История Байконура

Главные события космодрома – от создания до наших дней

История Байконура – это более полувека развития советской, а потом и российской космонавтики, которая знала победы и поражения, триумф и забвение. Сегодня Байконур продолжает жить, ежегодно совершаются десятки запусков ракет в космос, а его история пополняется новыми значимыми событиями. Начиная с середины 1950-х годов, с Байконура было запущено более 1500 космических аппаратов и более 100 баллистических ракет. Именно из-за потребности военных в межконтинентальной баллистической ракете для доставки ядерного оружия к потенциальному врагу началась история Байконура. Но к счастью, сегодня этот легендарный космодром служит исключительно мирным целям.

1950-е

Датой зарождения космонавтики в СССР можно считать 13 мая 1946 года, когда Сталин подписал постановление о создании ракетной отрасли науки и промышленности. Но зарождение Байконура произошло в мае 1954 года, когда правительство СССР приняло постановление о создании межконтинентальной баллистической ракеты, где помимо разработки самой ракеты, был пункт о создании полигона для испытаний. После многочисленных исследований и соблюдения необходимых условий, таких как наличие железной дороги, большого запаса воды, и малонаселенности района, была выбрана степная область на берегу реки Сыр-дарья, вблизи поселка Тюра-Там.

История Байконура
История Байконура
История Байконура

12 января 1955 года совершил высадку первый отряд строителей и военных для начала строительства полигона и поселения. Сначала был построен палаточный городок и начата разработка плана будущего полигона. 20 июля 1955 года началось строительство первой стартовой площадки. При этом планировалось, что с нее будет совершено всего несколько запусков, но конструкция получилась настолько прочной и удобной, что она используется до сих пор – сегодня она известна как Площадка №1 или «Гагаринский старт», и с нее было запущено уже более 600 ракет.

1957 год стал началом космической эры человечества. Строительство полигона было закончено, и 15 мая был совершен первый запуск ракеты, но он оказался неудачным. 12 июля вторая попытка запуска также провалилась. И только с третьей попытки, 21 августа был совершен успешный запуск межконтинентальной баллистической ракеты под названием Р-7. Но дверь в космос была открыта только 4 октября 1957 года, когда с Байконура был запущен первый искусственный спутник Земли, который 3 месяца летал на орбите планеты и передавал простой радиосигнал «Бип! Бип!». А всего через месяц, 3 ноября был отправлен второй спутник с первым живым существом – собакой Лайкой.

История Байконура
История Байконура
История Байконура

В то же время, развивалось поселение для обслуживания космодрома, где жили строители, ученые и военные. На месте палаточного лагеря быстро стали появляться сначала глиняные домики, а затем и большие деревянные дома. И уже в январе 1958 года образовался поселок, который получил название Ленинский.

1960-е

Начало космической эры не обошлось и без трагических событий. 24 октября 1960 года на космодроме Байконур проводились испытания новой ракеты Р-16, и в ходе подготовки к запуску произошло несанкционированное включение двигателей, что привело к взрыву топлива. Тогда погибло 76 человек, среди которых были рабочие, военные и ракетостроители. А через три года, в тот же день, 24 октября 1963 года произошла еще одна катастрофа: из-за испарения компонентов топлива и короткого замыкания произошел пожар, унесший жизни 8 человек. С тех пор, 24 октября считается «черным днем» в космонавтике: в этот день не проводят запуски ракет, и принято вспоминать всех, кто погиб при освоении космоса.

Однако в те времена произошло и очень радостное событие - 12 апреля 1961 года состоялся первый полет человека в космос. Им стал Юрий Алексеевич Гагарин, памятник которому установлен во многих странах мира. Интересно, что в момент старта ракеты по уставу Гагарин должен был сказать: «Экипаж, взлетаю», но вместо этого бодро провозгласил «Поехали!», и теперь эту фразу произносят все космонавты.

История Байконура
История Байконура
История Байконура

После второго ошеломительного успеха, следующим этапом в освоении космоса стала программа полета на Луну. 3 августа 1964 года в СССР была утверждена лунная программа, и на Байконуре началось строительство стартовой площадки для сверхтяжелой ракеты Н-1. В то же время США, уступившие первые шаги в космической гонке, решили превзойти СССР, и им это удалось - 20 июля 1969 года команда космического корабля Апполон-11 высадилась на Луне. Испытания на Байконуре не увенчались успехом, и в связи с «космическими» расходами на разработку сверхтяжелой ракеты для полета на Луну, советская лунная программа была практически прекращена.

