Дманиси, Грузия

Обзор Дманиси

Дманиси – деревня с населением 2700 человек, расположенная в 90 км от Тбилиси, в южном регионе Грузии – Квемо Картли. Это, пожалуй, самый известный памятник археологии Грузии.

Дманиси расположен недалеко от слияния рек Машавера и Пинесаури. Он был заселен с раннего бронзового века и позже стал важным пунктом на маршруте Шелкового пути. Первоначальным названием города было Башкечит, что с азербайджанского языка переводится как «главный путь». Позже, во времена владычества Арабского Эмирата, Дманиси был переименован в Даманус, и служил торговым узлом.

Некогда процветающий средневековый торговый центр, после множества вторжений и разрушений от нашествия арабов, турок-сельджуков, монголов и тюрков, Дманиси испытал экономические падение, что привело к его застою в начале XVIII века.

В XX веке в окрестностях Дманиси были обнаружены останки гоминид. Во время дальнейших раскопок были обнаружены беспрецедентные окаменелости, которые имели возраст более 1,8 миллиона лет.
Из-за интереса к археологическим находкам, теперь Дманиси привлекает туристов круглый год. Не меньший интерес вызывают раскопки на месте древних укреплений Дманиси, а также одноименная церковь Дманиси Сиони VII века.

Достопримечательности Дманиси

Ископаемые гоминиды в Дманиси были обнаружены в 1991 году среди руин средневековой крепости. Находки эпохи Бронзового века и средневековые артефакты были обнаружены в начале 1930-х годов. Дальнейшие исследования в 1960-х годах открыли миру доисторических животных и человеческие останки. С открытием каменных орудий в 1984 году интерес к Дманиси увеличился.

С 1991 по 2005 год грузинский антрополог Давид Лордкипанидзе провел раскопки и обнаружил останки гоминид возрастом 1,8 млн лет, которые первоначально были классифицированы как Homo georgicus, но с тех пор были выделены как Homo erectus georgicus. Окаменелости указывают на расхождение Homo erectus от его предка Australopithecus. Эти человеческие останки считаются самыми древними среди обнаруженных за пределами Африки, что свидетельствует о ранее необозначенной модели миграции для Homo erectus.

Участок, где проводились раскопки, теперь представляет собой туристический музей под открытым небом, который доступен для публики с марта по ноябрь. В музее представлена выставка окаменелых скелетов, а также некоторые образцы весьма противоречивой коллекции черепов, недавно обнаруженных здесь, в Дманиси. Многие из окаменелостей временно выставляются в музеях по всему миру. Постоянную выставку можно посмотреть в музее Симона Джанашии на проспекте Руставели в Тбилиси.

Замок Дманиси был когда-то частью грузинской средневековой крепости. Его руины открыты для осмотра круглый год.

Всего в нескольких метрах от замка расположена церковь Дманиси Сиони, открытая для туристов и православных верующих. Церковь была построена в VI веке н.э. и изобилует фресками почитаемых грузинских святых.

Как добрать в Дманиси

Лучший способ посетить Дманиси – на машине. Поездка занимает примерно 1 час 15 минут из Тбилиси. Также, есть маршрутки, которые отправляются из Тбилиси в Дманиси один раз в день, со станции Дидубе.

Dmanisi, Georgia

Overview

Dmanisi is a village with a population 2700 in the southern region of Georgia known as Kvemo Kartli, approximately 90 km south of Tbilisi. It is perhaps Georgia’s most well known archaeological site. 

Dmanisi is located near the convergence of the Mashavera and Pinesaouri Rivers. It has been inhabited since the Early Bronze Age and was later an important stop on the Silk Road.The original name of the town was Bashkechit which is Azeri for “main route”. Later, Dmanisi was renamed after the Arab Emirate Damanus for which it served as the commercial center.

Though once a thriving medieval trade center, a tumultuous series of invasion and occupation by Arabs, Seljuk Turks, Mongols and Turkomans left Dmanisi in a thwarted state of commercial stagnation by the 1700s. 

In the 20th century, hominid remains were discovered in the outlying area. Further excavation unearthed then unprecedented fossil findings which date to 1.8 million years ago.

A flurry of archaeological interest in Dmanisi now attracts tourists year round. The excavated remains of Dmanisi’s original fortification and the 7th century Church of Dmanisi Sioni are popular draws as well.

Dmanisi Attractions

The hominid fossils at Dmanisi were originally discovered amidst the ruins of a medieval fortress. Bronze Age and medieval artifacts were unearthed as early is the 1930s. Further studies in the 1960s revealed a wealth of prehistoric animal and human remains. With the discovery of stone tools in 1984, interest in Dmanisi increased.

From 1991 to 2005, Georgian anthropologist Dr. David Lordkipanidze conducted further excavation and discovered 1.8 million year old hominid remains which were initially classified as Homo georgicus but have since been reclassified as Homo erectus georgicus. The fossils indicate the divergence of Homo-erectus from its Australopithecus ancestor. These human remains are widely considered to be oldest found outside Africa, suggesting a previously uncharted migration model for Homo-erectus. 

The excavation site is now a tourist friendly open-air museum which is open to the public from March until November. The museum features an exhibition of skeletal fossils as well some specimens of the now highly controversial collection of skulls recently discovered here at Dmanisi. Many of the fossils are exhibited temporarily worldwide. The permanent exhibition can be viewed at Simon Janashia Museum on Rustaveli Street on Tbilisi.

Dmanisi Castle was once part of a Georgian medieval fortress. The ruins are open for exploration all year.

Just a few meters away, Dmanisi Sioni Church is open to tourists and Orthodox Christian worshipers. The church was constructed in the 6th century CE and is replete with painted frescoes of beloved Georgian saints. 

Getting There

The best way to visit Dmanisi is by car. The drive takes approximately 1 hour and 15 minutes from Tbilisi. Marshrutkas leave Tbilisi for Dmanisi once per day from Didube Station.