Поездка в Узбекистан

Практическая информация для путешественников по Узбекистану

Подготовка к путешествию в Узбекистан

Чтобы быть уверенным в наличии мест в выбранных вами гостиницах и турах, мы рекомендуем вам сделать предварительное бронирование, особенно в течение туристического сезона, который длится с мая по октябрь. Перед путешествием в Узбекистан вы можете сделать бронирование он-лайн, используя нашу онлайн-систему бронирования. Чтобы наши гости получали хорошие впечатления от путешествия в Узбекистан, мы стараемся организовывать небольшие группы, обычно не больше 10 - 15 участников на одного гида и тур лидера

Как добраться до Узбекистана

Путешествие самолетом или поездом
Самый удобный способ попасть в Узбекистан - это прилететь на самолете в Ташкент, столицу Узбекистана, с главных международных аэропортов Европы, Азии и Ближнего Востока. Ташкент обслуживается несколькими международными авиакомпаниями. Национальная компания Узбекистон Хаво Йуллари предлагает регулярные рейсы в Лондон, Франкфурт-на-Майне, Париж, Пекин, Бангкок, Дели, Стамбул, Куала-Лумпур, Нью-Йорк, Сеул и Тель-Авив. Более того, Узбекские Авиалинии предлагают полеты во многие страны СНГ, а также внутри Узбекистана. Иногда путешествие в Узбекистан удобнее поездом.

Прибытие в Узбекистан

Таможенная декларация
По прибытии в любой международный аэропорт или на границу Узбекистана вам необходимо заполнить форму таможенной декларации в 2 (двух) экземплярах ("Таможенная декларация при въезде") в пункте таможенного контроля. Форму надо распечатать в двустороннем виде, затем разрезать по линии. Пожалуйста, не забудьте указать точную сумму для каждого вида перемещаемой валюты и указать все ценные вещи, включая дорогостоящие предметы, такие как ювелирные изделия, электроника и фототехника. Один экземпляр декларации остается у сотрудника таможни, а второй экземпляр с печатью возвращается вам. Вам настоятельно рекомендуется сохранить второй экземпляр таможенной декларации до отъезда, так как он содержит информацию о сумме ценностей и иностранной валюте, которую вы взяли с собой в путешествие в Узбекистан. По отъезду, туристам разрешено вывезти ценные вещи и иностранную валюту в пределах суммы, указанной в таможенной декларации при въезде. В пунктах таможенного контроля Узбекистана отсутствует «зеленая линия».

Регистрация
Каждый иностранец по прибытию в Узбекистан должен быть зарегистрирован в течение 72 часов с момента въезда в страну. Если вы останавливаетесь в гостинице, регистрация происходит автоматически при регистрации в гостинице (хотя некоторые недорогие гостиницы могут не предлагать такую услугу). Ваша гостиница предоставит вам регистрационный бланк, который вам нужно хранить в паспорте на весь период вашей поездки, который при необходимости нужно будет предъявлять представителям официальных органов. Мы не рекомендуем вам останавливаться в частном доме, поскольку в данном случае вы не сможете получить необходимую регистрацию в местном ОВИРе (Отделе виз и регистраций) и потому при выезде из страны у вас могут возникнуть проблемы. При выезде из Узбекистана на паспортном контроле ваш паспорт и срок действия визы будут проверяться. Иногда сотрудник иммиграционной службы может также попросить вас показать регистрационные бланки из гостиницы или местного ОВИРа. Поэтому убедитесь, что регистрационный бланк из гостиницы у вас всегда под рукой (желательно прикрепить его к паспорту), прежде чем проходить паспортный контроль в аэропорту.

Проживание
Туризм в Узбекистане активно развивается, потому с каждым годом путешествие в Узбекистан становится комфортнее. В Ташкенте, Самарканде, Бухаре, Хиве и других крупных городах Узбекистана построены отличные гостиницы, соответствующие современных требованиям. Кроме того, частные гостиницы и гостевые дома предоставляют удобные гостиничные номера по экономичным ценам. Большинство гостиниц имеют душ, индивидуальную ванну, кондиционер, телефон, спутниковое телевидение с международными каналами, такими как CNN, BBC, ESPN.

