Космодром Байконур

Стартовая площадка в Космос

Космодром Байконур – это огромный комплекс по запуску ракет, первый и крупнейший космодром мира. Он расположен в южной части Казахстана, и занимает площадь 6717 кв. км. Неподалеку, в 30 км южнее находится одноименный город Байконур, где живет обслуживающий персонал. В настоящее время, космодром и город находятся в аренде у Российской Федерации, вплоть до 2050 года.

Космодром Байконур появился в 1957 году, когда были завершены первые строительные работы, и прошел первый запуск ракеты Р-7. С тех пор, на протяжении 30 лет он увеличивался: строились стартовые площадки для новых типов, цеха для сборки ракет, станции для заправки топливом, комплексы для управления и отслеживания ракет, и другая важная инфраструктура. На сегодняшний день, здесь действуют несколько стартовых площадок, огромный аэродром «Юбилейный», музей космонавтики, а также монтажно-испытательные комплексы и центры управления.

Космодром Байконур
Космодром Байконур
Космодром Байконур

Самым первым и главным объектом космодрома Байконур является стартовая площадка №1, также называемая «Гагаринский старт». Именно отсюда была запущена первая ракета, затем первый искусственный спутник Земли, и отсюда стартовал корабль с первым космонавтом Юрием Алексеевичем Гагариным, в честь которого и была названа стартовая площадка. С нее было совершено уже более 600 запусков ракет в космос, и сегодня она так же используется для отправки космонавтов на МКС. Зона безопасного наблюдения запуска составляет радиус 1,4 км, и видимость со смотровой площадки очень хорошая.

Космодром Байконур
Космодром Байконур
Космодром Байконур

Стартовая площадка №31 – вторая по значимости на космодроме Байконур. Она является дублирующей для «Гагаринского старта», и чаще используется для отправки грузовых кораблей на МКС. Для нее также действует зона безопасного наблюдения радиусом 1,4 км. А также, для запуска тяжелых грузовых ракет «Протон» на Байконуре имеется стартовая площадка №81. Примечательно, что для нее безопасная зона начинается с расстояния 3 км, но свидетели запусков говорят, что несмотря на то, что расстояние со смотровой площадки в 2 раза дальше чем на запуске «Союза», грохота и зрелищности в 5 раз больше.

На территории космодрома Байконур также имеется аэродром «Юбилейный», который был построен для посадки космических челноков «Буран». К сожалению, огромная взлетно-посадочная полоса длиной 4500 метров всего один раз приняла этот космический корабль, и проект был закрыт. Однако, сегодня «Юбилейный» используется для специальных рейсов, которые доставляют на космодром спутники и габаритные детали ракет.

Космодром Байконур
Космодром Байконур
Космодром Байконур

Помимо этого, на космодроме имеются музей истории космонавтики, который включает в себя большое здание с тысячами экспонатов, экспозицию на открытом воздухе с реальными двигателями ракет и космическим челноком «Буран», а также в комплекс музея входят домики Королева и Гагарина, где жили отец русской космонавтики и первый космонавт мира.

Некогда секретный объект, сегодня космодром Байконур - это уникальный комплекс, который может посетить любой желающий. Для этого надо лишь приобрести тур у одной из 40 компаний, которые получили лицензию от Роскосмоса - государственного предприятия, управляющего космодромом. Туристическая компания «Адвантур» также имеет такую лицензию.

Baikonur Cosmodrome

Launch pad to the space

Baikonur cosmodrome is a huge complex of missile launches, the first and the largest space center in the world. It is located in the southern part of Kazakhstan and has a territory of 6717 square km. There is a city of Baikonur not far, only 30km away from it, where its personnel reside. Currently, cosmodrome and the city are rented by the Russian Federation until 2050.

Baikonur cosmodrome was founded in 1957 when the first construction works were completed, and the first launch of the missile R-7 took place. During the next 30 years the cosmodrome had been growing: new launch pads for new missile types, tool rooms for rocket construction, fuel stations, complexes for missiles control and tracking and other important infrastructure were built. There are now several launch pads, a huge aerodrome “Yubileyniy”, museum of cosmonautics, assembly & test facilities and control centers.

Baikonur cosmodrome
Baikonur cosmodrome
Baikonur cosmodrome

The first and the main object of the Baikonur cosmodrome is a launch pad No.1 a.k.a “Gagarin’s start”. The first missile, then the first artificial Earth satellite, and the first manned launch with astronaut Yuriy Gagarin were also launched there. Thus the launch pad is called after him. The launch pad has already sent more than 600 missiles to the space. Today it is also used for sending cosmonauts to the ISS. You must stay out of the radius area 1.4 km (0.87 mile) for safety reasons. There is a view deck with a very good visibility.

Launch pad No.31 is the second most significant one at the Baikonur cosmodrome. It substitutes “Gagarin’s start” and usually used for sending cargo ships to the ISS. Like Gagarin’s start, the safety area is also 1.4 km. A heavy cargo is launched on missiles “Proton” from the launch pad No.81. It is to note that although the safety area radius is 3 km and the view deck is twice further from the launch pad, than the launch of “Soyuz”, noise and staginess are 5 times more.

Baikonur cosmodrome
Baikonur cosmodrome
Baikonur cosmodrome

The aerodrome “Yubileyniy” is also located on the territory of the Baikonur cosmodrome. Initially, it was built for landing of space shuttles “Buran”. Unfortunately, a huge runway (4500m) received this spaceship only once, and then the project was shut down. However, “Yubileyniy” today is used for special flights to deliver satellites and large details of missiles to the cosmodrome.

Apart from that, the cosmodrome has a museum that includes a big building with thousands of exhibits, open-air exposition with real missile engines and the space shuttle “Buran”, as well as houses of Korolev and Gagarin, where the father of the Russian cosmonautics and the first cosmonaut of the world were living.

Baikonur cosmodrome
Baikonur cosmodrome
Baikonur cosmodrome

To finalize describing the cosmodrome, once a secret object, today Baikonur is a unique complex that anyone now can visit. All you need to do is to book a tour from one of the 40 companies licensed by the Roscosmos, the state corporation operating the cosmodrome. Advantour travel agency has such license and we will gladly take care of your once in a lifetime adventures to the first and the largest space center in the world.