Музей космодрома Байконур

Летопись космической эпохи

Все, кто приезжает на космодром Байконур, ставят целью увидеть запуск ракеты. При этом, не все знают, что на территории космодрома располагается музей космодрома с роскошной коллекцией экспонатов, фотографий, настоящих элементов ракет – двигатели, обшивки, навигационные приборы, и многое другое. Он находится в центральной части космодрома, и состоит из трех частей: просторное двухэтажное здание, экспозиция под открытым небом слева, и два исторических домика справа, где жили главный ракетостроитель СССР - С.П. Королев и первый космонавт мира - Ю.А. Гагарин.

Музей космодрома Байконур позволит вам получить глубокие познания в области ракетостроения, истории развития космических технологий, процесса освоения космоса, и по-настоящему прикоснуться к предметам, побывавшим в космосе. Экспозиция на открытом воздухе поразит вас габаритами выставленных ракетных двигателей, и здесь же можно подняться на борт космического челнока «Буран», причем даже посидеть на месте пилота. А посетив домики Королева и Гагарина, вы увидите в каких простых и незамысловатых условиях жили и работали люди на заре космической эры.

Музей космодрома Байконур
Музей космодрома Байконур
Музей космодрома Байконур

История музея берет начало с Дома Офицеров, где будущие космонавты, военные и ракетостроители проводили досуг – здесь проходили творческие вечера, кинопоказы, и другие культурные мероприятия. Неудивительно, что через некоторое время здесь появился уголок с различными экспонатами, памятными фотографиями, и произведениями искусства, созданными космонавтами. Постепенно уголок занял целую комнату, потом больше, и в один момент преобразовался в настоящий музей космонавтики.

Музей космодрома Байконур
Музей космодрома Байконур
Музей космодрома Байконур

Полноценная экскурсия по зданию музея может занять более 5 часов, а то и больше. Начинается она с зала, посвященного зарождению космонавтики, как науки. Экспозиция зала посвящена основателю теоретической космонавтики – Константину Эдуардовичу Циолковскому, который еще в 1903 году опубликовал работу «Исследование мировых пространств реактивными приборами», где обосновал возможность полета в космос с помощью ракеты с реактивным двигателем.

Музей космодрома Байконур
Музей космодрома Байконур
Музей космодрома Байконур

Далее, экскурсия последовательно переходит ко второй известной личности в истории космонавтики – Сергею Павловичу Королёву. В этом зале можно увидеть фотографии, документы и чертежи Королева, но наибольший интерес вызывают макеты разработанных им реактивных двигателей. Следующий зал посвящен первому этапу полетов в космос: здесь можно узнать детали запуска первого искусственного спутника Земли, посмотреть на макет капсулы для животных, отправленных в космос, и конечно же увидеть большое количество экспонатов, связанных с первым полетом человека в космос.

Музей космодрома Байконур
Музей космодрома Байконур
Музей космодрома Байконур

Также, музей космодрома Байконур включает зал о жизни космонавтов в невесомости, и его экспозиция может считаться одной из наиболее интересных. Здесь можно увидеть различные модели скафандров, шлемов и другого снаряжения, которое используют космонавты. Отдельный стенд посвящен космической еде, которая может быть не только в тюбиках, но также и в виде консервных банок и вакуумных пакетов. Но особое место в зале занимает макет спускаемого аппарата корабля «Союз», на котором космонавты возвращались на Землю.

Музей космодрома Байконур
Музей космодрома Байконур
Музей космодрома Байконур

Последним и самым большим залом в музее является обобщенная экспозиция - посвященная людям, работавшим в области ракетостроения. Здесь можно увидеть самые разные экспонаты: медали, ордена и мундиры космонавтов; различные приборы и реактивные двигатели, созданные различными конструкторскими бюро, занятыми в создании ракет; миниатюрные макеты ракет и спутников; а также многочисленные фотографии и копии исторических документов.

Музей космодрома Байконур
Музей космодрома Байконур
Музей космодрома Байконур

Экспозиция под открытым небом, расположенная слева от здания музея космодрома Байконур, не столь обширна, но привлекает не меньше внимания, а центральное место здесь занимает космический корабль «Буран». Вначале можно увидеть полноразмерный макет космического корабля «Союз», затем корабль «Буран», вокруг которого расположены макеты ракетного двигателя, стартового стола, радиолокационные антенны, а также специализированная автомобильная техника, которая когда-то использовалась на космодроме. Космический челнок «Буран» можно осмотреть не только снаружи, но и внутри: поднявшись по лестнице, вы попадете в грузовой отсек, где есть своя мини-экспозиция, а если пролезть через круглый шлюз в носовую часть, и подняться по лестнице в кабину пилотов, то можно сесть за штурвал космического корабля!

Музей космодрома Байконур
Музей космодрома Байконур
Музей космодрома Байконур

Последней и самой старинной частью музея являются домики Королёва и Гагарина, расположенные в 200 метрах от центрального здания. В небольших кирпичных домиках всё сохранилось так же, как было в 1960-х годах. Здесь можно увидеть, что главный конструктор ракет в СССР и первый космонавт мира жили в довольно простых условиях. Примечательно то, что Королев прожил в своем доме на Байконуре несколько лет, а Гагарин в соседнем домике провел лишь несколько дней, в ходе подготовки перед полетом.