Наличные деньги и дорожные чеки
В банках и обменных пунктах в гостиницах можно обменять американские доллары, евро, английские фунты и японские иены на узбекские сумы. Обменные пункты и банки не принимают банкноты, если они старые, изношенные, рваные, смятые или если на них написано что-либо от руки. Такие банкноты принимаются только в одном филиале Национального банка Узбекистана в Ташкенте за 10% от суммы. Поменять сумы обратно на доллары по разумным обменным ставкам проблематично, поэтому рекомендуется потратить все сумы, какие у вас есть, прежде чем покинуть страну. Во время путешествия в Узбекистан не рекомендуется пользоваться дорожными чеками American Express, так как они несут значительные сборы и их нельзя обменять на выгодных условиях.

Кредитные карты и банкоматы
В Узбекистане кредитные карты не распространены за пределами высококлассных ресторанов и отелей в Ташкенте. В магазинах, ресторанах и в местном транспорте лучше оплачивать в наличных узбекских сумах. Некоторые первоклассные отели в Ташкенте, Самарканде и Бухаре принимают Visa карты. Master Card принимается реже. Банкоматы не распространены в Узбекистане. Международные гостиницы в Ташкенте, как правило, имеют отдельные банкоматы для карт Mastercard и Visa, которые выдают доллары США, но пользоваться ими не очень удобно. Несколько банков в Ташкенте и по всей стране имеют банкоматы, которые также принимают карты Visa или Mastercard, однако более надежный способ получить доллары, это пойти в местный банк и получить денежный аванс на вашу кредитную карту. Ряд банков в Узбекистане принимают Visa карты (КДБ Банк Узбекистан, Национальный Банк Узбекистана), в то время как только Асака банк может дать аванс наличными по Mastercard. Банки берут за эту услугу от 2 до 4% от суммы.

Режим работы банков: с 09:00 до 16:00 (кроме субботы, воскресенья и праздничных дней), обеденный перерыв: с 14:00 до 15:00
Режим работы обменных пунктов: с 08:00 до 18:00 и круглосуточно в больших гостиницах.

Лекарства для личного пользования
Существует ряд медицинских препаратов, оборот которых на территории Узбекистана запрещён или ограничен. К списку медикаментов, находящихся в ограниченном обороте, как правило, относятся успокоительные, болеутоляющие и снотворные средства (например, Темазепам, Феназепам, Валиум, Морфин и др.).

Если вам во время поездки необходимо иметь с собой медицинские препараты, находящиеся в ограниченном обороте, вам необходимо задекларировать их при въезде/выезде, а также иметь при себе врачебный рецепт на родном языке.

Недекларирование медикамента или отсутствие медицинского рецепта может повлечь за собой уголовную ответственность.

Подробный список медикаментов, запрещенных к ввозу или имеющих ограниченный оборот в Узбекистане, доступен здесь.

Примечание: Ваши привычные лекарства, которые трудно представить содержащими наркотики или психотропные вещества, могут содержать их. К примеру, в некоторых странах выпускаются Панадол и Колдфлю содержащие кодеин, а Судафед содержит псевдоэфедрин, и оба вещества подлежат декларированию.

Без представления рецепта для личного пользования разрешается ввоз и вывоз:
лекарственных средств в количестве до 10 лекарственных препаратов различного наименования и не более 5 упаковок лекарственных средств каждого из них;
изделий медицинского назначения в количестве не более 5 единиц.
При этом одна упаковка должна содержать:
для твердых (таблетки, драже, гранулы, порошки, капсулы) лекарственных форм - не более 100 единиц;
для порошков, применяемых для приготовления раствора - не более 500 г;
для гомеопатических лекарственных средств в форме гранул - не более 50 г;
для инфузионных растворов и растворов, принимаемых орально - не более 500 мл;
растворы для инъекций - не более 10 ампул или не более 10 флаконов;
для наружных лекарств - не более 200 мл или 200 г.
Лекарственные средства и изделия медицинского назначения должны быть в упаковке производителя.