Однако, благодаря развитию космонавтики, большое развитие получил и поселок Ленинский: здесь стали возводиться 4-этажные многоквартирные дома, развивалась инфраструктура. В 1969 году поселок получил статус города и был переименован в Ленинск.

1970-е

Проиграв лунную гонку, СССР продолжало освоение космоса. В 1970-е годы с космодрома Байконур было отправлено несколько луноходов на Луну, были отправлены исследовательские аппараты на Венеру и Марс. Но более важным событием стал запуск с Байконура ракеты-носителя «Протон-К», который 19 апреля 1971 года вывел на орбиту Земли первую в мире пилотируемую орбитальную станцию «Салют», принявшую две экспедиции космонавтов, и проработавшую на орбите Земли более полугода. А чуть позже, в 1975 году с космодрома Байконур был запущен космический корабль «Союз-19», который вскоре состыковался с американским кораблем «Апполон», ознаменовав тем самым новую эпоху в освоении космоса – мирное сотрудничество космических держав. В общем, это десятилетие ознаменовалось постепенным развитием космонавтики.

1980-е

Байконур продолжал свою деятельность в обычном режиме, разрабатывались модификации существующих ракет, совершались запуски околоземных спутников, орбитальных станций, и межпланетных космических аппаратов. Однако в 1981 году США начали использовать новый тип кораблей для доставки грузов и людей на орбиту – космический челнок «Шатл». Разведка СССР еще в 1975 году узнала о разработке нового корабля, и вновь началась космическая гонка. Но российским ракетостроителям удалось создать рабочую версию подобного корабля слишком поздно, к тому же, проект оказался слишком дорогим. Космический челнок под названием «Буран» совершил свой единственный полет 15 ноября 1988 года, и программа была закрыта. С другой стороны, благодаря этому город Байконур получил новый толчок к развитию, были построены новые кварталы, расширилась инфраструктура, а на самом космодроме для посадки «Бурана» был построен огромный аэродром, который сегодня принимает самолеты любого класса и служит для быстрой доставки габаритных деталей, спутников и другого оборудования.

История Байконура
История Байконура
История Байконура

Другой важной составляющей этой эпохи стало строительство долговременной орбитальной станции «Мир», которая впоследствии станет первой международной космической станцией, на которой побывали космонавты из США, Японии, Евросоюза и других стран. Датой рождения этого уникального проекта стало 20 февраля 1986 года, когда с космодрома Байконур на ракете-носителе «Протон-К» был доставлен на орбиту базовый модуль станции «Мир». Впоследствии к нему были пристыковали еще 6 жилых и научных модулей, и вместо запланированных 5 лет эксплуатации, станция «Мир» проработала на орбите Земли 15 лет, заложив основу для создания Международной Космической Станции (МКС).

1990-е

Последнее десятилетие XX века стало для Байконура настоящим испытанием – после распада СССР город и космодром перешли к Казахстану, а вся ракетостроительная промышленность осталась в России. В этот кризисный период резко сократилось количество космических запусков, которые продолжала осуществлять Россия. Будущее космодрома оказалось под вопросом. Вместе с этим, из-за юридических сложностей определения статуса космодрома, смены администрации в городе и ухудшения уровня жизни, многие специалисты начали уезжать из Байконура, из-за чего население города сократилось вдвое.

В 1994 году Россия и Казахстан пришли к соглашению о Байконуре: город и космодром, составляющие комплекс «Байконур», были переданы в аренду России. В 1995 году город Ленинск был переименован в Байконур. Жизнь в городе начала возрождаться, и в то же время происходила поэтапная передача объектов космодрома из ведения министерства обороны России в управление гражданского предприятия Роскосмос. Таким образом, Байконур благополучно пережил кризис, постепенно возродился и даже начал новый этап развития.

