Мясные блюда в азербайджанской кухне

Мясные вторые блюда

Мясные блюда - тефтели по-азербайджанскиВо-первых, это конечно же различные шашлыки: шашлык-бастурма, шашлык из филе, шашлык любительский, шашлык из печени и почек и т.д.

Из рубленого мяса готовят люля-кебаб, тава-кебаб, шам-кебаб, и др.

Из вторых мучных блюд широко распространены хашил, хингал с мясом, сюзма хингал, ярпаг хингал, кутабы (с мясом, тыквой, с зеленью), чюдю и др.

Много вторых блюд готовится из рыбы: шашлык из осетрины, кутум по-азербайджански, кюкю из кутума, балыг чыхыртма, рыба фаршированная, отварная, жареная, тушеная, балыг-плов, плов с севрюгой.

Ко вторым блюдам относятся различные виды азербайджанского плова. А также блюда из муки.

Мясные блюда - шашлык Мясные блюда - шашлык Мясные блюда - шашлык

Люля-кебаб

Фарш из баранины заправляют специями и ставят на 20-30 минут в холодильник. Из фарша формуют люля в виде сарделек и нанизывают на шампур. Жарят люля-кебаб в мангале над раскаленными углями (без пламени). Готовый люля-кебаб заворачивают в лаваш, гарнируют луком, зеленью.

Коурма

Баранина на косточках, тушеная в настое шафрана с луком, помидорами и специями.

Чыхыртма

Баранину жарят и тушат с добавлением бульона, настоя шафрана и соли. На сковородке жарят лук репчатый, кладут кусочки баранины, добавляют лимонную кислоту, заливают взбитыми яйцами и доводят до готовности. При подаче чыхыртму гарнируют кружочками помидора, сверху посыпают мелко-рубленной зеленью-кинзой и укропом, отдельно подают мацони (простоквашу, кефир).

Ава-эти

Баранину режут на кусочки, солят, перчат и обжаривают на сковороде, добавляют немного бульона, пассерованный лук и тушат до готовности. Отдельно картофель, баклажаны, тыкву, обжаривают и добавляют к баранине. Гарнируют блюдо помидорами и огурцами.

Риза-кюфта

Фарш из баранины разделывают в виде шариков, обжаривают их в масле. В пассерованный лук добавляют томат пюре, разбавляют бульоном, кладут уксус, сахар, перец и готовят соус. Обжаренные мясные шарики-кюфта заливают соусом и тушат 5-10 мин. При подаче посыпают зеленью.

Мясные блюда - долма Мясные блюда - долма Мясные блюда - кутабы

Арзуман-кюфта

Из бараньего фарша «лепят» большую кюфту, в ней делают углубления, вкладывают кусок холодного масла или по одному яйцу, сваренному вкрутую, и вновь придают кюфте прежнюю круглую форму. Закладывают кюфту в кастрюлю, добавляют бульон и варят на слабом огне до готовности. При подаче кюфту посыпают зеленью.

Гыйма-чыхыртма

Из мякоти баранины с луком готовят фарш, добавляют соль, перец, настой шафрана и жарят в масле. После этого заливают взбитыми яйцами и выпекают в духовом шкафу. При подаче сверху посыпают зеленью.

Собза коурма

Мякоть баранины перчат, солят и обжаривают. Затем добавляют пассерованный лук, настой шафрана, лимонную кислоту и тушат. За 5 мин. до готовности кладут мелко рубленную зелень. При подаче подают мацони (простокваша, кефир).

Долма

Долма – уникальное блюдо. Многие называют его «голубцы». Только столь большого разнообразия так называемых «голубцов» только в азербайджанской кухне насчитывается более двадцати разновидностей. Долмы известно около 30 видов.

Ярпаг долмасы (из виноградных листьев)

Мякоть баранины и репчатый лук пропускают через мясорубку. В фарш добавляют рис, зелень, соль, перец, специи, корицу, мелко нарезанные каштаны, помидоры. Свежие виноградные листья ошпаривают кипятком. Фарш тщательно перемешивают и заворачивают в листья. Складывают долму в кастрюлю с толстым дном, заливают водой до половины и тушат в течении часа до готовности. При подаче отдельно подают мацони.