При ввозе и вывозе лекарственных средств не требующих рецепта в количестве свыше, чем указано выше, туристу необходимо представить в таможенные органы документ, выданный медицинским учреждением страны проживания или пребывания, конкретному физическому лицу, с указанием наименования лекарственного средства, предназначенного для его личного пользования, его лекарственной формы и рекомендуемого количества на курс лечения.

Разрешается ввоз и вывоз психотропных веществ физическими лицами для личного пользования без представления документа, выданного медицинским учреждением страны проживания или пребывания, в количестве до 5 лекарственных препаратов различного наименования и не более двух упаковок каждого из них, в пределах курса лечения.

При пересечении таможенной границы в пунктах пропуска физические лица обязаны декларировать (пункт №6 в Таможенной Декларации) наличие у них наркотических средств и психотропных веществ, при этом для наркотических средств - представить таможенному органу документ, выданный медицинским учреждением страны проживания или пребывания физического лица, с указанием наименования лекарственного средства, его лекарственной формы и рекомендуемого количества на курс лечения.

Выезд из Узбекистана

Подготовка к выезду
Процедура отправления в аэропорту проста: Вам нужно зарегистрироваться на рейс, пройти через таможенный контроль и паспортный контроль, пройти через службу безопасности и подняться на борт самолета. Для международных рейсов путешественникам рекомендуется прибыть в аэропорт за 2-3 часа до вылета. Перед отъездом из гостиницы в аэропорт проверьте наличие следующих документов: паспорт, регистрационный бланк, предоставленный гостиницей или ОВИР, таможенная декларация при въезде, авиабилет, а также действительность визы в Узбекистан в вашем паспорте. Если срок вашей визы в Узбекистан истек до дня отъезда, в аэропорту при выезде могут применяться штрафы до 3000 долларов США. Если вам нужно продлить визу, пожалуйста, свяжитесь с Advantour заранее (минимум за 5 дней до отъезда).

Прохождение таможни
При выезде вам необходимо будет заполнить один экземпляр таможенной декларации в пункте таможенного контроля. Пожалуйста, укажите точную сумму для каждого вида перемещаемой валюты и все ценные вещи. Следует иметь в виду, что формально не допускается вывозить из Узбекистана больше наличных средств, чем было ввезено в начале вашего путешествия в Узбекистан. В случае если сумма вывозимой валюты превышает сумму ввезенной по декларации, туристам необходимо будет доказать источник денег (квитанции банкомата или любые другие банковские документы). Если источник не может быть доказан, деньги придется оставить в Узбекистане. Туристу будет предложено оставить превышающую сумму у друзей, в туристическом агентстве или же таможня имеет право конфисковать денежные средства, если их не с кем оставить. Намного проблематичнее, если вы потеряете экземпляр таможенной декларации, заполненной при въезде, в таком случае вы не сможете вывезти какие-либо наличную валюту или ценные вещи. Офицер таможни имеет право потребовать, чтобы вы показали ему наличную валюту и убедиться в точности суммы, указанной в декларации, пересчитав банкноты.

Предметы ручной работы и сувениры
На контрольно-пропускном пункте таможенник может попросить вас показать ему предметы ручной работы и сувениры, которые вы купили, чтобы убедиться, что вы не занимаетесь незаконным экспортом предметов, представляющих культурную ценность, или антиквариата. Если вы вывозите такие предметы из страны вам необходимо иметь с собой надлежащую документацию. Для других сувениров можно иметь квитанцию или сертификат от магазина, который подтверждает, что это предмет массового производства. Если у вас нет сертификата, то в аэропорту имеется дежурный эксперт из Министерства культуры Узбекистана, на которого возложена задача по проверке таких предметов. Госпошлина за экспертизу должна быть оплачена на месте. Размер пошлины зависит от характера и ценности предмета, подвергаемого экспертизе. Рекомендуется сохранить квитанции и попросить сертификаты предметов, которые могут иметь культурное значение и / или выглядеть как антиквариат:

- Предметы, имеющие культурную ценность, и сувенирная продукция из Узбекистана

- Старинные предметы (ковры, керамика, сюзане, музыкальные инструменты, картины и т.д.), которые были созданы 50 (пятьдесят) и более лет назад не разрешается вывозить из Узбекистана.