Важнейшей вехой этого периода стал запуск с Байконура ракеты-носителя «Протон-К» с функционально-грузовым блоком «Заря». Запуск состоялся 20 ноября 1998 года, и считается днем рождения МКС, так как «Заря» была первым модулем будущей орбитальной станции. Таким образом, Байконур, создававшийся когда-то для военных целей, стал служить исключительно мирным целям, и объединил усилия многих стран мира.

XXI век

Новейшая история Байконура отметилась стабильностью, которая сохраняется и сегодня. С космодрома Байконур регулярно осуществляются запуски спутников связи, пилотируемых и грузовых кораблей на МКС. В 2004 году между Россией и Казахстаном был подписан новый договор, продливший аренду космодрома до 2050 года.

Последним важнейшим событием в истории Байконура можно считать 27 января 2016 года – в этот день пресс-служба Роскосмоса сообщила о том, что более 40 туристических компаний смогут организовывать туры на Байконур. Таким образом, теперь некогда секретный объект могут посетить все желающие. Хотим заметить, что в этот список также включена туристическая компания «Адвантур».

History of Baikonur

The main events of the cosmodrome from dawn to our days

History of over half a century old Baikonur started during Soviet times. Today Baikonur continues rocket launches to the space as a part of Russian astronautics. Since the 1950’s there have been more than 1500 space ships and over 100 ballistic rockets launched from Baikonur. The demand of the military in intercontinental ballistic missiles for delivering the nuclear weapon to the potential enemy gave a start to the history of Baikonur. Luckily, today this legendary cosmodrome serves exclusively peaceful purposes.

1950’s

The birth of astronautics in the USSR dates to May 13, 1946, when Stalin signed a decree on building space field of science and industry. The history of Baikonur started in May 1945 when the government of the USSR made a decision on creating an intercontinental ballistic missile where apart from the missile development itself, there was a point on construction of the testing area. Following many researches and compliance of necessary conditions such as availability of railway station, water reserve and less populated region, the steppe region on the shores of Syr-Darya near the village of Tyura-tam was chosen.

History of Baikonur
History of Baikonur
History of Baikonur

On 12 January 1955, the first group of constructors and military officers landed to build a testing area and a settlement. First, they built a tent-camp and the planning works of the future testing area began. On 20 July 1955, the construction of the first launching pad had started, though only few launches were planned for it, however the construction came out that firm and comfortable that it is used until today – currently known as Site No.1 or “Gagarin’s start” and there more than 600 launches have already been done from the site.

1957 was the beginning of the space era. The construction of the testing area was over and on 15 May, they launched the first rocket that was a failure. On 12 July, the second trial also failed. And only with the third try, on 21 August, they managed to successfully launch the intercontinental ballistic missile named R-7. However, the door to the space was opened only on 4 October 1957 when there was the first artificial space satellite launched from Baikonur. It was making rounds around the earth orbit for 3 months and passing a simple radio signal “Beep! Beep!”. Only a month later, on 3 November, the second spacecraft launched to Earth orbit with the animal on board – the dog named Laika.

History of Baikonur
History of Baikonur
History of Baikonur

At the same time, there the settlement for the cosmodrome workers, builders - scientists and military officers, was being developed. The tent camp slowly transformed into clay houses, and later to big wooden houses. Finally, in January 1958, there appeared a village called Leninskiy.

1960’s

The start of the Space Age was not smooth. On October 24, 1960, during testing of the new rocket R-16 at Baikonur space center, unauthorized switch of the engine occurred that destroyed the rocket in an enormous explosion. 74 people died, among them were the workers, military officers and rocket engineers. Three years later, on the same day, on 24 October 1963, another catastrophe took place: due to the evaporation of the fuel components and a short circuit the fire came out that took lives of 8 people. Since then, 24 October is considered a Black Day: they do not launch rockets, and commemorate all those who died during the space exploration.

However, there was a successful event too - on 12 April, 1961, the first man, Yuriy Alekseevich Gagarin, went to space. There are now many monuments to him in different countries of the world. It is interesting that during the launch start, Gagarin was supposed to say according to regulations: “Crew, taking off”, but instead he cheerfully announced “Let’s go!”; now all astronauts say the same.

