Ущелье Хада, окрестности Гудаури

Долина древних грузинских башен

Неподалеку от городка Гудаури, в одном из ответвлений большого Арагвского ущелья расположилось ущелье Хада, которое получило свое название в честь протекающей по его дну реки Хадисцхали. Оно могло быть таким же непримечательным как соседние ущелья, если бы не башни, которые разбросаны по его склонам. По утверждению местных жителей, когда-то было почти 60 этих необычных башен, но сегодня можно увидеть чуть больше десятка, да и то, некоторые из них не видны со дна ущелья.

Ущелье Хада по всей длине составляет около 11 км, вдоль которого разбросаны небольшие поселки, многие из которых заселены лишь летом, и только в селе Бедони люди живут круглогодично. Вход в ущелье Хада начинается с поселка Квешети, путь к которому из Тбилиси составляет 90 км. Неподалеку от Бедони находится минеральный источник с большим содержанием железа в воде, вкус которой понравится не каждому. Когда-то у источника стоял храм, но сегодня от него сохранился лишь фундамент.

Выше по ущелью разбросаны летние поселения с необычными названиями: Гомурни, Цкери, Бениатбегони, Иухо. Из последнего села Иухо можно увидеть храм Георгия Ломисского, находящийся на горе Ломиси. Каждый год местные жители устраивают праздник Ломисоба, во время которого совершают восхождение к храму, где затем проводится жертвоприношение барана.

Известно, что первые жители появились в ущелье Хада еще в эпоху неолита. В XIII веке сюда совершала набеги монгольская армия. А в начале XIX века, именно здесь начались первые столкновения восставших горцев против правительственных войск. Однако, большая часть истории ущелья Хада прошла в тихом и размеренном ритме жизни.

Башни ущелья Хада всегда были закрыты для посещения, и войти в них можно было только во время религиозных праздников и только мужчинам. По слухам, в каждой башне хранятся святыни. А по одной из местных легенд, около самой дальней башни, в самом конце ущелья, когда-то паслись золотистые овцы, что можно считать отсылкой к сказаниям о золотом руне.

В туристическом плане, помимо необычных башен, ущелье Хада будет интересно для любителей треккинга, а зимой, когда ущелье становится практически непроходимым, сюда иногда приезжают покататься на лыжах фрирайдеры.

Khada Gorge, Gudauri

Valley of ancient Georgian towers

Khada gorge is located not far from the city of Gudauri, in one of the branches of the big Aragv gorge. Khada took its name from the river Khadiskhali running beneath it. It could as unremarkable as neighboring gorges, if not the towers scattered along its slopes. Locals say that there were once almost 60 towers, however now you can see only a dozen; still some are not visible from the bottom of the gorge.

Khada gorge is around 11km long with small villages lying along it. Many of them are populated only in summer; people live all year around only in Bedoni. Entrance to Khada gorge starts with the village Kvesheti located 90 km away from Tbilisi. There is a mineral spring containing huge amount of iron in water near Bedoni. Not everyone will like the taste of this water. Once there was a temple next to the spring, but only its foundation has reached us.

There are summer settlements with unusual names scattered above the gorge: Gomurni, Tskeri, Beniatbegoni, Iukho. From the Iukho village, one can see Lomisa church located on the mountain Lomisi. Locals celebrate Lomisoba every year; they climb to the temple and slaughter a sheep there.

It is known that the first people appeared in the Khada gorge in the period of the New Stone Age. In the 13th century, it was raided by Mongols. In the beginning of the 19th century, here the first clashes of revolted mountain dwellers against government troops took place. However, in general life in Khada gorge was quiet and steady.

Towers of Khada gorge were always closed for visits. The doors were open only during religious holidays and only for men. They say every tower has a sanctuary. According to one of the legends, golden sheep were once pasturing near the furthest tower in the end of the gorge. This refers to the legend about the Golden Fleece.

Apart from unusual towers, Khada gorge may be interesting for fans of trekking, and in winter, when the gorge gets practically impassable, it sometimes attracts fans of freeride skiing.