- Предметы, представляющие культурную ценность, которые были созданы в течение последних 50 (пятьдесят) лет (в том числе произведения искусства ручной работы, эксклюзивные предметы ручной работы, художественные работы, которые содержат драгоценные металлы и камни, предметы или фрагменты предметов, найденные во время археологических раскопок, старинные книги, музыкальные инструменты, а также различные виды оружия, которые имеют историческую или культурную ценность) требуют специального сертификата Министерства Культуры Узбекистана для вывоза из Узбекистана. Если вы купили какой-либо предмет, представляющий культурную ценность, пожалуйста, свяжитесь с вашим агентом в Advantour заранее.

Предметы массового производства - обычные сувениры, фабричные сюзане, ковры, изделия с вышивкой, изготовленные в течение последних 50 (пятьдесят) лет - не требуют специального сертификата. Однако чтобы доказать, что они действительно являются предметами массового производства, вы должны получить чек или справку из магазинов, где вы приобрели данные предметы. Если у таможенника возникнут сомнения о возможной культурной ценности предметов, которые вы везете, но вы не можете предоставить необходимую документацию, таможенник попросит дежурного эксперта из Министерства культуры провести экспертизу предмета. Пошлина за экспертизу должна быть оплачена на месте наличными владельцем данного предмета. Размер пошлины зависит от размера и стоимости предмета. Минимальная сумма около 25.000 узбекских сумов.

Uzbekistan Travel

Practical tips for Traveling to Uzbekistan

Preparing for your travel to Uzbekistan

To ensure that your choice of departures, tours and hotels are available, we highly recommend an early reservation, especially during the high seasons, which run from mid April through mid June and from the end of August through early November. Before traveling to Uzbekistan you can make an online reservation using our online reservation form. To give our guests good impressions from a trip to Uzbekistan we try to organize small groups, usually not more than 10 - 15 participants per guide and tour leader

How to get to Uzbekistan

The most convenient way to travel to Uzbekistan is by plane to Tashkent, the capital of the country, from the main international airports of Europe, Asia and Middle East. Tashkent is served by several international airlines. National company Uzbekistan Airways offers regular flights to London, Frankfurt am Main, Paris, Beijing, Bangkok, Delhi, Istanbul, Kuala Lumpur, New York, Seoul, and Tel Aviv. Further, in addition Uzbekistan Airways offers flights to many destinations within the CIS and Uzbekistan. Also you can get to Uzbekistan by train, this kind of trip.

Arrival

Customs Declaration Forms
Upon arrival at any international airport or land border of Uzbekistan make sure that you fill out 2 (two) copies of the Customs Declaration Form (“Entry Custom Declaration Form”) at the customs check point. The form should be printed double sided and cut along the line. Please make sure to accurately indicate all types and exact amounts of foreign currency you are carrying and declare all valuables, including expensive items such as jewelry, electronics and photo equipment. One copy of the Entry Custom Declaration Form is kept by the customs officer, and the second copy is stamped and returned to you. You are strongly advised to keep the second copy of the Entry Customs Declaration Form until departure, as it contains information about the amount of valuables and foreign currency being brought for your trip to Uzbekistan. Upon departure, travelers will be permitted to take out valuables and foreign currency up to the amount indicated in the Entry Customs Declaration Form. There is no “Green Line” at Uzbek custom check points.

Registration
All foreign nationals are required to register if they stay longer than 72 hours in Uzbekistan. If you are staying at licensed hotels, registration is done automatically when you check in (although a few budget hotels are not allowed to handle this service). Your hotel will give you a registration slip, which you should carry in your passport at all times for the duration of your trip (If you run into trouble with the authorities, they will want to see your registration slips). We do not advice to stay at private houses during your travel to Uzbekistan as you will not be able to obtain a registration at the local OVIR office and may have problems upon departure.

When leaving Uzbekistan at passport control your passport and visa validity will be checked. Sometimes the immigration officer might also request that you show registration forms from hotels or local OVIR office. So make sure to have your hotel registration slips handy (preferably clipped into your passport) when you pass through passport control.