Если вы хотите всего за несколько часов узнать, как можно больше об истории космонавтики, ракетостроении, выживании в космосе и даже почувствовать себя пилотом космического корабля, то настоятельно рекомендуем посетить музей космодрома Байконур. Этот музей не затмит впечатления от запуска ракеты, но станет одним из лучших воспоминаний о поездке на Байконур!

Baikonur Cosmodrome Museum

Space Age Chronicles

Baikonur Cosmodrome Museum is the next major attraction after missile launches. The museum is located on the territory of the cosmodrome and calls with a stunning collection of exhibits, photos and real missile spares - engines, paneling, navigation parts and many more. You will find the museum in the central part of the space center and it consists of three parts: spacious two-storey building, open-air exposition on the left hand, and on the right hand side two historical houses, where Sergey Korolev, the main missile developer of the USSR, and Yuriy Gagarin, the first cosmonaut of the world, used to live.

Baikonur Cosmodrome Museum will give you in depth insight into missile construction, history of space technologies development, how the space was explored and you will touch the items that had been to the space. The open-air exposition will fascinate you with the sizes of exhibited missile engines, and there you can go up to the board of the space shuttle “Buran” and even try the seat of the pilot. Visiting the houses of Koroloev and Gagarin, you will witness how simply people used to live and work at the dawn of the Space Age.

Baikonur Cosmodrome Museum
Baikonur Cosmodrome Museum
Baikonur Cosmodrome Museum

The history of the museum started with the House of Officers where future cosmonauts, military people and missile developers were spending their free time arranging art evenings, cinema shows and other cultural events. Sometime later, they created a corner with different exhibits, memorable photos and handcrafts of cosmonauts. Gradually, this corner took the entire room, then more, and finally transformed into a real museum of cosmonautics.

Baikonur Cosmodrome Museum
Baikonur Cosmodrome Museum
Baikonur Cosmodrome Museum

Full excursion may take over 5 hours or even longer. It starts with the hall dedicated to the development of cosmonautics as a science. Exposition of the hall is devoted to Konstantin Eduardovich Tsiolkovskiy, the founder of the theoretical cosmonautics, who in 1903 published the work titled “Exploration of Outer Space by Means of Rocket Devices”, proving an opportunity of a flight to space with the help of a missile with a jet engine.

Baikonur Cosmodrome Museum
Baikonur Cosmodrome Museum
Baikonur Cosmodrome Museum

Further, the excursion continues to the second famous figure in the history of cosmonautics – Sergey Pavlovich Korolev. In this hall, you can see photos, documents and sketches of Korolev, the most involving among them are the models of jet engines he developed. The next hall is dedicated to the first stage of space flights. There you can learn how the first artificial Earth satellite was launched, see the model of capsule for animals sent to the space and many more of exhibits related to the first manned space launch.

Baikonur Cosmodrome Museum
Baikonur Cosmodrome Museum
Baikonur Cosmodrome Museum

Baikonur Cosmodrome Museum also has a hall dedicated to zero gravity life of cosmonauts in the space. It is one of the most interesting expositions where you will see various models of spacesuits, helmets and other equipment used by cosmonauts. Another stand is about food that may be not only in tubes as perceived, but also in cans and vacuum bags. The special place is given to the model of the landing space ship “Soyuz” that delivered the cosmonauts back to Earth.

Baikonur Cosmodrome Museum
Baikonur Cosmodrome Museum
Baikonur Cosmodrome Museum

The last and the largest hall of the museum is a generalized exposition dedicated to people who had worked in various fields of missile construction. It has completely different exhibits such as medals, orders and uniforms of cosmonauts; tools and rocket engines, created by different construction bureaus; miniature rockets and satellites; numerous photos and copies of historical documents.

Baikonur Cosmodrome Museum
Baikonur Cosmodrome Museum
Baikonur Cosmodrome Museum

Open-air exposition located on the left side of the Baikonur Cosmodrome Museum is not big, but attracts no less attention with the space ship “Buran” taking the central place. First, you can see a full-size model of the space ship “Soyuz”, then shuttle “Buran” with samples of rocket engine placed around, launch table, radiolocation antenna as well as specialized automobile technology that was once used at the cosmodrome. You can explore inside of space shuttle “Buran”; you will find a cargo department with a mini-exposition upstairs; continue through the round gateway to the front part and go up the stairs to the cabin of pilots to take the control of the space ship.

Baikonur Cosmodrome Museum
Baikonur Cosmodrome Museum
Baikonur Cosmodrome Museum

The last and the oldest part of the museum are the houses of Korolev and Gagarin located 200 m from the central building. The small brick houses have been preserved the way they were in the 1960’s. There you will see that the main missile designer of the USSR and the first cosmonaut of the world used to live in rather simple conditions. It is to note that Korolev lived in his house in Baikonur for several years, and Gagarin – only few days during the preparation before the flight.

If you wish to learn as much as possible about the history of space exploration, missile construction, survival in the space and even feel like a pilot of the space ship, then we highly recommend you to visit the Baikonur Cosmodrome Museum.