ханум
Дом-музей Тамары Ханум

Тамара Ханум родилась в 1906 году в Ферганской долине. Ее настоящая фамилия Петросян, по национальности она армянка. Вся ее биография пронизана любовью к сцене, на которую она впервые вышла в возрасте 13 лет. В 1925 году она окончила театральный техникум в Москве, и в то же время начала свою широкую концертную деятельность: выступала в Париже и других городах Европы, способствовала появлению музыкально-драматических театров в различных городах Узбекистана, вела переписку с мировыми деятелями искусства.

В возрасте 30 лет Тамара Ханум стала солисткой Узбекской Филармонии и активно занялась реформой узбекского народного танца. Однако всемирную славу принесло ей коллекционирование песенного и танцевального фольклора народов мира. Она могла за несколько дней выучить иностранную народную песню и танец, а затем выступить так, словно сама была родом оттуда. Благодаря выступлениям в различных странах у нее появилась собственная коллекция народных платьев, которые сегодня входят в экспозицию музея Тамары Ханум. Здесь можно увидеть славянские наряды, китайские и другие азиатские костюмы, и даже египетское платье.

Дом-музей Тамары Ханум
Дом-музей Тамары Ханум
Дом-музей Тамары Ханум

Помимо этого, Тамара Ханум выступала на фронтах Великой Отечественной Войны 1941-1945 годов и жертвовала средства на строительство военной техники. Причем за заслуги перед страной в 1943 году ей было присвоено звание капитана Советской Армии. Ее творческий путь продолжался еще долгие годы и продлился до 1980-х гг. Умерла Тамара Ханум в 1991 году в Ташкенте. Спустя 3 года после ее смерти состоялось открытие дома-музея.

Первая экспозиция музея появилась еще при жизни Тамары Ханум и включала ее коллекцию платьев народов мира. Именно эти удивительные сценические костюмы составили основу экспозиции. Помимо этого в доме-музее можно увидеть интерьеры жилых комнат, коллекцию фотографий и афиш, аудиозаписи и рукописи стихов певицы, портреты Тамары Ханум, созданные узбекскими художниками, и многое другое. Творческий путь Тамары Ханум длился более 60 лет. Посвятив свою жизнь служению искусству, она стала настоящим символом узбекского народного танца.

Дом-музей Тамары Ханум
Дом-музей Тамары Ханум
Дом-музей Тамары Ханум

Достопримечательности

Окрестности

Музеи

Развлечения и досуг

Другое

Memorial House Museum of Tamara Khanum

Life history of the famous Uzbek artist and her dress collection

Address: 1/41, Tamara Khanum str., Mirzo Ulugbek district
Telephone: (99871) 267 86 90
Open hours: 10:00AM-05:00PM
Days off: Saturday, Sunday

Hidden in the center of Tashkent, not far from a vibrant road behind residential houses and business centers, there is a museum, dedicated to one of the outstanding women of Uzbekistan – Tamara Khanum. The house museum, found in the street named after this great singer and dancer, is the place, where she spent the last years of her life.

Memorial House Museum of Tamara Khanum
Memorial House Museum of Tamara Khanum
Memorial House Museum of Tamara Khanum

Tamara Khanum was born in 1906 in Fergana Valley. Her real family name is Petrosyan, she is an Armenian by origin. All her biography is steeped in love of stage, where she first appeared at the age of 13. She graduated from Moscow theater school in 1925, and around at the same time, she began her active concert activity: she appeared in Paris and other European cities, and contributed much to opening of musical-drama theaters in different Uzbek cities, kept correspondence with world’s art workers.

At the age of 30, Tamara Khanum became a soloist of the Uzbek Philharmonic and was actively engaged in the reform of Uzbek national dance. However, the world-wide fame came to her due to her collecting of dance and song folklore of different nations. She could learn a folk song and dance from any country for a few days, and then perform them as though she came from there. Thanks to her concerts in different countries she had her own collection of national dresses, included today into the Tamara Khanum museum exposition. There you can see Slavonic dresses, Chinese and other Asian costumes and even an Egyptian dress.

Memorial House Museum of Tamara Khanum
Memorial House Museum of Tamara Khanum
Memorial House Museum of Tamara Khanum

In addition, Tamara Khanum gave concerts at the fronts of the Great Patriotic War of 1941-1945, and donated money to production of military equipment. That is why she was awarded a rank of captain of the Soviet Army for merit to the Fatherland. Her career continued for many years and lasted till 1980-s. Tamara Khanum died in Tashkent in 1991. The opening of the house museum in her honor took place three years after her death.

The first museum exposition, which included her collection of dresses of different nations, appeared when Tamara Khanum was still alive. These amazing onstage dresses formed the exposition basis. Along with that, you can see interior designs of parlors of the house museum, collection of photographs and psoters, audio tapes and manuscripts of the singer’s poems, Tamara Khanum portraits, painted by Uzbek artists and so on. Looking at her career, which lasted more than 60 years, we can state that she devoted her life to worship to the art, having become a true symbol of Uzbek folk dance.

Memorial House Museum of Tamara Khanum
Memorial House Museum of Tamara Khanum
Memorial House Museum of Tamara Khanum