Accommodation
Uzbekistan tourism infrastructure has been actively developing during the past few years, making the travel to Uzbekistan more comfortable. Many good hotels were built in Tashkent, Samarkand, Bukhara, Khiva  and other big cities, which comply with modern hotel standards. In addition, there are some family-run hotels and B&B hotels which offer a suitable accommodation at much lower price. Most hotel rooms are equipped with a shower, private bath, air conditioning, telephone, satellite TV with international channels like CNN, BBC, ESPN.

Cash and travelers checks
It is possible to exchange US Dollars, Euros, UK pounds and Japanese Yen into Uzbek soums at banks and exchange offices in hotels. Exchange offices and banks do not accept hard currency banknotes that are old, worn out, have handwriting on, torn, lined or wrinkled. Such banknotes are accepted only in one branch of National Bank of Uzbekistan in Tashkent for about a 10% fee. It is extremely difficult to change soums back into dollars at reasonable exchange rates, so it is advised that you spend what soums you have before leaving the country. American Express Travelers Cheques are not recommended during your trip to Uzbekistan, as they draw hefty fees and cannot be exchanged at favorable rates.

Credit Cards and ATM Machines
Credit cards are not widely accepted in Uzbekistan outside of upscale restaurants and hotels in Tashkent. Shops, restaurants and local transport prefer to be paid in Uzbek soums. Some upscale hotels in Tashkent, Samarkand and Bukhara accept Visa cards. Master cards are less frequently accepted. ATM machines are not widespread in Uzbekistan. Upscale hotels in Tashkent usually have separate ATMs for Mastercard and Visa cards that dispense US dollars, but one or both are often out of order or out of cash. A few banks in Tashkent across the country have ATMs that accept Visa or Mastercard as well, although they are subject to the same uncertainties. Always have a backup plan. A more reliable way to get dollars is to go to a local bank and get a cash advance on your credit card. A few banks accept Visa cards (UzKDB Bank, National Bank of Uzbekistan, RBS Bank), while only Asaka Bank can perform Mastercard cash advances. Banks charge 2 to 4% of the amount being withdrawn for this service.

Bank working hours: from 09:00 till 16:00, lunch break from 14:00 to 15:00
Closed on Saturdays, Sundays and holidays.
Exchange offices working hours: from 08:00 till 18:00 and 24 hours in big hotels.

Personal medication
There are medications circulation of which on the territory of Uzbekistan is prohibited or limited. Generally, the limited circulation medications list consists of sedative, tranquilizing, and pain relieving drugs (for example, Temazepam, Valium, Xanax, Morphine, Codeine, Librium/Novopoxide, Halcion, ProSom, Xanax, Ativan).

If you intend to bring medications to Uzbekistan which is in limited circulation in Uzbekistan, you must declare them on arrival and departure from Uzbekistan in customs declaration form and bring the doctor prescription in your native language.

Not declaring the medication containing narcotic and psychotropic substances or absence of doctor’s prescription may be subject to criminal charges.

An extended list of medications circulation of which is prohibited or limited on the territory of Uzbekistan is available here.
Note: Your regular medications, which you would never think, may contain narcotic or psychotropic substances, for example in some countries Panadol and Cold & Flu contains Codeine, or Sudafed contains Pseudoephedrine, both need declaration.

It is allowed to import and export the following medicaments without doctor’s prescription for personal use in the amount of 10 medicaments of different names and no more than 5 packs of each; medical devices in the amount of no more than 5 units.
Each pack should contain:
For solid finished dosage forms (pills, dragees, granules, powder, capsules) – no more than 100 units;
For powders used in preparation of solutions – no more than 500gr;
For homeopathic medicaments in the form of granules - no more than 50gr;
For infusion solutions and solutions for oral intake – no more than 500ml;
Solutions for injections – no more than 10 ampules or no more than 10 vials;
For externally used medicines - no more than 200 ml or 200gr.
Medicines should be in the original container of the producer.
If the amount of importing and exporting medicaments exceeds above stated numbers, tourists are required to provide a document to the customs office issued by a medical institute of the country of residence. The document should indicate the list of medicaments intended for his/her personal usage, dosage forms and recommended amount for the course of treatment.

