Мавзолей Шейха Зайниддина-бобо, Ташкент

Шейх Зайниддин-бобо родился в Багдаде в 1164 году. Его отцом был Шахобиддин Сухраварди – основатель суфийского ордена сухравардия, поэт и шейх, лидер багдадских суфиев. В молодости Зайниддин был отправлен в Ташкент для того, чтобы распространить и проповедовать учение знаменитого отца. Зайниддин поселился в Кукче – одном из четырех древних районов Ташкента, где и прожил всю свою жизнь. Шейх Зайниддин читал лекции, посвятил всего себя просвещению населения и развитию духовности. Большинство своего времени Шейх Зайниддин проводил в келье – так называемой чилла-хоне, где он молился о благе людей. В тяжелые времена, когда Мавераннахр лежал в руинах после нашествия монгол, а Ташкент практически отстраивался заново, Зайниддин сыграл огромную роль как духовный наставник народа. За пронзительный ум, ученость и мудрость люди уважительно прозвали Шейха Зайниддина – «бобо», то есть дедушкой. Почитаемый всеми, Шейх Зайниддин-бобо ушел из жизни в возрасте 95 лет, и был похоронен на территории кладбища Велоят. Говорят, в Ташкенте до сих пор проживают его потомки.

В память о Зайниддине-бобо, в конце XIV века, на Кукче был построен мавзолей, а приказ о его возведении отдал сам Амир Тимур. Однако большой интерес представляет не столько сам мавзолей, сколько древняя двухэтажная келья при нём – та самая «чилла-хона», ставшая главным приютом Шейха Зайниддина. Этот памятник древней архитектуры датируется XII веком, он является самым старым действующим зданием в современном Ташкенте. Первоначальная кирпичная кладка кельи отштукатурена, и пол вымощен новым материалом, но под этими слоями – настоящие древние стены, помнящие события времен Зайниддина-бобо. Интересно, что келья примечательна не только своей древностью.

Тайна кельи Зайниддина-бобо

В начале 90-х годов ХХ века, во время обмеров и ремонта здания, было обнаружено, что келья устроена как примитивная обсерватория - сооружение для наблюдения за астрономическими явлениями. В нижнем и верхнем куполах кельи размещены специальные отверстия, которые находятся не на одной оси, но линия, соединяющая их, лежит в плоскости ташкентского меридиана. Эта линия образует с горизонтом угол, который является углом наивысшего подъема солнца над Ташкентом в день летнего равноденствия. Из нижнего помещения кельи раз в год можно наблюдать солнце днём и другие небесные объекты ночью. А ниши в стенах этой комнаты показывают направление восьми румбов (делений) компаса. Эта келья – единственное в мире подобного рода сооружение, оборудованное как обсерватория. Таким образом, стала понятной одна из загадок – почему в древности место, где стояла келья, называлась Холмом Мудрых. Вокруг кельи также ходит множество слухов и мифов, один из которых – будто некогда под чилла-хоной Зайниддина-бобо существовал подземный ход, ведущий прямиком к мавзолею Каффаль Шаши.

Достопримечательности

Окрестности

Музеи

Развлечения и досуг

Другое

Mausoleum of Sheykh Zayniddin-bobo, Tashkent

Sheykh Zayniddin-bobo was born in Baghdad in 1164. His father was Shakhobiddin Sukhravardi, the founder of suhrawardi sufi order, poet and sheikh, leader of Baghdad sufis. In youth Zayniddin was sent to Tashkent to spread and preach the teachings of his famous father. Zayniddin settled in Kukcha, one of the four ancient districts of Tashkent, where he lived all his life. Sheykh Zayniddin read lectures, devoted himself to enlightening people and developing the spirituality. Most of his time Sheykh Zayniddin spent in his cell, the so-called chilla-hona, where he prayed for welfare of people. In hard times, when Transoxiana was in ruins after the Mongol conquest and Tashkent was being rebuilt, Zayniddin played an important role as a nationwide spiritual mentor. For his wit, wisdom and erudition, people called Sheykh Zayniddin as “bobo”, meaning “grandfather”. Honored by many, Sheykh Zayniddin-bobo passed away at the age of 95, and was buried on the territory of the cemetery Veloyat. They say, that there are some of his descendants still living in Tashkent.

In the memory of Zayniddin-bobo, in the end of the 14th century, there was built a mausoleum in Kukcha, and the order to build was given by Amir Temur. There not only the mausoleum attracts people, but the “chilla-hona”, an ancient two-store cell by its side that became the main shelter of Sheykh Zayniddin. This monument of ancient architecture dates back to the 12th century, it is the oldest functioning building in modern Tashkent. Initial brick laying of the cell had been plastered, and the floor has been refurbished, but under all these layers there are real ancient walls that still have the memory of the events from the times of Zayniddin-bobo. It is interesting that the cell is remarkable not only with its antiquity.

The Mystery of Zayniddin-bobo Cell

In the beginning of the 90’s of the 20th century, during measurement and reparation works of the building, it was found that the cell was equipped as a basic observatory to observe astronomical occurrences. There are special holes in the lower and upper domes of the cell that are on one axis, but the line connecting them lies on the platitude of Tashkent meridian. This line makes a corner with the horizon that is the corner of the highest rise of the sun over Tashkent on the summer equinox. From the lower part of the cell, it is possible to observe the sun during the day and sky objects at night once a year. And niches in the walls show the direction of eight rhombuses (divisions) of the compass. This cell is the only one of its kind in the world built as an observatory. Thus, we came to the understanding of one of mysteries –why the cell was called Hill of the Wise in the ancient times. There are many rumors and myths around the cell, one of them tells that once there was an underpass beneath his cell leading directly to the mausoleum of Kaffal-Shashi.