Гиссар - Караван-сарай

Памятники средневекового Гиссара - Караван-сарай Хиштин

Средневековый Гиссар являлся одним из торговых узлов в Средней Азии. Через него проходили многочисленные торговые пути, по которым шло бесчисленное множество караванов. Усталые путники, приезжая в Гиссар, останавливались в знаменитом караван-сарае Хиштин.

Караван-сарай Хиштин является одним из сохранившихся памятников Гиссарского историко-культурного комплекса. Это средневековая гостиница, построенная в 1808 году, рядом с медресе Кухна. «Хиштин» переводится как «кирпичный», так как дошедшие до нас фрагменты фундамента здания, а так же остатки стен были полностью сделаны из жженого кирпича. Это достаточно необычно, в силу того, что жженый кирпич чаще всего использовался при постройке дворцов правителей, медресе и мечетей.

Здание караван-сарая полностью не сохранилось до наших дней. В своей первоначальной форме оно было запечатлено в 1913 году на одной единственной фотографии, по которой архитекторы-реставраторы восстанавливают памятник. От первоначальной постройки сохранились остатки фундамента и стен, высотой не более метра. На сегодняшний день реставраторам удалось почти полностью восстановить стены караван-сарая.

По своим размерам гостиница повторяет стоящее рядом медресе Кухна. Входной портал гостиницы был предположительно прямоугольной формы. Комнаты располагались по периметру. Внутри гостиницы был внутренний двор со стоящим по центру колодцем. Комнаты для отдыха в караван-сарае были разного размера и степени комфортности. Здесь могли остановиться простые погонщики верблюдов и богатые купцы. Хотя караван-сарай отличался комфортностью, он был построен без окон, но при этом, в некоторых номерах были камины, а где-то в полу укрепления для отопительных жаровен.

Caravanserai, Hissar

Monuments of Medieval Hissar - Khishtin Caravanserai

The medieval Hissar was one of the trade junctions located in Central Asia. It was crossed by numerous trade routes with waving seas of caravans passing it. Tired travelers arriving to Hissar, stayed in the famous Khishtin caravanserai.

The caravanserai Khishtin is one of the extant monuments of the Hissar historical and cultural complex. This medieval guest house was built in 1808 next to the Kukhna madrasah. “Khishtin” is translated as “made of brick”, since the fragments of the buildings foundation extant up to date as well as the ruins of the walls were completely laid of burnt brick. This is rather unusual, since burnt brick was more often used in construction of rulers’ palaces, madrasahs and mosques.

The caravanserai’s building did not fully survive up to date. Its initial state was captured in 1913 on the only photo based on which the architectures-renovators are restoring the monuments. Fragments of walls with height not more than a meter are only left from the original building. Up to date the renovators managed to restore the walls of the caravanserai almost fully.

In its sizes the guest house follows the Kukhna madrasah located next to it. The entrance portal was presumably of rectangular shape. The rooms were located along the perimeter. Inside the guest house there was a courtyard with a well in its center. The caravanserai’s rooms were different in sizes and comfort level. Common camel drivers and rich merchants could stay there. Though the caravanserai was remarkable for its comfortability, it was built without windows; however there were fire-places in some rooms while some other rooms came with fixtures for heating chauffers.