It is allowed to import / export five different (names of) psychotropic drugs, maximum 2 packs of each for personal use without a prescription.
While passing customs at the border checkpoints, individuals are required to declare (Point No.6 of Customs Declaration) drugs and psychotropic substances, and provide the document issued by a medical institution of the country of residence with indication of the medical preparation, its medical forms and recommended quantity for the course of treatment.

Departure from Uzbekistan

Preparing for departure
The departure procedure at the airport is straightforward: Check in for the flight, go through customs (please see Customs Declaration Forms instructions for departure) and passport control, pass through security and board the plane. For international flights travelers are advised to arrive at the airport 2 ½ to 3 hours before their departure time. Before leaving the hotel for the airport please check the following documents: passport, registration forms provided by hotels or OVIR (the police branch that handles visas and registrations - see "Registration", below), Entry Customs Declaration Form, air-ticket and validity of Uzbekistan visa in your passport. If your Uzbekistan visa expired before your day of departure, the penalty at the airport at departure applied might be up to US$ 3,000. If you need to extend your visa please contact Advantour in advance (at least 5 days before your departure).

Departure
Upon departure at the customs checkpoint you will be requested to fill out 1 copy of the Customs Declaration Form. Please make sure to indicate the all types and exact amounts of foreign currency you are carrying and declare all valuables. Remember, you are allowed to take out valuables and foreign currency up to the amount indicated in the Entry Customs Declaration Form, filled out upon arrival. In case if traveler has more cash than it was declared upon arrival, travelers will have to prove the source of the money (ATM receipt or any other bank documents). When source cannot be proved, money will have to stay in Uzbekistan, traveler will be requested to leave the exceeding amount with friends, travel agency, or even can be confiscated if there is no one to leave the money with. It gets more complicated if you lose the Entry Custom Declaration Form, you may not be able to take out any amount cash or valuables. At customs you may be requested to show declared valuables and recount foreign currency indicated in Customs Declaration Form.

Handicrafts and souvenirs
At the customs checkpoint the customs officer might request to see any handicrafts and souvenir items you have bought in order to ensure you are not illegally exporting items of cultural value or antiques. If you are bringing such items out of the country be sure to have proper documentation. For other souvenirs, it's a good idea to have a receipt or certificate from the shop that states that the item is mass-produced. If you don't have a certificate, there is an expert from the Ministry of Culture of Uzbekistan on duty at the airport who is tasked with inspecting suspected items. An "inspection fee" must be paid on site; the amount of the fee depends on the nature and value of item being inspected. When making purchases during your travel in Uzbekistan it is advised to keep receipts and request certificates of items that may have cultural value and/or look like antique. Items that have cultural value and souvenirs out of Uzbekistan:

- Antique items (carpets, ceramics, suzanis, musical instruments, paintings, etc) that were created 50 (fifty) or more years ago are not allowed to be taken out of Uzbekistan.

- Items of cultural value that were made within the last 50 (fifty) years (including fully handmade artwork, exclusive handicrafts, artwork that contains precious metals and stones, items or fragments of items found during archeological excavations, ancient books, musical instruments, and various kinds of weapons that have historical or cultural value) require a special certificate from the Ministry of Culture of Uzbekistan in order to be taken out of Uzbekistan. If you have bought any items of cultural value, please contact your agent at Advantour in advance.

Mass-produced items - ordinary souvenirs, machine-made suzanis, carpets, embroidery products made within last 50 (fifty) years - require no special certificate. However, to prove that such items are indeed mass-produced you should get a receipt or certificate stating such from the shop where you purchased the item. If a customs officer has doubts about whether or not items you are carrying have cultural value, and you cannot produce the necessary documentation, he or she will ask the expert from the Ministry of Culture on duty at the expert to inspect the item. The inspection fee must be paid on-the-spot in cash by the owner of the item in question. The amount of the fee depends on size and value of the item. The minimum fee starts from about 25,000 Uzbek Soum.