History of Baikonur
History of Baikonur
History of Baikonur

After the second stunning success, the next milestone in space exploration was flight to the Moon. On 3 August 1964, the USSR approved a moon program, and Baikonur had started construction of the launch pad for the extra-heavy rocket N-1. At the same time, the USA that gave up the first steps in the space race decided to excel the USSR and they made it - on 20 July 1969, the crew of the spacecraft Apollo-11 landed on the Moon. Tests at Baikonur were not successful, and in relation with “space” expenditures on development of extra heavy rocket for Moon flight, the Soviet moon program was literally stopped. 

A positive side effect of cosmonautics progress was the development of the village Leninskiy; 4-storey apartments blocks were built, the city infrastructure advanced. In 1969, the village got the status of the city and was renamed to Leninsk.

1970’s

Giving up in the moon race, the USSR continued exploring the space. In the 1970’s, several Moon research vehicles were launched from Baikonur, and research apparats were sent to the Venus and Mars. Still the most significant event was the launch of “Proton-K”, the carrier rocket, on 19 April 1971. It led out the first piloted orbit station “Salyut” to the Earth orbit. Proton-K accepted two expeditions of astronauts and served over half a year. Later, in 1975, spaceship “Soyuz-19” was launched from the Baikonur cosmodrome, that soon docked with the American “Apollo” highlighting the new era of space exploration – peaceful cooperation of space empires. This decade signified the gradual development of space exploration in the history of Baikonur.

1980’s

Baikonur continued working as usual, developing the existing rockets, launching earth orbit satellites, space stations and interplanetary space crafts. However, in 1981, the USA started using Shuttle, a new type of spaceships for delivering cargo and people to the orbit. Soviet secret services had already found out about the development of the new craft in 1975; it triggered a new space race. The Russian rocket producers managed to create such spaceship rather late. Besides, the project was too expensive. Space shuttle “Buran” made its only flight on 15 November 1988, and the program was shut down. On the other hand, thanks to this, Baikonur city had another step of development: new districts were constructed, infrastructure widened; a huge aerodrome built on the cosmodrome for landing of “Buran” still receives aircrafts of any class, express deliveries of large-size spare parts, satellites and other equipment.

History of Baikonur
History of Baikonur
History of Baikonur

The other important part of this epoch in the history of Baikonur was the construction of the permanent orbit station “Mir” that later turned into the first international space station. Mir was visited by the astronauts from the USA, Japan, EU and other countries. It was sent on its course on 20 February 1986; the base module of the “Mir” station was delivered to the orbit by the rocket-carrier “Proton-K” from the Baikonur cosmodrome, followed by six housing and scientific modules. It had been serving on the Earth orbit for 15 years instead of initially planned 5, giving a foundation for building International Space Station (ISS).

1990’s

The last decade of the 20th century was a real test for Baikonur – after the fall of the USSR, the city and the cosmodrome were passed to Kazakhstan, and the entire rocket building industry remained in Russia. During this time, the number of space launches had rapidly decreased. The future of the space center was indefinite. Along with this, due to the legal complications with the definition of the status of the space center, change of administration in the city and decline of the life quality, many specialists started to abandon Baikonur; the population number shrunk twice.

In 1994, Russia and Kazakhstan agreed on the issue of Baikonur: Baikonur complex consisting of the city and the space center was passed back to Russia. In 1995, the city of Leninsk was renamed to Baikonur. Life in the city began to revive; the Ministry of Internal Affairs of Russia started gradual handover of cosmodrome objects to the Roscosmos State Corportation. Thus, Baikonur successfully overcame the crisis, slowly regained its power and even started the new stage of development.

The most important milestone of this period was the launch of the rocket-carrier “Proton-K” with the functional cargo block “Zarya” from Baikonur. The launch took place on 20 November, 1998, and is celebrated as the birthday of ISS, as “Zarya” was the first module of the future orbit station.

Thus Baikonur, once built for military purposes, now serves exclusively for peaceful purposes and united efforts of many countries of the world.

21st century

The present Baikonur preserves stability. Baikonur space center regularly launches satellites, manned and unmanned cargo crafts to the ISS. In 2004, Russia and Kazakhstan signed a new agreement to extend space center rent until 2050.

The most recent significant event in the history of Baikonur was on January 27, 2016, when the press-service of the Roscosmos announced that more than 40 touristic companies are eligible to organize tours to Baikonur. Now once secret object can be visited by anyone. It is to note, that Advantour travel agency is also included in the list.