По такой же технологии азербайджанцы готовят кялям долмасы (долма из капусты), баклажан долмасы (из баклажанов), бибяр долмасы (из перца), соган долмасы (из лука), а также из айвы, яблок и помидоров.

Meat Dishes of Azerbaijani Cuisine

Main Courses made from meat

Main courses made from meat - kyuftaThe most notorious of course are various shish kebabs (shashlyks): a shish kebab- basturma , shish kebab from a fillet, custom-made shish kebab, shish kebab from liver and kidneys etc.

Chopped meat is used for lyula-kebab, tava-kebab, sham-kebab etc. Among farinaceous dishes widely spread are khashil, khingal with meat, syuzma khingal, yarpag khingal, kutaby (with meat, pumpkin, greens), chyudyu etc.

Many main courses are cooked from fish: shish kebab from sturgeon, Azarbaijani kutum, kyukyu from kutum, balyg chykhyrtma, stuffed, boiled, fried, stewed fish, balyg-pilau, pilau with sturgeon.
Azerbaijani pilau is also a popular kind of main course as well as. And also dishes from flour.

Main courses made from meat - shish-kebab Main courses made from meat - shish-kebab Main courses made from meat - shish-kebab

Lyula-kabab

Minced mutton is spiced and left for 20-30 minutes in a refrigerator. The meat is then sausage-shaped and set on skewers to roast it above heated coals (without flames). Ready lyula-kebab is wrapped in pita bread and served with onions, greens.

Kourma

Mutton on bones stewed saffron tincture with onions, tomatoes and spices.

Chykhyrtma

Mutton is fried and stewed with some broth, s affron tincture and salt. On a frying pan they fry onions, pieces of mutton, add citric acid, pour whipped up eggs and wait till ready. When serving chychyrtma is garnished with tomato slices and seasoned with finely-chopped greens-coriander and fennel. Separately served is matsoni (curdled milk, kefir).

Ava – eti

Mutton is cut into pieces, salted, peppered and fried on a frying pan. Then they add a little broth, browned onion and stew until ready. Potatoes, eggplants, pumpkin are fried separately and added to the mutton. The dish is garnished with tomatoes and cucumbers.

Riza – kyufta

Minced mutton is made into balls and fried in oil. To the browned onion they add tomato paste, dilute it with some broth, put vinegar, sugar, pepper and make sauce. Pour the sauce over the fried meat balls-kyufta and stew for 5-10 minutes When the dish is served it is sprinkled with greens.

Meat Dishes - Dolma Meat Dishes - Dolma Meat Dishes - Kutabs

Arzuman – kyufta

First large kyufta (meatballs) is made from minced mutton. Then take a piece of cold butter or one egg, insert them inside kyufta and restore the ball shape. Place it into a saucepan, add some broth and cook on moderate fire until ready. When served kyufta is sprinkled with greens.

Gyima - chykhyrtma

Take mutton flesh and mince it with salt, pepper, saffron tincture and fry in oil. After that pour in whipped up eggs and bake in the oven. When served sprinkle with greens.

Sobza kourma

Take mutton flesh, add pepper, salt and fry. Then add browned onion, saffron tincture, citric acid and stew. 5 minutes before readiness add finely chopped greens. Served with matsoni (curdled milk, kefir).

Dolma

Dolma is a unique dish. Many people call it “stuffed cabbage”. Azerbaijani cuisine offers about 20 varieties of them. As for dolma there are more than 30 types of this dish.

Yarpag dolmasy (from grape leaves)

Mince mutton flesh and onions. Add rice, greens, salt, pepper, spices, cinnamon, chopped chestnuts, tomatoes. Scald fresh grape leaves with boiled water. The minced mixture is to be stirred until uniform and wrap in leaves. Dolma is then put into a saucepan with a thick bottom, and stewed in water (half full saucepan) for an hour. Served with matsoni.

The same techniques are used for cooking kyalyam dolmasy ( dolma from cabbage), eggplant dolmasy (from eggplants), bibyar dolmasy (from pepper), sogan dolmasy (from onion) as well as from quinces, apples and tomatoes.